Обществознание. 10 класс. (68 часов). 2 часа в неделю.
Рабочая программа по курсу обществознания для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.
Программы: Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 6-11 кл.- М.: Просвещение, 2009.
Авторы программы: Боголюбов Л.Н. и др.
Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 кл.- 2007, 2008,2011.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
Требования к уровню подготовки выпускника 10 класса по предмету
В результате изучения обществознания ученик должен: знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания; уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
|
Тема урока
| Кол-во часов
по плану
| Тип урока
| Понятия
| Оборудование
| Дата
| Задание на дом
|
Раздел 1. Общество и человек
| 16
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Общество.
| 4
|
|
|
|
|
|
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа.
| 1
| лекция
| Общество как совместная жизнедеятельность людей.
| ЦР
|
|
|
Общество и культура. Науки об обществе.
| 1
| комбинированный
| Культура.Наука.
| ЦР
|
|
|
Структура общества. Общество как сложная динамичная система
| 1
| комбинированный
| Общество как сложная динамичная система. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Социальная система
| ЦР
|
|
|
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
| 1
| комбинированный
| Важнейшие институты общества.
Социальные институты.
Самодостаточность
Интеграция.
Общественные потребности
| ЦР
|
|
|
Тема 2. Человек.
| 12
|
|
|
|
|
|
Природа и человек. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
| 1
| лекция
| Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Антропогенез,
Возрождение
| ЦР
|
|
|
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке
| 1
| комбинированный
| Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
| ЦР
|
|
|
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека.
| 1
| комбинированный
| Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.
Духовность.
Мораль.
Категорический императив.
Идеал.
.
| ЦР
|
|
|
Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности.
| 1
| комбинированный
| Мировоззрение и его роль в жизни человека Мировоззрение
| ЦР
|
|
|
Патриотизм и гражданственность.
| 1
| комбинированный
|
Патриотизм.
Гражданственность
| ЦР
|
|
|
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация.
| 1
| комбинированный
| Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Деятельность.
Потребность.
Цель, мотив
| ЦР
|
|
|
Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
| 1
| комбинированный
| Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Сознание
| ЦР
|
|
|
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы влияющие на её формирование.
| 1
| комбинированный
| Нравы.
Обычай.
Биологическое и социальное в человеке.
| ЦР
|
|
|
Самосознание и самореализация.
| 1
| комбинированный
| Самосознание.
Самореализация Личность.
Личность. Социальное поведение и социализация личности
| ЦР
|
|
|
Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
| 1
| комбинированный
| . Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности
| ЦР
|
|
|
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
| 1
| комбинированный
| Познаваемый ли мир? Познание чувственное и рациональное. Знание. Социальное знание.
Агностицизм.
Гносеологизм.
Чувственное познание.
Понятие.
Суждение.
Мышление.
Язык.
Сенсуализм.
Рационализм
| ЦР
|
|
|
Истина и её критерии. Многообразие форм человеческого знания.
| 1
| комбинированный
| Истина (абсолютная, относительная).
Паранаука. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания
| ЦР
|
|
|
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.
| 38
|
|
|
|
|
|
|