Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 105.94 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.04.2014
Размер105.94 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Введение в языкознание» соответствует требованиям, изложенным в государственном образовательном стандарте, утвержденном приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.

Рабочая программа рассчитана на 17 часов, в неделю – 1 час.
Цель: знакомство с объектом языкознания, его терминоло­гическим аппаратом и повышение интереса к языку.

Задачи:

• ознакомление с базовой терминологией языкознания, с важ­нейшими сведениями о сущности языка и особенностями его организации;

• формирование целостного представления о языке на основе

начальных лингвистических знаний.

Главные принципы, на которых строится курс, — научность, системность и доступность. Это позволит школьникам приоб­рести ключевые языковые компетенции.

Курс рассчитан на 34 часа.

Требования к уровню подготовки:

В ходе изучения курса «Введение в языкознание» учащие­ся должны овладеть следующими знаниями, умениями и на­выками:

  • знать основы науки о языке;

  • знать основные лингвистические термины;

  • уметь работать со словарями и справочной литературой;

  • уметь систематизировать полученные знания;

  • уметь применять на практике теоретические знания.

Учебно-тематическое планирование



Наименование раздела

Всего часов

1

Введение


1

2

Язык и речь


7

3

Фонетика


2

4

Лексикология


2

5

Морфемика и словообразование

2

6

Граммат

3




ИТОГО:

17


Содержание курса

Раздел I. Введение (1ч )

Лингвистика как наука. Разделы лингвистики. Связь линг­вистики с другими науками. Предмет общего языкознания. Основные проблемы общего языкознания.

Раздел II Язык и речь (7ч)

1. Происхождение языка.

Биологические и социальные предпосылки возникновения языка. Гипотезы происхождения языка.

2. Природа и сущность языка.

Взгляды на природу языка. Язык и мышление. Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах.

3. Язык — система знаков.

Знаки — единицы языка. Структура знака. Основные типы знаков. Безусловные и условные знаки. Система знаков. Типы систем. Дифференциальные и интегральные признаки знака. Система языка.

4. Функции языка.

Основные функции языка: коммуникативная и когнитивная.

5. Язык и речь.

Разграничение понятий «язык» и «речь».

6. Социально-функциональная структура языка.

Внутреннее строение языка. Литературный язык и террито­риальные диалекты. Признаки литературного языка. Террито­риальные и социальные диалекты. Просторечие.

7. Классификация языков.

Языковая семья. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские языки. Другие языковые семьи. Понятие о

мировых языках.

8. Происхождение и развитие письма.

Стадии развития письма. Пиктографическое письмо. Идеог­рафическое письмо. Фонографическое письмо.

Раздел III. Фонетика (2ч)

1. Артикуляционная база языка.

Фонетика. Речевой аппарат человека. Комбинаторные изме­нения: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация. Редукция.

2. Слог. Ударение и интонация.

Виды слогов. Строение слога. Дифтонги. Деление слова на слоги и членение слова на морфемы. Ударение. Типы ударения. Функции ударения. Энклитики и проклитики. Интонационные схемы.

3. Понятие о фонеме.

Фонема, ее основная функция. Дифференциальные призна­ки фонем. Парные фонемы. Сильная и слабая позиция фонем. Варианты фонем. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков.

Раздел IV. Лексикология (2ч)

1. Слово как предмет лексикологии.

Лексика. Лексикология. Слово как фонетическая, лексическая и грамматическая единица. Двухсторонняя природа слова. Основные функции слова. Классификация лексики. Пути пополнения словарного состава языка.

2. Лексическое значение и его типы.

Классификация лексических значений. Явление многознач­ности. Прямое и переносное значение. Виды переносных зна­чений.

3. Фразеологические единицы.

Фразеологизмы. Особенность фразеологизмов. Классифика­ция фразеологизмов. Источники фразеологии.

Раздел V. Морфемика и словообразование (2ч)

1. Понятие о морфеме.

Морфема. Типы морфем. Основа слова. Функции аффиксов. Исторические изменения морфемного состава слова: опроще­ние, переразложение, осложнение.

2. Основные способы словообразования.

Словообразование. Словообразовательный тип. Способы сло­вообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразова­тельное гнездо.

Раздел VI. Грамматика (3 ч)

1. Грамматический строй языка.

Грамматика. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Разделы грамматики.

2. Морфология.

Морфология. Части речи. Парадигма. Самостоятельные час­ти речи. Служебные части речи. Междометия.

3. Синтаксис.

Синтаксис. Словосочетание: структура, классификация, фун­кция. Предложение: структура, классификация, функция. По­нятие предикативности. Члены предложения. Актуальное чле­нение предложения.


Календарно-тематическое планирование



п/п



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

дата

планир

фактич

Введение (1 ч)

1

Лингвистика как наука

1

лекция







Язык и речь (7 ч)

2


Происхождение языка

Природа и сущность языка


1


Урок-беседа







3

Язык — система знаков

1

Урок-практикум







4

Функции языка

1

Урок-беседа







5

Язык и речь

1

Урок-практикум








6

Социально-функцио­нальная структура языка

1

Урок-практикум








7

Классификация языков

1

лекция
















8

Происхождение и раз­витие письма

1

лекция







Фонетика (2 ч)

9


Артикуляционная база языка

Слог. Ударение и инто­нация

1


Урок-практикум








10

Фонема. Сильная и сла­бая позиции фонем. Си­стема фонем

1

Урок-практикум









Лексикология (2 ч)


11


Слово как предмет лек­сикологии

Лексическое значение и его типы

1


Урок-беседа







12

Фразеологические еди­ницы

1

Урок-практикум








Морфемика и словообразование (2 ч)

13

Понятие о морфеме

1

Урок-практикум








14

Основные способы сло­вообразования

1

Урок-практикум









Грамматика (3 ч)

15

Грамматический строй языка

1

лекция







16

Морфология. Класси­фикации частей речи. Парадигма

1

Урок-практикум








17

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классифи­кация, функция

1

Урок-практикум









Литература
1.Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 1977.

2.Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1998.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск