Оргмомент
Актуализация знаний
Сообщение темы и цели урока Вводное слово учителя
Целеполагание
Изучение нового материала
а) работа по учебнику
б) работа в рабочей тетради
Подведение итога Рефлексия
| - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Здравствуйте, ребята. Поприветствуем наших гостей и начнём работу. - Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам поработать в парах, используя знания, полученные на предыдущих уроках. Вам нужно отгадать кроссворд, где ключевое слово подскажет нам тему (два ученика отгадывают кроссворд у доски на большом листе).
-
- Какое слово вы получили ?
- Определите тему.
- Вещи окружают человека с глубокой древности. У них своя богатая и интересная история. Конечно, они не существуют сами по себе, а служат человеку, его потребностям и желаниям. В музеях представлено большое количество вещей прошлых времён. Они являются очень ценным материалом для историков , так как могут много рассказать о повседневной жизни людей: как они ели. во что одевались, какие использовали инструменты и оружие.
- Сегодня мы более подробно познакомимся с предметами посуды прошлых лет, узнаем о правилах поведения за столом, которые существовали ранее, пополним свой словарный запас новыми словами.
- Откройте учебники на стр. 52.
- Прочитайте подзаголовок темы.
- Какое незнакомое слово вам встретилось?
- Что обозначает это слово?
- Молодцы. Прочитайте диалог героев, о чём в нём говорится?
- Уточните, что же такое трапеза.
- Уже с древних времён существовали определённые правила поведения за столом. - Гриша, расскажи нам о правилах поведения за столом в средние века.
- У тебя есть к нам вопросы?
- Задавай.
- Давайте представим, что мы попали на обед в средние века.
- Найдите текст на стр. 53.
- Лариса, читай вслух.
- Позднее правила менялись и при Петре Ι они были следующими.
- Наташа, расскажи нам о них.
- Как вы думаете, ребята, подходят ли для нас эти правила?
- О чём ты хотела спросить, Наташа?
- О том, когда она появилась мы узнаем, прочитав текст на стр. 54.
- Слава, читай вслух. Ф и з п а у з а - Что, кроме этого, стояло на столах в разные времена? Например, у древних греков.
- Прочитайте в учебнике стр. 54
- Назовите предметы посуды, изображённые на рисунке.
- Какой была вся эта посуда?
- Что такое керамика? Посмотрите в словарике. - Откройте рабочие тетради стр. 34.
- Найдите и подпишите те предметы посуды, о которых мы узнали. - А какой же была посуда на Руси?
- Вспомните из уроков по предмету «Мир родного языка».
- Прочитаем в учебнике на стр. 55
- Даша, прочитай 2 абзаца.
- Какой материал служил основой для русской посуды?
- А сейчас прочитайте третий абзац и загадайте загадку нашим гостям.
- Посмотрите на рисунок после текста, назовите предметы посуды. - Что же помогало людям более цивилизовано вести себя за столом?
-Какие вопросы по материалу урока хотите задать друг другу?
-Н: что такое амфора? и т.д. - В рабочей тетради на стр. 35 найдите русский ковш:
- если материал урока был для вас интересным и полезным, то сделайте на нём узор красного цвета;
- если считаете, что зря потратили время, то нанесите синий узор;
- если не можете определиться, то зелёным.
- Большое спасибо за работу.
| - Кроссворд:
1. Как назывались летние холодные комнаты, которые располагались над горницей.
2. Одно из укреплений города.
3. Жилище первобытного человека.
4. Помещение, в котором проживало сельское население Руси.
-
| 2
| 3
|
| 1
| с
| п
| с
| т
| е
| 4
| в
| е
| щ
| и
| е
| н
| е
| з
| т
| ы
| р
| б
| ё
|
| а
| а
| л
|
| к
|
| и
|
|
- Вещи.
- Знакомство с историей вещей.
- Открывают учебники на нужной странице. - Трапеза.
- Приём пищи.
Правила поведения за столом в средние века.
«Пальцы надо держать в чистоте и коротко стричь ногти, потому что мясо приходится брать с общего стола руками. Во время еды не чесать себе руками ни шеи, ни ушей, ни носа. Не макать в общую чашу кусков хлеба. Не бросать назад обглоданных костей. Дамы могут брать куски кончиками пальцев, пить маленькими глотками, не обливаться и каждый раз обтирать жир с губ.»
- Да.
- Каковы были гости, нуждавшиеся в данных советах?(невоспитанные, некультурные)
- Какие столовые приборы отсутствовали в это время?(ножи, вилки).
- Чтение учеником вслух, остальные следят по учебнику.
Правила поведения за столом в России при Петре Ι.
«Неприлично руками или ногами по столу колобродить, но смирно есть. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатертям или блюду не чертить. не колоть и не стучать, но должно сидеть тихо и смирно, прямо. не избоченясь сидеть». - Да.
- Что нового появилось в сервировке стола при Петре Ι? (вилка)
- Чтение текста из учебника.
- Амфора, килик, кратер.
- Керамической.
- Керамика – посуда, сделанная из глины.
- Практическая работа в тетради. - Чтение текста из учебника. - Дерево, глина. - Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал.
/ горшок /
- Посуда, правила поведения. - Проверка запоминания материала самими учащимися. - Работа в рабочей тетради, нанесение узора на ковш.
| Работа в парах, совместное отгадывание кроссворда. Кроссворд также предлагается гостям урока.
Тема урока вывешивается на доске.
- вывешивается на доске.
- Если не ответят, значение выясняется позже.
Рассказывает подготовленный ребёнок.
Рассказывает подготовленный ученик.
- на доску - на доску
проверка усвоения материала
Ковш туесок
черпак горшок
лукошко кружка
ложка блюдо
| - на доску
|