Вопросы к государственному экзамену по социальной педагогике
Социальные институты формирования личности. Их значимость в социализации молодежи в современных условиях.
Воспитание как социальный институт. Личность в концепции гуманистического воспитания. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, содержание.
Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Сущность понятия «социальное воспитание». Объект и субъект социального воспитания.
Целеполагание в социальном воспитании. Задачи социального воспитания в стабильном и нестабильном обществах.
Семья как домашний очаг, микрофактор социализации. Типы семей и их влияние на социализацию ребенка.
Функции семьи как института социализации и их реализация в современных условиях. Тенденции современного домашнего воспитания.
Кризис семьи и его проявления в социализации молодежи. Пути его преодоления. Технология уличной работы.
Педагогический потенциал среды социализации. Роль социального педагога в педагогизации среды социума.
Школа как социальный институт, микросоциум, социально-педагогическая система.
Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
Норма и отклонения: понятие и характеристика. Типы, причины отклонений и их распространение в России. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.
Социальный педагог как педагогическая профессия. Функции социального педагога. Педагогическое мастерство как интегральная характеристика личности социального педагога.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности. Возникновение социальной педагогики, ее развитие и современное состояние. Объект, предмет социальной педагогики. Функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая. Ее структура.
Социализация личности как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социализированность как результат социализации человека. Различные подходы к проблеме социализации.
Факторы социализации и их типология в социальной педагогике.
Характеристика факторов социализации в современном обществе. Степень их влияния на подрастающее поколение.
Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Их проявления в современном процессе социализации.
Социальные институты социализации личности, их характеристика. Основные направления их взаимодействия
Функции социального воспитания и их реализация в современных условиях.
Современные проблемы молодежи и роль социально-педагогической деятельности в их решении. Концепции социального воспитания молодежи в современном обществе.
Социально-педагогическая виктимология. Необходимость разработки социально-педагогической виктимологии как части социальной педагогики.
Человек как жертва социализации. Влияние культуры, исторических традиций, религий и социальных установок общества на отношение к различным типам жертв неблагополучных условий социализации. Роль социального педагога в регулировании отношений к жертвам социализации.
Семейное, социальное и религиозное воспитание, их специфика.
Понятие здорового образа жизни (ЗОЖ). Пути его формирования. Роль социального педагога в формировании ЗОЖ.
Народная педагогика. Ее традиции и возможности в воспитании детей. Роль социального педагога в возрождении народной педагогики.
Социально-правовая защита детей: история и современность. Основные ее направления.
Социально-педагогическая ситуация развития личности. Каналы и условия, определяющие социально-педагогическую ситуацию.
Принципы социально-педагогической деятельности. Их характеристика.
Содержание формы, методы социально-педагогической деятельности. Их характеристика.
Педагогический потенциал среды обитания человека. Его влияние на социализацию современной молодежи роль социального педагога в совершенствовании педагогического потенциала среды обитания.
Модели педагогической организации среды социума. Их социально-педагогический анализ.
Системный и деятельностный подходы в социально-педагогическом процессе, пути их реализации.
Современные тенденции развития и становления молодежных организаций, их роль в социализации молодежи.
Возникновение и становление социально-педагогической теории и практики в России.
Загородные лагеря учреждения дополнительного образования и другие образовательные организации. Специфика их деятельности.
Понятие, принципы и основные направления семейного воспитания.
Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков
Личностно-ориентированный подход в социально-педагогической деятельности, пути его реализации
Целостный подход в социально-педагогической деятельности. Пути его реализации.
Педагогические проблемы реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях.
Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях.
Институциональная и внеинституциональная социализация подрастающего поколения. Их соотношения и характер влияния на развитие детей и молодежи.
Этнографические, историко-культурные, социологические и медико-психологические истоки развития социальной педагогики.
Интеграция и индивидуализация личности в процессе социализации.
Социальное воспитание в Древнем Востоке: социально-нравственные отношения в системе государственного управления и быта. Социально-педагогическое наследие Конфуция.
Социальное воспитание и школа в древней Греции. Философы Древней Греции о воспитании (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Социально-педагогические идеи и деятельность Плутарха, Квинтилиана.
Социально-педагогические принципы и средства воспитания и обучения в эпоху Средневековья на Западе. Основные модели образования, социализации и воспитания в этот период.
Основные направления социализации в древнейших государствах мира (Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай).
Эпоха Возрождения – период приобщения человечества к идеалам гуманизма, самодеятельности, социализации и воспитания человека (Ф. Рабле, Т. Кампанелла, В. Де Фельтре, Т. Мор, Э. Роттердамский).
Зарождение концепции прагматического подхода к социальному воспитанию (Р. Оуэн).
Эпоха Возрождения: Я.А. Коменский – воспитание и школа в планах переустройства мира на основе гуманизма.
Теории свободного, естественного, индивидуального и классического образования, социализации и воспитания человечества (Фребель, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк)
Социально-экономические и политические предпосылки создания новых концепций и моделей воспитания, социализации (И.Г. Песталоцци, К. Гельвеций, Д. Дидро, В. Дистервег, Г. Спенсер)
Социальное воспитание и педагогическая мысль в зарубежных странах XIX века (основные реформаторские социально-педагогические концепции, экспериментальная педагогика.)
Педагогика «Нового воспитания» (А. Ферьер, О. Декроли, Д. Дьюи)
Педагогика «Трудовой школы», «Гражданского воспитания», «Действия и реакции» (Г. Кершенштейнер, А. Лай)
Педагогика «Естественного образования» (М. Монтессори, С. Френе, Ш. Фурье). Ее значение для современной теории и практики воспитания
Педагогика «Классового воспитания и образования» (К. Маркс, Ф. Энгельс)
Социально-педагогическое значение реформ петровской эпохи. И.Т. Посошков, В.Н. Татищев –просветители петровской эпохи.
Современные тенденции образования, воспитания и социализации в странах Европы, США, Азии (информационность, профессионализм, адаптационность, дифференциация, полифункциональность, демократичность, экологичность, интеграционность, социализированность образования и воспитания)
Система социального воспитания и образования в зарубежных странах (Англия, Франция, США, Япония, Китай)
Развитие культуры славян как основа их социального воспитания (традиции родовых и семейных отношений; былины, сказки и культы, отраженные в изборниках «Домострой», «Златоструй», «Пчела», «Изборник Святослава»)
Школа и педагогическая мысль России в XIX веке. Социально-педагогические взгляды В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.Ф. Богдановича.
Значение М.М. Монасеиной, А.Н. Острогорского, П.Ф. Каптерова, П.Ф. Каптерова, П.Ф. Лесгафта для разработки теории семейного воспитания.
Социально-экономический характер реформации образования в России (указы о «Новой породе людей»). Социально-педагогическая деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова
Н.И. Пирогов о системе, содержании, принципах социального воспитания подрастающего поколения.
Становление и развитие отечественной школы и педагогики после октябрьской революции (особенности развития учебно-воспитательных учреждений, формы, методы, специфика воспитания). Нормативные документы 30-х годов о социальном воспитании.
Теория и практика «свободного воспитания» в истории социальной педагогики 19 века (К.Н. Вентцель, И.Н. Горбунов-Посадов, Л.Н. Толстой)
Развитие педагогической антропологии как социально-педагогической отрасли знания (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт)
Деятельность Наркомпроса и Госкомитета по народному образованию по организации социального воспитания. Нормативные документы 30-х годов по развитию советской школы («О социальном воспитании», «О пионерском движении», «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» и др.)
Школа РСФСР как институт социального воспитания и фактор социализации в период 1917 – 1945 гг.: структура, функции, содержание деятельности
Опытно-показательные учреждения в России (станции, клубные объединения, самоуправляющиеся объединения) и их роль в социализации молодежи
Особенности становления и развития советской социальной педагогики с 1918 по 1945 годы. Социально-педагогическая деятельность А.В. Луначарского, Н.К. Крупской
Основные типы социально-педагогических учреждений первой половины ХХ века. Цель. Задачи, содержание их деятельности.
Идея реализации средового подхода в воспитании в трудах отечественных ученых.
Связь воспитания и обучения, школы с жизнью. «Новое воспитание» П. Наторпа и его социально-педагогическое значение для социализации молодежи.
Социально-педагогическая система Я. Корчака.
Социально-педагогические идеи и деятельность Г. Гмайнера («детские деревни»), их педагогический потенциал в социализации молодежи.
Социально-педагогическая направленность воззрений и опыта А.С. Макаренко
Социально-педагогические идеи и опыт С.Т. Шацкого
Социально-педагогические идеи и опыт В.Н. Сорока-Росинского
Опыт социального воспитания в России в начале ХХ века. Детские объединения, детские колонии, скауты.
Теория и практика социального воспитания в 20-е годы ХХ века
Трудовое воспитание дошкольников как фактор социализации в концепции В.Н.Шульгина, М.В. Крупениной.
Опыт авторской социально-педагогической системы В.А. Сухомлинского.
Возрождение и развитие социальной педагогики в России (вторая половина XX –начало XXI вв.: особенности, нормативные документы совершенствования деятельнолсти).
|