ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ
руководитель д.п.н., профессор Г.Ф. Кумарина для слушателей профессиональной переподготовки, обучающихся по программе
«Педагогика и психология дошкольного образования» с января 2014 года
Педагогика как наука о воспитании. Предмет и задачи педагогики.
Функции педагогики. Источники развития педагогической науки.
Педагогика в системе наук о человеке.
Основные педагогические категории: образование, обучение, воспитание, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс
Сущность образования. Система образования в РФ.
Нормативные документы, определяющие содержание образования.
Методологические основы стандарта.
Принципы, цели и задачи, предусмотренные стандартом.
Социально-педагогические риски введения ФГОС дошкольного образования.
Психологические основы стандартов дошкольного образования.
Отличительные особенности ФГТ и ФГОС ДО в структурном и содержательном плане.
Особенности педагогического общения воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Способы реализации педагогического взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Типы педагогического отношения к детям дошкольного возраста.
Понятие о социальной перцепции.
Коммуникативная культура педагога ДОУ.
Этапы педагогического исследования.
Методы исследования и их выбор. Теоретические и эмпирические методы исследования.
Подготовка к организации и проведению исследования. Планирование опытной работы.
Структура аттестационной работы. Особенности формулирования темы исследования. Привести примеры.
Актуальность исследования. Последовательность изложения и особенности формулирования. Привести примеры.
Значение научного аппарата в структуре педагогического исследования.
Особенности разработки и определения научного аппарата исследования: цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования.
Логика изложения материала в теоретической части исследования.
Охарактеризовать этапы педагогического эксперимента.
Цели, задачи и методы констатирующего этапа эксперимента.
Методика проведения и описание диагностического исследования.
Особенности выделения показателей развития и критериев оценки результатов.
Особенности хода проведения и описания формирующего этапа эксперимента. Привести примеры.
Назовите отличительные особенности проведения эксперимента и наблюдения.
Назовите и раскройте формы проведения педагогической работы.
Цели, задачи и методы формирующего этапа эксперимента. Привести примеры.
Цели, задачи и методы контрольного этапа эксперимента. Привести примеры.
Особенности формулирования положений заключения.
Содержание понятия «воспитание». Особенности воспитания на разных этапах общественно-исторического развития.
Становление педагогики как науки о воспитании и образовании. Дошкольная педагогика как отрасль педагогического знания: предмет, задачи.
Основные факторы реформирования образования в современном мире.
Основные тенденции реформирования образования в мировой и отечественной педагогической практике.
Гуманистическая парадигма образования: содержательная характеристика.
Педагогические системы в мировой дошкольной педагогике: система воспитания М.Монтессори.
Педагогические системы в мировой дошкольной педагогике: Вальдорфская система дошкольного воспитания
Государственные образовательные стандарты: основания введения и содержательная характеристика.
Приоритеты в организации и содержании современного дошкольного образования детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в развитии детей дошкольного возраста.
Сущность и назначение коррекционной педагогики как направления в развитии педагогического знания.
Предмет коррекционной педагогики.
Содержание понятий «адаптация», «адаптационные нарушения», «дезадаптация», в науках о человеке, в педагогике.
Индивидуальные и социальные предпосылки адаптационных нарушений, возникающих у детей в образовательном процессе, их диалектическое взаимодействие.
Виды психической депривации детей в дошкольном детстве.
Педагогические факторы, способные спровоцировать возникновение и развитие адаптационных нарушений у детей в образовательном процессе.
Типологию адаптационных нарушений у детей в дошкольном детстве.
Роль педагогических условий в профилактике и коррекции адаптационных нарушений у детей в дошкольном детстве.
Программа и методы педагогического изучения характера адаптации детей дошкольного возраста в образовательной среде ДОО.
Формы и методы вовлечения родителей в решение задач профилактики и коррекции адаптационных нарушений детей в условиях дошкольного воспитания.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ1ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ (каф. адаптивного образования, рук. д.п.н., профессор Г.Ф. Кумарина) для слушателей профессиональной переподготовки, обучающихся по программе
«Педагогика и психология дошкольного образования» с января 2014 года
«Стандарт вариативности». Как я пониманию это?
«Стандарт поддержки разнообразия дошкольного детства». Как я пониманию это?
«Не надо воспитывать ребенка, с ним надо просто жить, уважая его личность».
«Нужно оценивать не детей, а качество дошкольного образования».
«Каким быть дошкольному детству?».
«Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры».
«Педагог должен уметь работать в зоне ближайшего развития ребенка».
«Не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку».
«Детство информационной социализации». Что стоит за этим?
Диагностика развития ребенка. Моё понимание.
К.Д. Ушинский: «Только личность может влиять на воспитание и развитие другой личности».
Ребенок моими глазами (ребенок, в котором я вижу личность; ребенок, который меня раздражает; ребенок, за которого я спокойна; идеальный ребенок; ребенок такой, как все).
«Ребенок осваивает сложнейшие вещи сам, благодаря собственной активности».
«Позволяйте ребенку рисковать».
«Дети – те же мы, только более эмоциональные и восприимчивые».
«Воспитатель, лишающий ребенка свободы действий, убивает естественные силы его развития».
М. Монтессори: «Взрослый должен руководить жизнью и душой ребенка». Как я понимаю это?
А. Нилл: «Быть на стороне ребенка». Как я понимаю это?
А. Сурожский: Человек может обрести духовную благодать, только если он увидит «на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни…».
Ребенок – участник совместной эмоциональной и духовной жизни взрослого.
Наказывать ребенка: как и зачем?
Методы педагогического исследования: теоретические и эмпирические методы.
Педагогическое исследование: структура, этапы и содержание.
Особенности опытно-экспериментальной работы в ДОО.
Специфика проектной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста.
Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребёнка.
Понимание и принятие ребёнка в семье как условия благоприятного формирования личности.
Содержание понятия экология. Эволюция экологического знания. Современные доминирующие парадигмы решения проблем экологии.
Понятие детства в научно-педагогическом и обыденно-житейском значении. Экология детства как комплексно - интегративное научно-педагогическое знание.
Основные предпосылки и причины трудного детства: природно-средовые; социо-ноосферные; образовательно-воспитательные; медико-гигиенические.
Психология и педагогика здоровья. Представление о психосоматических заболеваниях и расстройствах у детей и взрослых.
Роль эмоций в возникновении и предупреждении психосоматических заболеваний. Педагогические условия профилактики психосоматических расстройств.
Неконтактный ребёнок и пути педагогической работы с ним.
Адаптационные проблемы детей как предмет внимания дошкольного педагога.- Текст выступления на методическом объединении.
Роль педагогических условий в профилактике и коррекции адаптационных нарушений у детей на этапе дошкольного детства.
Адаптивная среда ДОО.
Коррекционно-развивающий потенциал образовательной среды ДОО.
|