Методическая разработка проведения
Урока письма.
Тема: Хочу рассказать тебе о своем родном крае.
Цель урока:
Показать значение переписки в жизни человека.
Учить излагать свои мысли четко и логично, красиво и грамотно.
Ценить по-настоящему, любить ту землю, на которой ты родился и живешь.
Оборудование: История письма в картинках.
Общие требования к содержанию и оформлению письма, музыкальное сопровождение г/з «Жемчужина России»,
Карта Краснодарского края,
«Золотая книга этикета», Москва. 2005 г.,
Энциклопедия для детей и родителей «Куда летит почтовый голубь или история почты»,
Журнал «Воспитание школьников» №5, 2006 г.
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук. Приложение № 1, № 2
Ход урока.
Организационный момент.
Загадка. Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет.
(Письмо)
Вкл. г/з. «Письма, письма лично на почту ношу».
Сообщение темы.
Вступительное слово.
Дорогие ребята вы изучаете литературу и русский язык, овладеваете устной и письменной речью. Вы учитесь излагать свои мысли четко и логично, красиво и грамотно. Существенную помощь вам окажет работа над написанием письма.
Постановка цели.
Необходимо обязательно заинтересовать малыша.
Ребята, самое хорошее письмо
Обязательно прочитают в классе
Повесят на стенд, как образец
Поставят «лишнюю» пятерку в журнал
Дадут грамоту
Прочитают на родительском собрании
Пошлют на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма».
Работа над темой урока.
Словарная работа. Что же такое письмо?
В словаре В.И. Даля письмо определяется как «грамотка, уведомленье, сообщение на бумаге, лист, письменная речь, беседе, посылаемая от одного лица к другому».
В словаре С.И. Ожегова письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь
Адресат – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка, телеграмма.
Адресант – отправитель, тот, кому отправляется письмо.
История письма в картинках. Слайды на экране сопровождаются рассказом учителя о возникновении письма.
Давным-давно, когда люди еще не умели писать, письма были… Если нужно было передать какое то важное известие, то посылали вестника. А он наизусть заучивал то, что ему велели сообщить. А другие индейцы придумали узелковое письмо. Они брали толстую веревку, к ней привязывали, как бахрому, тоненькие разноцветные шнурки разной длины. На этих шнурках и завязывали узелки. Чем короче был узелок, тем важнее было событие, о котором он сообщал.
Каждый узелок имел свой цвет
Черный узел обозначал смерть,
Белый - серебро или мир,
Красный - войну,
Желтый – золото,
Зеленый – хлеб.
Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы-десятки, двойные-сотни, тройные-тысячи. Раковины распиливали на маленькие пластинки и нанизывали на нитки. Из ниток делали целые пояса.
Черный обозначал-смерть, несчастье, угрозу,
Белый-мир,
Желтый-дань,
Красный-опасность, войну. Если нужно было написать «тигр», то люди рисовали тигра. Написать «охота» - люди рисовали охотника и зверя. Тут нарисовано что-то похожее на кусок мыла, только исчерченный какими-то клинышками. Клинышки-вместо привычных нам букв. Такие письма называют таблетками.
Иероглифы. (Показ слайдов. Приложение №2)
Физминутка.
По родному краю дружно мы шагаем.
Справа от нас зеленый луг (поворот).
Слева находится лес (поворот).
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок (прыжки).
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам (повороты головы).
Мы рады ягодам, грибам (наклоны).
Работа над содержанием и оформлением письма.
Основные правила написания писем.
1) Письмо пишут на хорошей бумаге.
2) Лучше писать от руки.
3) Начать необходимо со слов приветствия и обращения.
4) Желательно спросить сначала о делах адресата, а потом изложить собственные новости.
5) Каждое письмо состоит из четырех частей: обращение - начинается именем, отчеством или фамилией.
Вступление – начинается с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения.
Изложение - о предметах, интересующих адресата.
Заключение состоит в изъявлении чувств и преданности.
6) Содержание письма может быть каким угодно: о близких и друзьях, о том, как проводится свободное время.
7) Писать следует разборчиво.
8) Письмо должно быть написано грамотно.
9) Закончить уместно обращением к адресату с вопросами о его жизни, пожеланием увидеться.
10) В конце письма адресат ставит свою подпись.
11) Перед отправлением письмо следует перечитать.
12) Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно подписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, станицы, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!
В качестве примера уместно напомнить учащимся чеховский рассказ «Ванька».
Ванька Жуков закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, «Свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».
- Получил дедушка письмо?
- Почему?
Работа учащихся над «Письмом».
Обращение Мой дорогой…
Раскрывается основное Я хочу рассказать тебе…
содержание письма, У меня много интересных новостей,
сообщается о новостях расскажу обо всем по порядку…
Вопросы к адресату Как ты живешь?
Какие у вас новости?
Благодарность Спасибо за внимание…
Просьба писать письма Я прошу тебя написать мне…
Жду ответа.
Приветы Передавай большой привет…
Прощание
Концовка и подпись Крепко целую…
Дата и место написания Любящий тебя…
19.01.2010.
Этикетом в письмах следует назвать известные формальности, установленные обычаем.
Похитить тайну письма, распечатать его – низко и недостойно честного человека.
Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее.
Письма, поздравляющие с праздником, посылаются обыкновенно заранее.
Беседа.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
Звучит грамзапись песни «Жемчужина России».
Показ слайдов о крае.
Рассказ учителя.
Твоя Родина – Россия большая и сильная страна.
Но еще у тебя есть малая родина – Кубань. Очень красивый край, которым мы все гордимся. Таким его сделали замечательные трудолюбивые люди, и среди них твои мама и папа, дедушка и бабушка. Ты тоже, когда вырастешь, будешь приумножать его красоту и богатство.
Работа с картой.
Посмотрите на карту. Историю и географию Кубани нельзя вместить ни в один учебник. Но не все дети были в нашем крае.
Какой он наш край?
Как живут и чем занимаются люди?
Что окружает нас?
Вот об этом вы и будете писать своим близким и друзьям, которые живут в других уголках России.
Итог урока.
Какую роль в жизни человека играют письма?
Могут ли современные средства связи полностью заменить традиционное письмо?
Домашнее задание.
Написать письмо на одну из тем:
«Письмо президенту».
«Письмо другу».
«Письмо моему учителю».
«Письмо ветерану».
«Хочу рассказать тебе о своем родном крае».
«Мой любимый вид спорта».
Всероссийский конкурс «Лучший урок письма».
Номинация:
«Лучшая методическая разработка проведения Урока письма».
Тема: «Хочу рассказать тебе о своем родном крае».
4 класс.
Из опыта работы
учителя начальных
классов
высшей категории
Мельниковой Светланы
Федоровны.
МОУ СОШ № 1
СТ. Полтавской
Ул. Ленина, 247.
2010 год.
Приложение №1
Приложение №2
Посмотри, как хорош край,
в котором ты живешь!
|