Скачать 81.94 Kb.
|
Тема урока. Тире между подлежащим и сказуемым. Цель урока: изучить и закрепить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: раздаточный материал - таблица «Тире между подлежащим и сказуемым», ЭОР, карточки с заданиями. Методические приёмы: беседа с учащимися, работа у доски, работа с учебником, с таблицей, сообщение ученика. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Таблица 1 Структура и ход урока
Ход урока
А) 1 ученик у доски готовит ответ на вопрос «Составное глагольное сказуемое» (схема, примеры), 2 ученик - «Составное именное сказуемое» (схема, примеры). Б) Класс отвечает на вопросы. - Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? - Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры. - Какие виды сказуемых вы знаете? В) Проверка выполнения задания у доски. 3. Работа по теме урока. Объяснение нового материала. А) Учебник практики, упр. 126, задание 1,2. - Что объединяет эти высказывания? (тема – язык, книга). Запишите понравившееся вам высказывание, указав подлежащее и сказуемое, способ их выражения. - Выполняя задание №2, мы с вами объясняли постановку тире. А что вам известно об этом знаке препинания? Б) Сообщение ученика «Из истории знака препинания». Тире (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую пунктуацию тире ввёл писатель и историк Н.М. Карамзин. В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный»; термины подсказывали, что на месте тире необходима пауза. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, позже – в «Сокращенной русской грамматике» А. Х. Востокова. - Какие случаи постановки тире вам уже известны? (между подлежащим и сказуемым, разделяет слова автора и прямую речь в предложениях с прямой речью, тире в начале высказывания выделяет реплики в диалоге). - Верно. Помимо этого нам предстоит узнать и другие случаи постановки тире: в ССП, БСП, в простых предложениях с однородными членами при наличии обобщающего слова, в неполных предложениях, а двойное тире (парный знак препинания) выделяет вставную конструкцию в простых предложениях. Все эти случаи мы будем с вами разбирать чуть позже, и это нам необходимо для проведения экзамена в форме ГИА. Сегодня мы более подробно останавливаемся на вопросе «Тире между подлежащим и сказуемым». В) Работа с таблицами (раздаточный материал). В) Графическое объяснение пунктуации. Задание. Даны (раздаточный материал) предложения. Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.
А) Задание. Записать предложения на доске. Объяснить знаки препинания. Наши души-зеркала, отражающие нас. В бою побывать - цену жизни узнать. Воздух как роза. Этот день словно праздник. Голова без ума как фонарь без света. Эти равнины словно бескрайнее море. Бедность не порок. Наша Волга - самая красивая река. Я всем чужой. Жизнь пройти – не поле перейти. Б) Выполнение заданий (на выбор). - Упр. 128 (учебник практики); -Задание с последующей самопроверкой. Расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы. 1. Книга источ..ник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории. 2. Дуб дер..во крепкое. Учит..ся значит много трудит..ся. 3. Чай пить не дрова рубить. Реш..ть задачу познать что (то) новое. Учит..ся всегда пригодит..ся. 4. Научит..ся играть в те(н,нн)ис это здорово! Бедность не порок. Курить здоровью вредить. 5. Сер..це не камень. Он хороший плотник. Дело дрянь. 6. Серёжа, по-моему, х..роший футболист. Площадь квартиры 50 метров. Кто твой приятель? 7. Москва сер..це России. Саша в..лейболист. Серёжа тоже волейболист. Материал для самопроверки. 1. Книга – источник знаний. Мой отец учитель. Отец – учитель истории. 2. Дуб – дерево крепкое. Учиться – значит много трудиться. 3. Чай пить – не дрова рубить. Решить задачу – познать что-то новое. Учиться всегда пригодится. 4. Научиться играть в теннис – это здорово! Бедность не порок. Курить – здоровью вредить. 5. Сердце не камень. Он хороший плотник. Дело - дрянь. 6. Серёжа, по-моему, хороший футболист. Площадь квартиры – 50 метров. Кто твой приятель? 7. Москва – сердце России. Саша – волейболист. Серёжа тоже волейболист. В) Тестирование. Электронное задание «Почему тире?» Вариант 1,2,3,4, 5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e506-0a01-00ee-012b-ce734d5098cf/%5BRUS8_174%5D_%5BQS_314%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e527-0a01-00ee-01d9-a1451dc5b23c/%5BRUS8_174%5D_%5BQS_315%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e545-0a01-00ee-004d-18c661786540/%5BRUS8_174%5D_%5BQS_316%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e560-0a01-00ee-0128-4928032a0f6b/%5BRUS8_174%5D_%5BQS_317%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e57e-0a01-00ee-0138-00923e68e542/%5BRUS8_174%5D_%5BQS_318%5D.html
- Что нового вы для себя узнали на уроке? - Какие упражнения вызвали наибольшее затруднение? Почему? - Над чем урок заставил задуматься?
(С2.1 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. Тезис. «Тире – знак очень важный. Случаев его употребления много, я сейчас о них расскажу». Основная часть (разделительная, выделительная, смысловая функции тире, примеры). Вывод (одно предложение). Приложение к плану-конспекту урока Тире между подлежащим и сказуемым (Тема урока) Таблица 2. Перечень используемых на данном уроке ЭОР |