Скачать 1.66 Mb.
|
НОЧУ ВПО МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ в г. Казани ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Ректор МСГИ _________ Е.В.Оганесян «_____»____________2008 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 050715 ЛОГОПЕДИЯ Казань 2008 Образовательная программа профессиональной переподготовки по направлению 050715 «Логопедия». 1.Введение в логопедическую специальность. Задача: Ознакомление слушателей с теоретическими и практическими проблемами логопедии, видами речевой патологии, основным понятийно-категориальным аппаратом логопедии как науки. Курс рассчитан на 8 лекционных занятий; отдельные вопросы курса выносятся на самостоятельное изучение. Формы контроля: зачет. 1.1. Предмет и задачи логопедии. Научные основы логопедии. Связь логопедии с другими науками. Понятие о речи как функциональной системе. Речевая норма и нарушения речи. Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специальн6ого обучения и воспитания. Предмет, объект, цель, теоретические и практические задачи, значение логопедии. Методологические принципы логопедии. Взаимосвязь логопедии с психолого-педагогическими, медико-биологическими и лингвистическими науками. 1.2.Причины речевых нарушений. Классификация речевых нарушений. Развитие представлений об этиологии нарушений речи. Современные представления о причинах речевых нарушений. Органические и функциональные причины. Центральные и периферические причины. Эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) вредности в этиологии речевых расстройств. Концепция развития психики Л. С. Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений. Социальная ситуация развития. Причины и условия возникновения речевых нарушений. Основные условия обуславливающие многообразие речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции. Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Роль наследственных факторов в сочетании с экзогенно- органическими и социальными факторами в появлении речевых нарушений. Ведущие принципы анализа речевых нарушений: развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка. Понятие о структуре речевых нарушений. Первичные и вторичные нарушения. Сложность и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения. Проблема систематизации речевых расстройств. Современные классификации речевых нарушений. Клинико - педагогическая классификация. Этиопатогенетические, клинические и психолого - лингвистические критерии разграничения речевой патологии. Виды речевых нарушений. Психолого- педагогическая классификация. Лингвистические и Психолого- педагогические критерии построения классификации. Группы речевых нарушений и их виды. Проблемы дальнейшего совершенствования систематизации речевых нарушений. 1.3.Дислалия. Расстройства голоса. Ринолалия. Определение дислалии. Различия в представлениях об объеме и содержании понятия «дислалия» на различных этапах изучения речевых расстройств. Функциональная и механическая дислалия. Причины их возникновения. Нарушение психофизиологических механизмов, участвующих в речевом акте при моторной, сенсорной, сенсомоторной дислалии. Нарушение звуков при дислалии: замены, смешения (взаимозамены), искажения. Фонологические (фонематические), антропофонические (фонетические) дефекты звуков. Обозначение нарушений отдельных групп звуков. Уровни нарушенного произношения (по О. В. Правдиной). Простая и сложная дислалия. Представление о голосе, его основных характеристиках. Основные периоды развития детского голоса. Общая характеристика нарушений голоса. Определение понятия «Ринолалия». Основные формы ринолалии. Открытая, закрытая и смешанная Ринолалия, основные причины органического и функционального характера. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Ринолалия и ринофония. 1.4. Дизартрия. Определение понятия «дизартрия». Анартрия и стертая дизартрия. Причины дизартрии. Формы дизартрии, выделяемые в зависимости от локализации очага поражения в различных отделах мозга. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого развития детей с дизартрией. Особенности проявления дизартрии у детей с детским церебральным параличом. 1.5. Заикание. Определение заикания. История развития научного интереса к заиканию. Современный взгляд на заикание, на его причины. Социальные факторы, способствующие возникновению заикания. Психогенные факторы в этиологии заикания. Представление о патогенетических механизмах заикания. Симптоматика заикания. Психолого -педагогическая характеристика заикающихся детей. 1.6. Алалия и афазия. Алалия и афазия как нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления речевого высказывания. Алалия: определение понятия, причины, механизм нарушения, симптоматика. Моторная и сенсорная алалия. Представление об уровнях недоразвития речи детей с алалией. Особенности формирования психики, интеллектуального развития детей с алалией. Афазия: определение, причины, механизм нарушения. Симптоматика нарушения речи при афазии. Особенности личности при афазии. Проявления афазии у детей. 1.7. Нарушения письменной речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. Психофизиологический аспект процессов чтения и письма. Нарушения чтения и письма как виды патологии речевой деятельности. Дислексия: определение, этиология, симптоматика. Дисграфия: определение, этиология, симптоматика. Фонетико-фонематические дефекты, нарушения лексико- грамматического строя речи, письма и чтения у детей с нарушениями слуха. Уровни сформированности речи и специфика проявления речевых расстройств у детей с глубокими нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Нарушения фонетико - фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя у детей с интеллектуальной недостаточностью. 1.8. Организация логопедической помощи в России. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи. Дошкольный логопедический пункт при массовом дошкольном образовательном учреждении. Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопедические пункты при общеобразовательных школах. Коррекционно - диагностические реабилитационные центры. Логопедическая помощь в системе здравоохранения: логопедический кабинет детской поликлиники, специализированные ясли и ясельные группы для детей с задержкой речевого развития и с заиканием, специализированный дом ребенка, детский психоневрологический санаторий, центры патологии речи. Логопедическая помощь взрослому населению. Литература.
Задача: Ознакомление слушателей с современным состоянием данной области науки, ее достижениями в расшифровке механизмов наследственных заболеваний и очень кратко с вопросами диагностики наследственных заболеваний, лечения и профилактики; формирование понимания сути наследственной патологии, состояния здоровья аномального ребенка и его возможностей. Курс рассчитан на 8 лекционных и 4 семинарских занятия; отдельные вопросы курса выносятся на самостоятельное изучение. Формы контроля: зачет. 2.1. Генетика. История развития. Наследственность и изменчивость. Митоз. Оплодотворение. Законы Менделя. Наука генетика. Ее связь с биологией, медициной и дефектологией. История развития генетики. Этапы ее формирования как самостоятельной дисциплины. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии генетики. Современное состояние генетики и перспективы ее развития. Понятие о наследственности и изменчивости. Единицы наследственности. Типы наследования. Законы Менделя. Виды размножения. Митоз. Мейоз. 2.2. Цитологические и молекулярные основы наследственности. Строение и функции хромосом и генов. Строение клетки. Ядро и органоиды, их строение и функции. Понятие о хромосомах и генах. Ядерная и цитоплазматическая наследственность. Цитогенетика и ее принципы. Задачи цитогенетики. Строение хромосомы и ее химизм. ДНК и РНК. Виды РНК, их функции. Синтез белка в клетке. Понятие о ферментах, их строение и функции. Понятие об активном центре фермента. Виды ферментов. Строение гена, его субъединицы и функции. Изменения активности генов на протяжении жизни особи. Взаимодействие генов. 2.3. Генные и хромосомные мутации. Ген и среда. Роль ферментов в коррекции мутации. Виды мутаций. Мутагены и их классификация. Характер изменений в наследственном аппарате в результате мутаций. Особенности химического и радиационного мутагенеза. Спонтанный мутагенез. Понятие о положительных мутациях как двигателей эволюции. Роль ферментных систем в коррекции мутаций. Последствия мутаций на уровне больших, средних и малых хромосом. 2.4. Антропогенетика. Родословные. Евгеника и ее история. Антропогенетика как часть общей генетики. Трудности и специфика в изучении генетики человека. Хромосомный набор человека. Классификация хромосом человека, их строение. Методы изучения генетики человека. Их практическое значение. Задачи и перспективы антропогенетики. Евгеника, ее история и современное состояние. Значение знаний евгеники. 2.5. Патогенез наследственных заболеваний. Хромосомные болезни. Врожденные аномалии. Понятие о наследственных болезнях человека. Наследственные мутации. Спонтанные мутации. Характер наследования (Аутосомно-доминантный, аутосомно - рецессивный и сцепленный и Х – хромосомой). Особенности их проявления. Роль возраста родителей с частотой проявления наследственных аномалий. Участие провоцирующих моментов в проявлении наследственных болезней. Патогенез наследственной патологии. Различия в частоте, тяжести проявления и сроках формирования хромосомных и генных заболеваний. Типы хромосомных аномалий. Изменения числа аутосом и их последствия в зависимости от размеров хромосом. Изменение числа половых хромосом и их проявления. Болезни, обусловленные изменением структуры хромосом. Аберрации хромосом соматических клеток и их последствия (малигнизация). Врожденные аномалии и их связь с хромосомными мутациями (пороки развития лица, шеи, конечностей, органов). 2.6. Генные заболевания. Наследственные нарушения обмена веществ. Энзимопатии. Сопоставление частоты хромосомных и генных заболеваний. Ген - центральная фигура наследственности. Количественные и качественные изменения генного аппарата. Классификация генных заболеваний. Болезни обмена веществ и их сущность. Понятие об энзимопатиях. Виды энзимопатий. Болезни, обусловленные изменением активности генов. Роль эндокринной системы в регуляции генной активности. Болезни с наследственной предрасположенностью. 2.7. Наследственные заболевания нервной системы, органов чувств, зрения, слуха. Речевые расстройства наследственного генеза. Изолированные и сочетанные поражения нервной системы при наследственных заболеваниях. Анатомические и функциональные нарушения головного мозга генетического характера. Анэнцефалия, микроцефалия, микрогирия, гидроцефалия. Роль наследственного фактора в формированиях некоторых психических заболеваний. Наследственные нервно- мышечные заболевания. Их классификация. Наследственные заболевания органа зрения. Аномалии глазного яблока и его вспомогательного аппарата. Глаукома. Катаракта. Близорукость. Дальнозоркость. Нарушения свето - и цветоощущения. Поражения сетчатки и зрительного нерва (атрофия, отложение продуктов метаболизма, демиелинизация и др.). Сочетание поражения органов зрения. Наследственные заболевания органа слуха. Аномалии ушной раковины и наружного слухового прохода. Нарушения формирования среднего уха. Дефекты строения слуховых косточек (отсутствие, деформация и сращения). Патология развития элементов внутреннего уха. Нарушения строения кортиева органа. Прохождение слухового нерва (атрофия, дистрофия, демиелинизация). Понятие о проводниковой и нейросенсорной глухоте. Врожденная глухота и тугоухость. Приобретенная глухота и тугоухость. Изолированные и сочетанные наследственные заболевания органа слуха. 2.8. Роль наследственного фактора в формировании нарушений речи. Диагностика, лечение и профилактика наследственных заболеваний. Медико - генетическое консультирование. Роль наследственного фактора в формировании речевых расстройств. Аномалии строения периферического речевого аппарата. Дефекты формирования полости носа, зубов, языка, глотки и гортани. Нарушения речи при этих аномалиях. Нарушения темпа и ритма речи. Функциональные расстройства речи, связанные с аномалиями психического и соматического развития. Речевые расстройства в сочетании с поражениями органов слуха и зрения. Основные методы диагностики наследственных заболеваний (пре- и постнатальная диагностика). Лечение наследственных заболеваний: этиологическое, патогенетическое, симптоматическое. Понятие о генной инженерии. Профилактика наследственных заболеваний. Охрана окружающей среды. Метод создания «живых моделей» для изучения патогенеза и разработки методов лечения и профилактики наследственной патологии. Медико - генетическое консультирование. Его практическое значение, задачи и перспективы. Литература.
М., 1972.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины отечественная история Специальность... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины региональные проблемы валеологии... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... СД. Ф. 12. 5 Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании | ||
Рабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Основная образовательная программа: 050715. 65 Логопедия Квалификация... Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс 5 (СД. Ф. 11)«Логопедическая... Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет... | Требования к рефератам учащихся Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» | ||
Методика обучения написания сжатого изложения Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования... Цель – подготовить студентов к индивидуальной и фронтальной формам коррекционной логопедической работы с детьми, страдающими недоразвитием... |