Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/13
Дата публикации18.03.2014
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Авторы-составители:

Кузь В.В., к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории

Бардилева Ю.П., к.и.н., доцент кафедры истории

Ильичева М.Б., к.и.н., доцент кафедры истории

Чапенко А.А., к.и.н., доцент кафедры истории
Рецензенты:

Беляев Д.П., к.и.н., доцент (МГПУ)

Голов А.Г., к.и.н., доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Филиала Балтийского института экологии, политики и права в г. Мурманске
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Данное Пособие предназначено для организации подготовки студентов к установленным видам государственной аттестации и формированию оптимальных видов деятельности во время выпускных испытаний. Пособие составлено на основе следующих нормативных актов:

  1. Государственной образовательный стандарт высшего профессионального образования для специальности 030401.65 «История».

  2. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ (Приказ Министерства образования РФ от 26.03.2003 № 1155).

  3. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников МГГУ (утверждено Ученым советом МГГУ 14.11.2003, протокол № 3).

  4. Положение о подготовке, защите и хранении выпускных квалификационных работ в МГГУ (утверждено Ученым советом МГГУ 09.03.2011, протокол № 7, с изменениями и дополнениями, утвержденными Протоколом № 3 от 16.11.2011 и протоколом № 1 от 11.09.2013).

Основной целью Итоговой государственной аттестации является определение практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом.
Требования

к уровню профессиональной подготовленности специалиста

по специальности 030401.65 «История» (выписка из ГОС ВПО)
«...Специалист отвечает следующим требованиям:

  • хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории и умеет применять свои знания в практической деятельности;

  • знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

  • имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

  • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

  • свободно владеет государственным языком Российской Федерации – русским языком;

  • способен читать и использовать научную литературу на иностранном языке (языках);

  • знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

  • умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знает и использует достижения информатики в своей области;

  • способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

  • понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

  • способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

  • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

  • знаком с методами управления, умеет организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

  • методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

  • владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере;

  • умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;

  • обладает необходимыми знаниями в области библиографии, - способен уметь применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;

  • обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации; владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач;

  • способен формировать собственные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации».

II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
II.1. Общие положения

Государственный аттестационный экзамен является итоговой формой аттестации студентов СГФ МГПУ, обучающихся по специальности «История». Целью Государственного экзамена является оценка конечного результата изучения студентом всех обязательных и специальных курсов основной специальности. Таким образом, Государственный экзамен отличается от других форм аттестации (курсовых зачетов и экзаменов) тем, что в его ходе проверяется не только знание конкретного содержания тех или иных дисциплин, но и оценивается общий уровень профессиональной подготовки специалиста-историка.

В этой связи требования, предъявляемые к студенту на Государственном экзамене, значительно отличаются от критериев оценки результатов обычного курсового экзамена. На Государственном экзамене по истории выпускник должен показать:

  • умение профессионально анализировать исторические источники по теме;

  • понимание основных этапов истории исторической науки, основных концепций историософии;

  • владение современными методами исторического исследования;

  • знание основного содержания курсов истории, способность анализировать исторический материал по теме, иметь общее видение закономерностей и направленности всемирно-исторического процесса;

  • навыки ориентации по исторической карте, знание исторической географии;

  • способность грамотно, профессионально и четко изложить материал в соответствии с общепринятыми нормами логики и публичной речи.

Кроме того, на Государственном экзамене выпускник должен показать знания не только по основным курсам истории, но и по смежным дисциплинам (экономика, религиоведение, социология, политология, этнология, культурология и др.).
II.2. Подготовка к Государственному экзамену

На Государственный экзамен выносятся вопросы, которые, как правило, носят сквозной, проблемный характер. Поэтому их изучение строится несколько иначе по сравнению с подготовкой к обычным курсовым экзаменам. Целью подготовки к Государственному экзамену является формирование такого уровня владения материалом, который позволит студенту не только знать фактический материал, но и анализировать важнейшие процессы, обнаруживать общее видение хода и направленности исторического процесса.

Поэтому подготовка к Государственному экзамену включает в себя два этапа.

1. Самостоятельная подготовка.

Для изучения вопросов Государственного экзамена студенту необходимо овладеть довольно обширным материалом. Поэтому во время самостоятельной подготовки основное внимание следует сосредоточить не на заучивании фактического материала, но на усвоении основных тенденций и проблемных вопросов в каждой выносимой на экзамен теме. При этом собственно событийный комплекс должен играть вспомогательную роль.

Особое внимание следует уделить знанию дискуссионных вопросов в современной науке. В ответе на вопрос также должны найти отражение основные тенденции в современной историографии; выпускник должен показать знание научной литературы по теме, желательно не только отечественной, но и зарубежной. Там, где это необходимо, студент должен обнаружить знание основных источников по теме и современных методов их анализа. Наконец, большое внимание при подготовке к экзамену следует уделить работе с историческими картами.

2. Обзорные лекции.

Накануне Государственного экзамена ведущие преподаватели кафедры проводят обзорные лекции по главным разделам истории. Их целью является общая характеристика выносимого на Государственный экзамен материала. Поэтому обзорные лекции отличаются от обычных консультаций накануне курсового экзамена. Во-первых, они даются в виде комплексной характеристики (обзора) целого раздела истории, то есть без проработки фактографического материала. Во-вторых, они предполагают активную работу не только самого лектора, но и студентов. В период чтения обзорных лекций должна осуществляться интенсивная самоподготовка выпускников к Государственному экзамену, так что обзорные лекции одновременно могут выполнять и роль консультации по конкретным вопросам курса всеобщей истории.
II.3. Ответ на Государственном экзамене

Проведение Государственного экзамена подчиняется определенному регламенту. Экзамен проводится по билетам, в которые включены темы, отраженные в настоящем пособии.

Студенты являются на Государственный экзамен без опозданий, строго по группам, списки которых устанавливаются заранее. Каждый студент должен иметь при себе паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность).

При подготовке к выступлению по билету, на которую отводится приблизительно 30 – 40 минут, студент должен сформулировать четкий ответ по каждому вопросу билета. Во время подготовки рекомендуется не заносить на черновик все содержание ответа, но составить его сложный план, которому необходимо следовать во время ответа. Подписанный черновик ответа по окончании экзамена сдается секретарю Государственной комиссии.

К выступлению выпускника на Государственном экзамене предъявляются следующие требования:

  • ответ должен строго соответствовать объему вопросов билета;

  • ответ должен полностью исчерпывать содержание вопросов билета;

  • ответ должен подчиняться определенному плану, который рекомендуется огласить в начале выступления;

  • выступление на Государственном экзамене должно соответствовать нормам и правилам публичной речи, быть четким, обоснованным, логичным.

Во время выступления на экзамене рекомендуется сопровождать свой ответ работой с исторической картой (если это необходимо). Не допускаются невнятная речь, повторы, а также чтение ответа с черновика.

Члены Государственной аттестационной комиссии имеют право задать студенту любой вопрос по темам билета. После завершения ответов в группе Аттестационная комиссия оценивает ответы студентов по четырехбалльной шкале. Затем выступает Председатель (заместитель Председателя) комиссии, который дает общую характеристику ответов студентов и оглашает оценки.
II.4. Критерии оценки результатов Государственного экзамена

Оценка «отлично»: ответ полный, обстоятельный, исчерпывающе раскрывающий содержание экзаменационного вопроса; во время ответа выпускник продемонстрировал наличие всех профессиональных компетенций, соответствующих ГОС ВПО, обнаружил глубокое знание актуального содержания современного исторического знания, а также широкий мировоззренческий кругозор.

Оценка «хорошо»: ответ полный, обстоятельный, без существенных недочетов раскрывающий содержание экзаменационного вопроса; во время ответа выпускник продемонстрировал наличие основных профессиональных компетенций, обнаружил знание основных актуальных проблем современной историографии.

Оценка «удовлетворительно»: ответ раскрывает лишь наиболее очевидные аспекты содержания экзаменационного вопроса; выпускник демонстрирует неглубокое понимание современного состояния и тенденций развития исторических наук, его профессиональные компетенции в минимальной степени соответствуют требованиям ГОС ВПО.

Оценка «неудовлетворительно»: ответ не соответствует заявленному экзаменационному вопросу, его содержание не раскрыто, студент не демонстрирует профессиональные компетенции, соответствующие уровню требований к выпускнику.

II.5. Программа Государственного экзамена по специальности.


  1. Основные этапы антропогенеза.

Проблемные вопросы антропогенеза.

Общая характеристика современной концепции антропогенеза и ее базовые критерии. Эволюция морфологии человекообразных предков (предлюдей). Стадия древнейших людей и их подвиды. Homo sapiens. Появление человека современного типа. Понятие о проблемных вопросах антропогенеза. Вопрос о критериях человека и возможные варианты его решения; биологическая и социальная природа человека. Религиозные и естественнонаучные концепции происхождения человека. Проблема прародины человечества в истории науки и в современной антропологии. Вопрос о факторах эволюции предков человека как центральная проблема антропогенеза. Теория естественного отбора Ч. Дарвина и ее недостатки. Трудовая теория Ф. Энгельса. Концепция Г.Н. Матюшина. Основные подходы к проблеме движущих сил процесса антропогенеза в современной отечественной и зарубежной науке.

Литература:

  • Алексеев, В.П., Першиц, А.И. История первобытного общества. – М., 1999.

  • История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. – М., 1983.

  • История человечества./Отв. ред. З.А. Манушин. – Т.1: Доисторические времена и начало цивилизации. – М., 2003.

  • Матюшин, Г.Н. У истоков человечества. – М., 1982.

  • Семенов, Ю.И. На заре человеческой истории. – М., 1989.

  • Энгельс, Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.// Маркс, К., Энгельс, Ф. Избр. произв.– М., 1979. – Т. 3.


2. Общая характеристика цивилизаций древнего Востока

Зарождение и становление цивилизаций древнего Востока. Хронология и периодизация древнего Востока, географическое положение и разнообразие типов природных условий в странах Востока. Особенности экономических систем стран древнего Востока. Соотношение государственного, храмового и общинно-частного секторов. Основные секторы хозяйства и их роль в экономических системах древнего Востока. Политические системы стран древнего Востока. Феномен «власть-собственность». Древневосточная деспотия и ее экономические основы. Сакрализация власти. Основные разновидности политических систем древнего Востока и их общие черты. Своеобразие социальных систем стран древнего Востока. Особенности социальных структур. Социальная мобильность и ее виды. Борьба родовой и служилой знати и ее проявления. Положение основной массы свободных мелких производителей. Формы зависимости в странах древнего Востока. Роль рабства в древневосточном обществе. Особенности духовной и материальной культуры стран древнего Востока, категории древневосточного менталитета. Человек в системе религиозно-мифологических взглядов. Разновидности и особенности древневосточных религиозных систем.

Литература:

  • Васильев, Л.С. История Востока.–­ М., 1994. – Т.1.

  • Древние цивилизации./Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989.

  • История Востока./Гл. редкол. Р.Б. Рыбаков. – М., 2002. – Т.1: Восток в древности.

  • История древнего мира./Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. – М., 1989. – Т. 1–3.

  • История древнего Востока./Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2001.

  • История человечества./Отв. ред. З.А. Манушин. – Т.2: III тыс. до н.э. – VII в. до н.э. – М., 2003.

  • Массон, В.М. Первые цивилизации. – М., 1989.

  • Мелларт, Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М., 1982.


3. Античный полис как государство и социально-экономическая

организация

Определение сущности полиса в современной науке, взгляды на природу полиса в историографии. Происхождение полиса, проблемы становления полисной системы в Греции VIII – VI вв. до н.э. Дуализм античного полиса. Социальный и имущественный состав гражданских общин; черты полиса как гражданской общины. Социальная борьба в античном полисе. Метэки и рабы в античном полисе. Формы политической организации полиса, институционализация гражданского самоуправления. Политическая борьба в полисе: формы и проявления. Своеобразие полисной идеологии, морали и психологии. Разнообразие типов полисов. Факторы исторической ограниченности полисной системы. Эволюция полисной системы. Кризис греческого полиса. Полис в эллинистических монархиях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск