Скачать 42.8 Kb.
|
УРОК СЛОВЕСНОСТИ В 7 А КЛАССЕ ТЕМА. «ОБЖИГАЕТ МЫСЛЕЙ ПЛАМЯ» (Стихотворение А.Ахматовой «Смуглый отрок…») ЦЕЛИ. Дать целостное впечатление о стихотворении, чтобы учащиеся могли получить эстетическое удовольствие от прочитанного. Учить видеть, понимать, обнаруживать выразительные средства языка. ОБОРУДОВАНИЕ.
ЭПИГРАФ. ПРЕКРАСНО СЛОВО, ИБО В СЛОВЕ ОСТАВИТ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕК. М. Ас-Самарканди, персидский поэт ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: «Обжигает мыслей пламя» (Стихотворение А.Ахматовой «Смуглый отрок») Устаревшие слова: АРХАИЗМЫ ИСТОРИЗМЫ Портрет Пушкина Вид Царскосель- ЭПИГРАФ ского парка. Лелеять – нежить, заботливо ухаживать за кем-нибудь или за чем-нибудь
- Мы с детства знаем и любим стихи Пушкина. Едва научившись читать, ребенок уже пытается декламировать запомнившиеся строки. Стихи Пушкина завораживают, заставляют еще и еще раз обращаться к ним. Известные писатели, поэты, художники обращались к жизни и творчеству великого русского поэта, чтобы разгадать загадку его уникального таланта. Много есть произведений, посвященных Пушкину. (показываю книгу «Венок Пушкину») Их авторы размышляют о его творчестве, рассказывают о своих впечатлениях от его сказок, стихов, повестей. Читая их строки, мы можем многое узнать о поэте. А что же сказала Анна Ахматова в своем стихотворении, написанном в 1911 году? Наше чтение будет вдумчивым и медленным. Мы не остановимся только на событиях, лежащих на поверхности текста. Мы будем выполнять ту уникальную работу настоящего читателя, который по отдельным словам, словосочетаниям, предложениям выстраивает всю полноту содержания стихотворения, пытается восстановить замысел автора, то есть обнаружить ту самую мысль, которая руководила поэтом во время создания им своего текста.
- Итак, Анна Ахматова! Поэт – читателям. Чем обожжет нас, какими мыслями? Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных бродил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. 1911 год - Читаем стихотворение. - Прочитайте про себя еще раз. - О чем оно, как вы думаете? (о Пушкине, об отроке) - Какое настроение возникает после прочтения? (торжественное, загадочное, непонятное, таинственное) - Речь идет о Пушкине. Кто такой отрок? ( мальчик, подросток) - Как называют в русском языке такие слова? (устаревшие) - Устаревшие слова – это архаизмы и историзмы. К каким относится слово «отрок»? (к архаизмам) (ОТКРЫВАЮ ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ) - Понятно ли словосочетание «смуглый отрок»? (Пушкин имел смуглый цвет лица, так как мать его происходила из рода Ганнибалов и была внучкой арапа Петра Великого, эфиопа по происхождению. Именно африканским происхождением его предков объясняется смуглость кожи Александра Пушкина) (ПОКАЗЫВАЮ ПОРТРЕТ ГАННИБАЛА, ПРЕДКА ПУШКИНА) - Как вы думаете, почему Ахматова заменяет имя своего героя таким туманным словосочетанием – смуглый отрок? Попробуйте заменить его другим, синонимичным. (Саша Пушкин бродил… Юный Пушкин бродил… Смуглый мальчик бродил…) - Почему замена невозможна, неуместна? (устаревшее слово «отрок» говорит нам о далеком времени, в сознании сразу появляется именно подросток, а это такой период в жизни человека, когда хочется много знать, когда перед тобой м много вопросов, на которые ты ищешь ответы. Поэтому – отрок.) - Как обозначены в стихотворении его действия? (грустил, бродил) - А что эти глаголы могут нам « рассказать»? (БРОДИЛ – ходил неторопливо, без осо- бой цели. ГРУСТИЛ – испытывал чувство, которое требовало выхода и рождало стихи. Эти два состояния – БРОДИЛ и ГРУС- ТИЛ – близки поэту. Именно в таком со- стоянии в таком месте – у озерных берегов – слагаются стихи. Так думает автор, тоже поэт) - Какого вида глаголы? Почему? ( несовершенного вида, они показывают, что это часто бывало, глаголы говорят об однообразии, неспешном течении жизни, рождают задумчивость, особое поэтическое состояние – БРОДИЛ, ГРУСТИЛ) - |