Скачать 145.77 Kb.
|
Тема: ДРЕВНИЙ РИМ (урок-головоломка) Цели: систематизировать знания о Древнем Риме, о выдающихся личностях, событиях; закрепить знания учащихся по историческим понятиям; формировать навыки работы с различными головоломками, учить составлять творческие работы; воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группах. Оборудование: ребусы, кроссворды (для каждой группы), карточки с заданиями. Ход урока I. Организационный момент. Учитель говорит о целях и задачах урока, распределяет класс по группам. II. Работа по группам с головоломками. 1. Игра «Узнай слово» (памятные места Рима). Вставить буквы и объяснить значение этих памятных мест для римлян. 1) А р. (Амфитеатр - специальное сооружение для гладиаторских игр.)
поступала вода в город.)
состязаний на колесницах.) 2. Игра «Перевертыши» (боги Рима). Собрать из букв имя бога римского, рассказать, что о нем знаете. Одна буква в перевертыше - лишняя. НУРТИСА (Сатурн - бог земледелия, виноградарства). ТИРАПЮЕ (Юпитер - бог неба, грозы, царь богов). АРКЕНЕВ (Венера - богиня садов, любви, красоты). РЕСМА (Марс - бог войны). НАСЮНО (Юнона - богиня материнства, женщин). СУ ВАТЕ (Веста - богиня домашнего очага). УТЕПНИН (Нептун - бог моря, воды). КУРЕМИЙРА (Меркурий - бог торговли). 3. Игра «Логическая цепочка» (события истории Рима). Объяснить, по какому принципу слова собраны в одну цепочку и какое слово в данном перечне лишнее. 1) Трибун, югер, Гракхи, закон, земледельцы, Брут. (Братья Гракхи были народными трибунами в Риме, проводили в жизнь закон, по которому ни одна семья не должна пользоваться более, чем тысячей югеров (около четверти гектаров) государственной земли. Закон о переделе земли был на пользу простым земледельцам. Лишнее слово «Брут» -сенатор, убивший Цезаря.) 2) Карфаген, Пирр, легион, Ганнибал, Средиземноморье, По. (В III веке до нашей эры между Римом и Карфагеном шли войны за влияние на Средиземноморье. Карфагенский полководец Ганнибал напал на Рим, подошел к реке По, объединился с галлами и вступил в борьбу с римским легионом. Лишнее слово «Пирр» - это полководец, воевавший с галлами в IV веке до нашей эры.) 3) Капуи, Везувий, колоны, Спартак, Красе, гладиаторы. (В гладиаторской школе Капуи в 74 г. до. н. э. вспыхнуло восстание под предводительством Спартака. Бежавшие гладиаторы основали лагерь на вершине вулкана Везувий, сюда же приходшш рабы из окрестных имений, отсюда восставшие начали свой поход по Италии. В 71 году до н. э. армия Спартака столкнулась с армией Красса и была разгромлена. Лишнее слово «колоны» - земледельцы, бравшие землю для обработки.) 4) Бренн, Сципион, галлы, гуси, золото, Капитолий. (В IV веке до н.э. на Рим с севера напали галлы, римляне были разбиты, устоял только Капитолийский холм. Римляне были измучены и не слышали приближение противника. Гуси - священные птицы, услышав посторонний шум, проснулись и разбудили своим гоготом всех римлян. Вождь галлов Бренн потребовал от римлян золото, для того чтобы откупиться. Лишнее слово «Сципион» -полководец, одержавший победу над Ганнибалом.) 5) Константин, Византии, Нерон, император, епископ, церковь. (При императоре Константине в IV веке столица империи была перенесена на место греческого города Византии. При нем было много сделано для христиан: создавались организации христиан -церкви, священники выбирали руководителя - епископа. Лишнее слово «Нерон» - зловещий император I века н. э.) По вертикали: 2. Закон Гракхов о переделе земли. 4. Битва при Каннах. 5. Установление республики. 6. Падение Римской империи. 5. Крестословица. Это задание можно дать вместо кроссворда. Учитель задает первое слово, спрашивает, что оно означает, и предлагает ребятам продолжить работу по составлению своего кроссворда. Команды получают баллы за пересеченные строки и за объяснение. Например:
2) Вопросы: 1. Один из легендарных основателей Рима. 2. Переселенцы из завоеванных земель. 3. Совет старейшин. 4. Повелитель Рима. 5. Правитель Рима во времена республики. 6. Должностное лицо, избираемое из плебеев. 7. Рабы, выступающие в амфитеатрах. 8. Правитель, обладающий неограниченной властью. 9. Земледельцы, бравшие землю для обработки. 10. Потомки основателей Рима.
(Республика - форма правления, при которой управление становится «общественным делом».)
6. Кейворд (крылатое выражение).
Рассматривая портреты известных римлян, нужно проставить вместо цифр соответствующие имена и поменять цифры на буквы в ключевой фразе. Если класс не сильный или времени остается мало на уроке, можно дать портреты с цифрами и с готовыми именами, это ускорит выполнение задания.
32 2 Пареикона 33
Ответ: 7. Ребусы. III. Подведение итогов. Домашнее задание: составить ребус, кроссворд по теме. 35 |