Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 329.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации03.05.2014
Размер329.64 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по литературе для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией доктора педагогических наук М.Г. Ахметзянова (Казань.Магариф, 2009), Базисного учебного плана РТ на 2013-2014 учебный год, учебного плана школы на 2013-2014 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Более объёмные и сложные произведения изучаются в сокращении.

Программа составлена с учётом специфики восприятия русской литературы учащимися –татарами, их читательского опыта, приобретённого в процессе изучения татарской литературы. Специфическими видами деятельности по освоению литературных произведений, предусмотренными рабочей программой, являются:

-сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявление национально-обусловленных различий;

- самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной

язык.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 70 часов.
Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. Авторы- составители: М.Г.Ахметзянов, Т.Д.Фролова, Г.А.Голикова, М.М.Бакеева, О.О.Несмелова . - Казань: Магариф,2007.

  2. Поурочные планы по литературе, 8 класс. Автор: Н.М.Скоркина. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2002.

  3. Л.Н.Савина. Уроки литературы в 8 классе. Волгоград, «Учитель», 2003.

  4. «Тесты по литературе, 5-9 класс». Автор: Е.Ю.Липина.

Москва, «Дрофа», 2004.

Для учащихся:

  1. Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов, Т.Д.Фролова и др. – Казань: Магариф, 2007.

  2. Читаем, думаем, спорим. Учебное пособие по литературе. Москва, «Просвещение», 2004.

  3. «Тесты по литературе, 5-9 классы»Автор: Е.Ю.Липина. Москва, «Дрофа», 2004.

  4. Энциклопедические и лингвистические словари.

  5. Электронное издание «Энциклопедия «Кругосвет». 5-9 класс. Предмет: литература.»


Содержание тем учебного курса 8 кл

Введение.

Художественная литература и действительность. Образное отражение жизни в художественной литературе. Понятие о художественном образе.

Русская литература 19 века.

А.С.Пушкин. К Чаадаеву. Во глубине сибирских руд. Арион. Анчар.

Вольнолюбивые мотивы в лирике поэта. Пушкин в Казани.

Роман «Капитанская дочка» (в сокращении). Историческая основа романа. Композиция. Жанр. Формирование личности героя. Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и долга.

Маша Миронова. Стойкость, преданность и верность любимому человеку. Нравственная красота героини.

«История пугачёвского бунта»(отрывки). «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

Теория литературы. Стихотворная строфа. Развитие понятия о романе.

М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Три пальмы».

Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции. Идейное содержание поэмы. Свободолюбивый характер Мцыри.

Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». ( в сокращении). Жизненная основа комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества. Мастерство драматурга в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина.

Повесть «Шинель». Тема «маленького человека» в повести.

Теория литературы. Комедия как драматургическое произведение. Герой литературного произведения (развитие понятия).

И.С.Тургенев. Рассказы из сборника «Записки охотника»: «Певцы», «Живые мощи».

Вера писателя в духовные силы человека. Народ как носитель лучших черт национального характера.

Стихотворения русских поэтов о любви: Ф.И.Тютчев «Я встретил вас», А.А.Фет «На заре ты её не буди», А.К.Толстой «Средь шумного бала».

Н.А.Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни. Поэтический образ русской женщины. Народно-поэтические мотивы в поэме.

Н.С.Лесков. Рассказ « Тупейный художник». Прославление талантливости русского человека. Воспевание творческого труда народа.

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Жизненные источники произведения. Обличительный характер рассказа. Приём контраста в рассказе. Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества.

Теория литературы. Антитеза как способ построения произведения.

Сюжет и композиция произведения (развитие понятий).

А.П.Чехов.Рассказ «Человек в футляре». Изображение духовного оскудения личности.Образ Беликова – «человека в футляре». Беликовщина как явление времени.

Русская литература 20 века.

И.А.Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи». Проблема любви в рассказе. Лиризм повествования.

А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

М.Горький. Слово о писателе. Горький в Казани. «Мои университеты»( в сокращении). Автобиографическая основа повести. Вера в творческие силы народа.

«Сказки об Италии» (обзор). Мечты человека о светлой, счастливой жизни свободного человека.

В.В.Маяковский. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся». Гуманистический смысл стихотворений. Особенности стихотворной речи поэта. Обличение бюрократизма.

Теория литературы. Гипербола. Гротеск. Аллегория.

М.И.Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам…». «Тоска по Родине». Любовь к Родине. Философская глубина восприятия мира.

О.Э.Мандельштам. Лирика поэта. «Раковина», «Автопортрет» и другие стихотворения.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе.

«Снег», «Бриз». Единение человека с природой. Красота и гармония в природе.

А.Т.Твардовский. Поэма « Василий Тёркин» ( в сокращении). История создания, композиция поэмы. Идейно-художественное своеобразие поэмы. Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме. Образ Василия Тёркина.

Стихотворения о Великой Отечественной войне.

А.Сурков «Песня смелых», «В землянке». Б.Окуджава «Ах,война…», «Вы слышите, грохочут сапоги».

А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение».Война и семья в рассказе. Возвращение к человечности, состраданию.

А.А.Ахматова. Патриотическая лирика. «Мне голос был…», «Мужество» и другие стихотворения.

А.И.Солженицын. Рассказ «Как жаль».

Б.Л.Пастернак. Философская лирика. «Зимняя ночь» , « Снег идёт».

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Тема детства. Жизнь сибирской деревни в 30-е годы. Чистота отношений между людьми, отзывчивость и доброта.

Н.М.Рубцов. «Привет,Россия», «Русский огонёк». Лирика Родины, родной природы.

Е.Евтушенко. Людей неинтересных в мире нет», « О нашей молодости споры».

Ч.Айтматов. «Белый пароход». Идея взросления человека.

Зарубежная литература.

Ж.Мольер. «Мещанин во дворянстве»(в отрывках)

П.Мериме. «Тамаго»

В.Шекспир. Сонеты «Её глаза..», «Увы, мой стих» и другие.

А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Учебно-тематическое планирование




Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Художественная литература и действительность. Понятие о художественном образе.

1

Комбиниро-ванный

Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя

Фронтальный опрос

Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства







2

Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С.Пушкина. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Анчар»

1

Изучение нового материала

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа

Индивидуальный, ответы на вопросы


Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина







3

А.С.Пушкин в Казани. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Композиция. Жанр.

1

Изучение нового материала

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа

Индивидуальный, ответы на вопросы


Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина







4

Формирование личности П.Гринева. «Я рос недорослем»

1

Комбиниро-ванный

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ

Индивидуальный, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы







5

Гринев и Швабрин.

Проблемы чести и

достоинства,

нравственности

поступка.

Сравнительная

характеристика.

1

Комбиниро-ванный

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы







6

Гринев и Маша Миронова.

Нравственная красота героини.

1

Комбиниро-ванный

Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

Обобщение и систематизация полученных знаний







7

«История пугачевского бунта» (отрывки)

1

Практикум

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа

оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы







8

Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель»

1

Комбини-рованный

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа

Оценка ответов учащихся на уроке

Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения







9

Р/р. Сочинение-сравнительная характеристика героев

( по роману «Капитанская дочка»)

1

Р/р

сочинение




Уметь писать сопоставительную характеристику героев произведения







10

Вн.чт. К.Г.Паустовский «Михайловские рощи»

1

Внеклассное чтение

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.







11

М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Три пальмы».

Теория литературы. Ритм, рифма, строфа.

1

Комбиниро-ванный

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений

Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать

Совершенствование умения анализировать стихотворения







12

М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции поэмы.

1

Комбини-рованный

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

Оценка ответов учащихся

Совершенствование умения анализировать лирическое произведение определять композиционные особенности, тему произведения







13

Идейное содержание поэмы «Мцыри» Образ Мцыри в поэме.

Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

1

Комбиниро-анный

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

Оценка ответов учащихся

Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения







14

Р.Р. Сочинение по

поэме «Мцыри». «Чем меня привлекает образ Мцыри».

1

Развитие речи

Сбор материала к сочинению, его систематизация.

сочинение

Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру







15


Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор».

1

Изучение нового материала

Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа

Выборочная проверка записей, сделанных учеником

Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы







16

Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор»

1

Комбини-рованный

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

Оценка ответов учащихся в ходе урока

Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.







17

Мастерство

Н. В. Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина.

1

Комбини-рованный

Работа над 4-м действием комедии

Оценка ответов во время работы с текстом

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста







18

Р.Р.Практическая работа по комедии «Ревизор».

Теория литера-туры. Комедия как драматургическое произведение.

1

Контрольный

Ответы на предложенные вопросы и задания

Уровень выполнения практической работы

Умение обобщать, систематизировать и применять полученные знания.







19

Р/р.Подготовка к домашнему сочинению «Хлестаков- типичный герой николаевской России»

1

Развитие речи

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Знать содержание комедии. характеристику главного героя – Хлестакова.







20

Тема «маленького человека» в повести «Шинель»

1

Изучение нового материала

Ответы на предложенные вопросы и задания

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Знать содержание повести, раскрыть образ «Маленького человека»







21

. Н.В.Гоголь.

«Петербургские повести».

1

Внеклассное чтение.

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.







22

И.С.Тургенев. Судьба и личность писателя. Вера писателя в духовные силы человека в рассказе «Певцы»

1

Изучение нового материала

Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя

Индивидуальный

Подготовка к восприятию повести «Певцы» .Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы







23

Вн.чт. И.С.Тургенев. «Живые мощи»

1

Внеклассное чтение

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов










24

Стихотворения русских поэтов 19 века о любви.

Ф. И. Тютчев «Я встретил вас», А. А. Фет « На заре ты её не буди», А.К.Толстой «Средь шумного бала».

1

Комбинированный

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ

Оценка выразительного чтения наизусть

Умение анализировать лирический текст







25

Н.А.Некрасов. Изображение крестьянской жизни в поэме «Мороз. Красный нос»

1

Изучение нового материала

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Знать художественные особенности поэмы, уметь определять тематику произведения.







26

Поэтический образ русской женщины.

1

Комбинированный

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Знать содержание произведения уметь воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику произведения.






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск