Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 93.31 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.04.2014
Размер93.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема урока: Материаловедение. Натуральные волокна животного

происхождения.

Цели: Ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения;

Научить различать волокна по своему составу;

Развивать у школьников пространственное представление;

Воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки аккуратности

Оборудование урока:

Коллекция образцов тканей, коллекция «Шерсть», «Шелк», учебник, рабочая

тетрадь, лупа, пинцет, огнеупорная чашка, образцы тканей, клей, ножницы.

Тип урока:

Комбинированный урок изучения нового материала.

Методы:

Обьяснительно — иллюстративный метод;

Частично — поисковый метод;

Практический метод;

Исследовательский метод.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

Тема урока: Материаловедение. Натуральные волокна животного происхождения. Цель нашего урока познакомиться с натуральными волокнами животного происхождения, научиться различать волокна по своему составу. Сегодня мы выполним практическую работу «Определение вида ткани», познакомимся с методами определения лицевой и изнаночной стороны тканей, с различными текстильными дефектами ткани. Все знания и умения, полученные на уроке, помогут вам сделать правильный выбор ткани для пошива юбки, которую мы будем шить в этом учебном году.

Демонстрация образцов.

2. Актуализация знаний.

В прошлом учебном году мы с вами познакомились с натуральными тканями растительного происхождения. Кто вспомнит два основных вида тканей этой группы? (хлопок, лен).

Помимо натуральных волокон, т.е. подаренных самой природой, какие еще существуют волокна? (химические).

Которые в свою очередь делятся на две группы искусственные и синтетические. Когда мы с вами говорили о натуральных волокнах, я вам рассказывала об интересном качестве волокна, которое не горит в огне, мы еще записали, что эти волокна добавляют в ткань, из которой шьют костюмы для пожарных. К каким волокнам относиться этот вид ткани? (к минеральным).

Сегодня мы с вами познакомимся с такими волокнами натурального животного происхождения, как шерсть и шелк. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

3. Сообщение познавательных сведений
Помните, знакомую с детства загадку: «По горам, по долам ходят шуба да кафтан. Это овца. Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой в текстильной промышленности России. Кто мне подскажет из шерсти, каких животных можно получить волокно?
Задание №1

Перечислите животных, из шерсти которых можно получить волокно.

Овца, верблюд, коза, кролик, собака.

Скоро наступит зима, многие бабушки и мамы уже приступили к вязанию теплых шерстяных носков, а может кто-то из них готовит пряжу самостоятельно. Кто мне расскажет, из каких операции состоит этот процесс? А теперь познакомимся с производственным процессом получения шерстяных тканей.

Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками, длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

Виды шерстяных волокон — это волос и шерсть, они длинные и прямые, а пух — он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют, — разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее ткани.

В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкокрашеными, пестроткаными и напечатанными.

4. Первичная проверка восприятия новых знаний.

Задание № 2

Допишите предложения.

Шерсть, снятая с овец, называется руно.

Наиболее тонкое, мягкое, извитое волокно называется пух.

Более толстое, жесткое, менее извитое волокно называется волос или шерсть.

Мало прочное и очень жесткое волокно называется войлок.

Задание № 3

Определите последовательность обработки шерсти, проставляя номера

операций:

• промывают с мылом и содой, удаляя грязь и жир;

• сушат горячим воздухом;

• разрыхляют (удаляют сор);

• сортируют (по качеству).

5. Этап усвоения новых знаний.

Производство шелковых тканей стало известно еще с третьего тысячелетия до нашей эры в Китае, история знает Великий Китайский шелковый путь. Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвел казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья.

Там по сей день занимаются шелководством.

Натуральный шелк — это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон — плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда — яичко, гусеница, куколка, бабочка.

Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки — размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов, длина коконной нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шелком — сырцом. Первичная обработка шелка включает следующие операции:

- обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея;

- сматывание нитей с нескольких коконов одновременно.

На текстильных фабриках из шелка- сырца получают ткань. Шелковые ткани вырабатывают гладкокрашеными, пестроткаными, напечатанными.

6. Первичная проверка восприятия новых знаний.

Задание № 4

Дайте название каждой стадии, определив процесс развития тутового

шелкопряда.

• Яйца

• Гусеница

• Кокон

• Куколка

• Бабочка

Задание № 5

Допишите предложения.

Шерстяные и шелковые ткани по способу отделки бывают:

1.

2.

3._______________________________

7.Работа с учебником.

Прочитать самостоятельно свойства тканей.

К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические.

Механические свойства определяют, как относится материал к действию различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется:

изменяются его размеры и форма.

К механическим свойствам тканей относятся: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость.

Прочность — это способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани. Прочность ткани зависит от прочности волокон, структуры пряжи и ткани, от характера отделки ткани.

Сминаемость — это способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать мелкие морщины и складки. Сминаемость зависит от свойства волокон, вида пряжи и ткани и от характера отделки тканей

Драпируемость — это способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.

Хорошо драпируются мягкие ткани из натурального шелка и некоторые шерстяные ткани. Жесткие, плотные хлопчатобумажные и льняные ткани драпируются хуже.

Износостойкость — это способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота. Стойкость к износу зависит от прочности волокон в ткани.

Физические свойства — это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К ним относятся: теплозащитные свойства, пылеемкость и гигроскопичность.

Теплозащитные свойства — это способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Теплозащитные свойства зависят от волокнистого состава, толщины, плотности и вида отделки.

Пылеемкость — это способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения. Пылеемкость зависит от волокнистого состава, структуры и характера отделки ткани.

Технологические свойства — это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая окончательной влажно- тепловой обработкой.

К технологическим свойствам тканей относятся: скольжение, осыпаемость, усадка.

Скольжение может происходить при раскрое и стачивании тканей. Скольжение зависит от гладкости использованных при ткачестве нитей и от вида их переплетения.

Осыпаемость ткани заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому. Это зависит от вида пряжи и переплетения, а также от плотности и отделки ткани.

Усадка — это уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги. Например, вы гладите влажную ткань, и она садится. Ткань может сесть и при стирке. Усадка зависит от состава волокна, строения и отделки.
Задание №6

Запишите свойства шерстяных тканей.

Хорошо драпируется, имеет теплозащитные свойства, малосминаема, легко поддается влажно-тепловой обработке, садиться.

Задание № 7

Запишите свойства шелковых тканей. Очень прочные, красивые, малосминаемы, хорошо драпируются, гигроскопичны и воздухопроницаемы. Сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.

Ответы учащихся по итогам самостоятельной работы.

Физкультурная пауза.

8. Лабораторно — практическая работа

«Определение вида ткани»

Инструменты и приспособления: по одному образцу шерстяной, шелковой, хлопчатобумажной и льняной ткани, толстая игла, таблицы.
Ход работы.

1. Рассмотрите образцы. Определите блеск или матовость образцов.

2. Определите на ощупь гладкость и мягкость образцов.

З. Определите сминаемость: сомните образец в руке, подержите ЗО секунд, расправьте.

4. Выньте из образцов по одной нити и определите ее извитость.

5. По полученным данным определите по таблице вид ткани и впишите в форму отчета.
9. Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя.

Вы уже знаете, что ткань имеет две стороны — лицевую и изнаночную. Очень легко определить лицевую сторону у ткани с печатным рисунком. На лицевой стороне рисунок более яркий, четкий, а на изнаночной будет бледный. Чем толще ткань, тем бледнее рисунок на изнаночной стороне.

Однако существуют ткани, у которых затруднительно определить лицевую и изнаночные стороны.

Лицевую и изнаночные сторону в ткани можно определить по следующим признакам:

1.По краям ткани у кромки имеются проколы. Ткань в местах проколов более выпуклая на лицевой стороне.

2. В гладких тканях изнаночная сторона более пушистая, чем лицевая. Для определения пушистости ткани ее нужно рассматривать на уровне глаз.

З. По рисунку ткацкого переплетения:

А) в тканях саржевых переплетений на лицевой стороне рубчик идет снизу вверх слева направо;

Б) сатиновые и атласные переплетения образуют гладкую лицевую сторону;

В) ворсовое переплетение образует ворсистую лицевую сторону.

4. В смешанных тканях наиболее дорогие нити выводятся на лицевую сторону. Например, люрекс в парче.

5. В драпах на лицевой стороне ворс располагается упорядоченно, а на изнаночной стороне выглядит менее аккуратно.

Воспользовавшись полученными знаниями, постарайтесь определить лицевую

и изнаночные стороны:

• гладкокрашеной ткани

• пестротканой ткани

• ткани атласного переплетения

• смешанных тканях

• ворсовых тканях

10. Изучение основных ткацких дефектов тканей.

К основным ткацким дефектам относятся следующие.

Утолщение нити — нити основы или утка в ткани более толстые, чем соседние нити.

Нарушение целостности ткани — это дефект, при котором нити основы или утка разрушены (дыры, пробоины)

При нанесении рисунка на ткань печатным способом могут возникать дефекты печати. Причины таких дефектов различны: повреждение печатного вала, загрязненность или несоответствующая чистота красителя, плохая подготовка ткани к печатанию.

Дефекты печати делятся на местные, расположенные на ограниченном участке ткани, и распространенные, расположенные по всей длине ткани.

Непропечатанные места — местный дефект в виде участка с отсутствием или нечетким изображением рисунка.

Засечка — полоса без рисунка на ткани, которая получается при печатании в результате образования складки во время нанесения рисунка.

Перекос рисунка — местный дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникает при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны на тканях перекосы полос и клеток.

Задание № 8

Перечислите дефекты тканей.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Закрепление изученного материала.

Вопросы для закрепления.

1. Как отличить ткань с печатным рисунком от пестротканой?

2. Как определить лицевую сторону в гладкокрашеной ткани?

3. Назовите, какие ткацкие дефекты относятся к основным?

12. Этап закрепления новых знаний.

Задание № 9

Определите, что здесь лишнее?

1. Шерстяные волокна получают от:

А) овец;

Б) верблюдов;

В) кенафа.

2. Шерсть, снятая с овец, называется:

А) мохер;

Б) руно;

В) сукно.

3. К положительным свойствам шерстяных тканей относятся:

А) пьшеемкость;

Б) теплоемкость;

В) усадка.

4. К отрицательным свойствам шелковых тканей относятся:

А) воздухопроницаемость;

Б) осыпаемость;

В) растяжимость.

5. К шерстяным тканям относятся:

А) ковровые;

Б) костюмные;

В) постельные.

б. К шелковым тканям относятся:

А) платочные;

Б) подкладочные;

В) пальтовые.

7. К первичной обработке шелка не относиться:

А) обработка коконов;

Б) рыхление;

В) сматывание нитей.

8. Поверхность шелковых нитей:

А) шероховатая;

Б) гладкая;

В) пушистая.

9. К тканям из натуральных волокон относятся:

А) ситец;

Б) шерсть;

В) капрон.

13. Подведение учителем итогов работы на уроке.

Итак, мы с вами познакомились с натуральными волокнами животного происхождения, научились различать волокна по составу, познакомились с методами определения лицевой и изнаночной стороны ткани, с различными текстильными дефектами ткани, выполнили практическую работу. Поставим оценки тем, юго хорошо работал во время урока.

14. Сообщение и комментирование домашнего задания.

Выполните задание в рабочей тетради.

Для образца выполним раппорт саржевого переплетения.

Спасибо за урок. До свидания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск