ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 293 Утверждаю
Директор
ГБОУ ЦО №293
____ (А.Е.Глозман)
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
5 КЛАСС
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
(68 часов)
Учитель: Радушкина С.Ю.
МОСКВА 2012-2013
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО
| ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
| ТЕМАМ
| ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА (на уровне учеб-
|
| ных действий)
| ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ( 2 ч.)
| Что изучает история. Измерение времени в истории(счет лет до н.э. и н. э.)Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
| Раскрыть значение терминов история, век, исторический источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
| РАЗДЕЛ 1.Первобытность ,История Древнего мира (66 ч.)
| ПЕРВОБЫТНОСТЬ (4 ч.)
| Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли .Возникновение древнейших цивилизаций.
| Показать на карте места расселения древнейших людей.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества
| ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО МИРА (1 ч)
| Древний мир: понятия и хронология. Карта Древнего мира. Источники по истории Древнего мира.
| Объяснять , как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя линию времени.
Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории
| ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч.)
| Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники).Военные походы. Рабы
Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон- реформатор Эхнатон.
Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города- государства. Мифы и сказания. Письменность.
Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
| Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники).Военные походы. Рабы
Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон- реформатор Эхнатон.
Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.
Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус.
Характеризовать : 1.основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др. 2.особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Объяснять , в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.
Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.
Показать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии
Характеризовать источники , рассказывающие о древних цивилизациях(материальные и письменные источники. Законы Хаммурапи)
| Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли .Финикийский алфавит. Палестина; Израильское царство. Занятия населения .Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии; гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями .Зооастризм.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города- государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно- философские учения (конфуцианство).Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
| Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме) Рассказывать о культуре Древней Ассирии(используя иллюстративные материалы)
Показывать на карте территорию Персидской
державы, объяснять как она управлялась. Показывать на карте территорию Древней Индии.
Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей варн (каст).
Объяснять , какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индейцев.
Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о ее вкладе в мировую культуру.
Объяснять значение понятий империя, конфуцианство.
Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае.
Объяснять , какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.
Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.
| АНТИЧНЫЙ МИР ( 39 ч.)
| Древняя Греция. Эллинизм (20 ч.)
| Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции(Микены и др.)Троянская война; «Илиада», «Одиссея».Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города- государства (политический строй, аристократия и демос). Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация
| Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.
Характеризовать верования древних греков, объяснять , какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.
Характеризовать политический строй древнегреческих городов- государств(Афины и Спарта).
Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия. Колонизация, метрополия.
| Афины. Утверждение демократии.Законы Солона, реформы Клисфена.
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко- персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура.
Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока.
Культура эллинистического мира.
| Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах.
Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты.
Рассказывать , каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.
Характеризовать афинскую демократию при Перикле.
Объяснять , что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков.
Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.
Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять , в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.
Составлять исторический портрет (характеристику)Александра Македонского.
Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.
Раскрыть значение понятия эллинизм.
Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.
| ДРЕВНИЙ РИМ (19 ч)
| Древнейший период. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.
Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Религиозные верования.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.
Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.
Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век поэзии».Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
| Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.
Раскрыть значение понятий патриций, плебс, республика.
Объяснять , кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.
Характеризовать верования древних жителей Италии.
Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион. Использовать карту при характеристике военных походов Рима.
Характеризовать причины и итоги войн Рима
Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.
Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения.
Раскрывать значение понятий император, провинция.
Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме , ее участников, важнейшие события.
Рассказывать , как строились отношения между Римом и провинциями.
Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.
Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме.
Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.
Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.
Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др.
| ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА (2ч)
| Вклад древних цивилизаций в историю человечества
| Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КОНЦЕПЦИЯ И ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ КУРСА С курса истории Древнего мира в 5 классе основной школы начинается изучение всемирной истории как особого учебного предмета, позволяющего понять движение человечества к современному состоянию мира, помогающего молодому человеку найти свое место в мультикультурном и поликонфессиональном обществе, определить гражданскую позицию.
Данный курс ориентирован на то, чтобы ввести учащихся в мир истории, каким он предстает в освещении современной наукой, и показать, что история Древнего мира, составляющая фундамент мировой цивилизации, актуальна и для сегодняшнего дня.
Интегративная цель изучения курса истории Древнего мира в 5 классе заключается в освоении учащими первоначальных знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях истории Древнего мира в их взаимосвязи и хронологической преемственности; формировании ценностных ориентаций в ходе ознакомления с культурами, религиями, формами жизнедеятельности людей в древних цивилизациях.
Определяющая направленность курса- гуманитарный поиск, способствующий становлению исторического сознания учащихся, комплексной реализации знаниевой, личностно-эмоциональной и деятельностной парадигм с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Конкретными учебными целями курса являются:
- современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирования личности;
- формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
-ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации;
-объяснение таких исторических понятий, как «цивилизация»,»государство»,»развитие»и др.
-целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира, с особым вниманием к культурной жизни древних народов, их систем ценностей;
-ознакомление с главными религиозными системами древности;
-показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;
-раскрытие специфики власти и собственности в древних цивилизациях;
-освещение становления демократических форм общественного устройства и права в Древнем мире;
-характеристика выдающихся деятелей истории Древнего мира и восприятия их нашими современниками;
-раскрытие значения политического и культурного наследия Древнего мира для современности.
Успешное осуществление поставленных целей достигается путем решения основных задач учебного и воспитательного характеристика:
-усвоение наиболее репрезентативных , отвечающих уровню современной науки, познавательно, социально и личностно значимых знаний по истории Древнего мира;
-овладение элементарными методами работы с историческими источниками и исторической информацией;
Усвоение базовых понятий и терминов, умение применять их в учебном процессе и социальном общении;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления истории понимания неразрывной связи поколений, места своего поколения в историческом процессе; уважительного отношения к историческому наследию, созидательной деятельности народов, людей предшествующих эпох; стремления лично реализовывать в качестве созидателя, а не разрушителя;
- приобщение к гуманистическим ценностям; воспитание толерантности;
-понимание значения правовых и демократических начал в истории, формирование основ гражданского самоопределения и социальной активности.
В основу курса положены следующие научные, дидактические и методические принципы:
1. НАУЧНОСТЬ: сегодня в мировой исторической науке доминирует не фактологическое или социологическое, а цивилизационно- гуманитарное освещение истории Древнего мира, в центре которого находится человек- его ментальность, образ жизни, реализация в социуме, культуре, повседневности. Эти тенденции нашли отражение в данном курсе, как и ряд новейших научных открытий, особенно в области изучения первобытности, функционирования властных структур, собственности , управленческих механизмов в древних цивилизациях.
2. ИНФОРМАЦИОННОСТЬ: курс освобожден от информационной избыточности. Информация строго подобрана, систематизирована, адаптирована к возрастным особенностям восприятия учащихся 5 класса.
3.АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬв подаче учебного материала: в курсе для 5 класса имеет строго взвешенный характер. Она отражена в ключевых позициях не развернуто , но для того, чтобы дать понять учащимся, что существуют различные точки зрения на исторические события и процессы, и тем самым активизировать их собственный исторический поиск.
4.СИСТЕМНОСТЬ: направлена на формирование у учащихся понимания единства, всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов, что исключительно значимо для формирования у молодого поколения современного исторического мышления.
5.СИНХРОНИСТИЧНОСТЬ: отражена в этом курсе не только как хронологическая характеристика. Она выступает как действенное важное средство освещения истории древних цивилизаций в контексте единого мира, показа закономерности возникновения важнейших исторических явлений и процессов.
6.ДИАЛОГИЧНОСТЬ:предполагает возможность интерактивного познания исторического материала, диалог учащегося с учителем, автором учебника, с самим историческим прошлым, с учащимися, которые могут придерживаться иной точки зрения.
7. МНОГОФАКТОРНОСТЬ подхода к содержанию и процессу изучения истории Древнего мира, реализуемая на эмпирическом уровне.
8. ВНЕДРЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ И ВНУТРИКУРСОВЫХ СВЯЗЕЙ.
9. Сочетание знаниевой основы с эмоционально- чувственным образным воздействием. Подкрепление рационально изложенного материала образными историческими представлениями. Формирование личностно-ценностного отношения к истории.
10.РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ.
На это направлена методическая система курса(вопросы, задания, специальные исторические исследования учащихся, контрольные материалы, иллюстративное сопровождение , схемы, карты и т.п.).Ориентация учащихся на различные уровни познавательной деятельности- репродуктивную, преобразующую, творчески-поисковую. Использование широкого спектра форм познавательной деятельности.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА Учебник: «История Древнего мира »в четырех частях под редакцией А.А.Вигасина,Г.И.Годера .М.2010 год.
Название тем и уроков
| Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
| Но-
мер
пар.
| Чис-
ло
| Урок 1-2 Введение в предмет
Что изучает история. Измерение времени в истории(счет лет до н.э. и н.э.).Историческая карта . Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
| Раскрыть значение терминов история, век, исторический источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
|
|
| РАЗДЕЛ 1. Первобытность. История Древнего мира (66 ч.)
| ПЕРВОБЫТНОСТЬ (4 ч.)
| Урок 3. Древнейшие люди.
| Показывать на карте места расселения древнейших людей.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей(орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
|
|
| Урок 4. Родовые общины охотников и собирателей
|
|
| Урок 5.Возникновение искусства и религиозных верований.
|
|
| Урок 6. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.
|
|
| ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО МИРА (1 ч.)
| Урок 7. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Источники по истории Древнего мира.
| Объяснять ,как ведется счет лет до н. и н.э., используя линию времени.
Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.
|
|
| ДРЕВНИЙ ВОСТОК(20 ч.)
| Урок 8..Государство на берегах Нила.
| Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.
Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус.
Характеризовать : 1.основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др. 2.особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Объяснять , в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.
Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.
Показывать по карте местоположение древнейших государств Месопотамии.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии.
Объяснять ,как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.
Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях(материальные и письменные источники, законы Хаммурапи)
|
|
| Урок 9. Египетские земледельцы и ремесленники.
|
|
| Урок 10.Жизнь египетского вельможи.
| Урок 11.Военные походы фараонов.
| Урок12.Религия древних египтян.
|
Урок 13.Искусство Древнего Египта.
| Урок 14.Письменность и знания древних египтян.
|
.
Урок 15.Древние цивилизации Месопотамии.
Урок 16.Древний Вавилон. Законы Хаммурапи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Урок 17. Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей.
| Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.
Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита.
|
|
| Урок18. Палестина. Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
| Объяснять значение перехода к монотеизму(в иудаизме).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |