Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год





Скачать 273.51 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год
страница1/2
Дата публикации15.09.2014
Размер273.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
d:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\resa9f45223-c88c-491a-a217-06367db69b06



для 6 класса

учителя

Дементеевой Е.Н.

d:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res9f7bd71b-0a01-022a-0047-3a142210f17d

2013-2014 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Конь – Колодезь

Хлевенского муниципального района Липецкой области

Утверждаю

Директор

_____________Н.А.Пальчикова

Приказ № 157 от 02.09.2013

Рабочая программа по биологии для учащихся

6 класса на 2013 – 2014 учебный год

Базовый уровень

Составитель Дементеева Е.Н., учитель биологии



Обсуждено на заседании МО учителей

предметов естественного цикла

Протокол № 1 от 27.08.2013г.

Руководитель МО

_______________ В.Э. Асламович
Рассмотрено на

методическом совете школы

Протокол № 1 от 29.08.2013г.

Руководитель МС

_______________ В.А. Блинова




2013г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко // Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф,2007., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года, в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану Липецкой области и учебному плану МБОУ СОШ с. Конь – Колодезь.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли как результата эволюции. Знакомит с растениями родного Липецкого края, воспитывая любовь к родным местам и бережное отношение к природе.


Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития

учащихся.
Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используются вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления задаются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, B.C.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники : учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2009. -239с

Курс биологии для 6 класса («Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники») изучают в течении одного учебного года. Школьный курс имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства.

Содержание программы
Наука о растениях – ботаника

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Общее знакомство с растениями

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Системные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их прорастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, парке, огороде и на пришкольном участке.

Лабораторная работа.

Семенные и споровые растения( на примере ветки сосны с шишками и семенами, папоротника со спорами).
Клеточное строение растений

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные, покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Органические вещества в клетке: углеводы (сахар, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты – и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях и органах растений.

Лабораторные работы

Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. Приготовление микропрепарата. Строение растительной клетки ( на примере листа элодеи и кожицы лука).
Органы цветковых растений

Семя

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Лабораторные работы

Строение семени двудольных и однодольных растений. Разнообразие семян овощных культур.
Корень

Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.

Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями(запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).

Лабораторные работы

Внешнее строение корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли, пшеницы). Зоны роста(растяжения) у корня.

Побег

Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая, проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.

Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарнички в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.
Лабораторные работы

Строение вегетативных и цветочных почек. Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Годичные кольца на поперечном срезе(спиле) дерева. Строение корневища, клубня и луковицы.

Цветок и плод

Цветок, его строение и значение. Околоцветник(чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных – опылителей.

Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособительные особенности у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Лабораторные работы

Строение цветка. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Строение соцветий.
Основные процессы жизнедеятельности растений

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержание углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселе6ния растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки(черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии. Этапы развития растения (зародышевый, молодости и старости). Продолжительность жизни растений.

Лабораторные работы

Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы.

Основные отделы царства растений

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые, Пасленовые и сложноцветные. Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки.

Лабораторные работы

Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Внешнее строение мхов, папоротниковидных и голосеменных растений. Споры мха и папоротника. Строение шишек и семян хвойных растений.
Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле

Развитие растительного мира, Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособленный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция. Центры происхождения культурных растений.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы.

Царство Бактерии

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерий от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека.

Лабораторные работы

Внешнее строение бактерии сенная палочка. Строение клубеньков корней бобовых растений.

Царство Грибы. Лишайники

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы – Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы; съедобные и несъедобные грибы.

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов – паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лишайники, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека.

Лабораторные работы

Внешнее строение плесневого гриба мукор. Наблюдение разбрасывания спор грибом мукор. Внешнее строение плодового тела гриба – трутовика.

Природные сообщества

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биоценозе.

Понятие о смене природных сообществ. Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса. Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества. Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растение, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Заключение

Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы

Учебно-тематический план




Наименование разделов

и тем

Общее

количество часов

В том числе

теоретических

практических


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.


8.

9.
10.



6 класс

Введение.
Общее знакомство с растениями.

Клеточное строение растений.

Органы цветковых растений.

Основные процессы жизнедеятельности.

Основные отделы царства растений.

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

Царство бактерий.

Царство Грибы. Лишайники.

Природные сообщества.



1
5
6
18
10
9
3


2

3
11



1
4
4
11
9
4
3


2

2
11



-
1
2
7
1
5
-


-

1
-

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по биологии (профиль) для 10-11 класса на 2013/2014 учебный год
«Биология» Профильный уровень: учебник для 10-11 класса/ П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая и др. М.: Просвещение. 2008
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа По биологии для 6 класса на 2013/2014 учебный год разработчик программы
...
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса на 2013 -2014 учебный год
Природоведение является одним из учебных предметов образовательной области «Естествознание». Рабочая программа предназначена для...
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 10 класса на 2013/2014 учебный год
Программа основного общего образования по информатике и икт (утверждена приказом Минобразования России от 09. 03. 04. №1312)
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии...
Рабочая программа курса биологии 9 класса (общеобразовательного) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена с использованием
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по «Биологии» на 2014 2015 учебный год для 5 класса

Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРеквизиты программы
Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРеквизиты программы
Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную...
Рабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную педагогическую модель образования в школе на 2013-2014 учебный...
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2006), учебного плана школы на 2013-2014 учебный год. Согласно действующему Базисному...
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Биология» для 8 класса на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск