Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И.





Скачать 231.53 Kb.
НазваниеУрок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И.
Дата публикации06.12.2014
Размер231.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Областное государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения

квалификации) специалистов «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

Современный урок литературы как средство развития

творческих способностей обучающихся
(реферат)

Выполнила:

Юрьева Наталья Владимировна,

учитель русского языка и

литературы

МОУ «Должанская основная

общеобразовательная школа»

Валуйского района


Белгород
2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы……………………………………………………………………….6

1.1. Компоненты структуры творческих способностей…………………….6

1.2. Условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературы……………………………………………………………………….6

1.3. Виды практических заданий эвристического характера при анализе художественного произведения………………………………………………..8

Глава 2. Педагогическое содействие формированию творческих способностей обучающихся на уроках литературы………………………..11

2.1. Приемы, активизирующие интеллектуально - волевую сторону

творческой деятельности……………………………………………………...11

2.2. Стратегия обучения творчеству…………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………...20

Список литературы…………………………………………………………….22

Введение

Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И.П., урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (классов ) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников [8; 147].

Урок - первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам развивать творческие способности.

К сожалению, в новых социокультурных условиях, в которых оказалось современное общество, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, угрожающе деформируется личность молодого человека, часто не различающего, где добро и зло, красота и уродство, колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературы остается невостребованным юным читателем в той мере, в какой это необходимо сегодня подрастающему поколению.

Как преодолеть эту беду, приобщить школьника к чтению, вернуть ему интерес к книге, объяснить, что без нее невозможно формирование личности; как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию? Это тем более сейчас необходимо, так как литература занимает, бесспорно, особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет важную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика.

Данная работа посвящена изучению некоторых узловых особенностей, встречающихся в методике преподавания литературы, в частности при рассмотрении вопроса, касающегося изучения современного урока литературы, именно такого урока, который развивает творчество обучающегося. Данная тема неоднократно попадала в поле зрения исследователей, в частности Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, С.В. Иванова, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, В.Г. Маранцмана и др.

Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время для того, чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности.

Проблеме творческих способностей посвящены исследования многих ученых - педагогов и психологов. Выделяют философский, психологический, педагогический подходы к решению этой проблемы.

Феномен формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н.А.Бердяев, В.Гумбольдт, Э.Кассирер, М.К.Мамардашвили и др.

Психологические аспекты творческого процесса освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Б.Г.Ананьева, Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина и др.

В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов), теории воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (И.П. Иванов, В.А. Сухомлинский).

Несмотря на усиленное внимание к проблеме развития творческих способностей, ряд ее аспектов остается недостаточно изученным. Анализ результатов педагогической практики показывает, что развитию творческих способностей учащихся в системе школьного образования все еще не уделяется должного внимания, что обусловлено целым рядом причин, в том числе и затруднениями в определении педагогических условий развития творческих способностей школьников в процессе преподавания литературы.

С учетом вышеизложенного нами сформулирована следующая проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей обучающихся в процессе преподавания литературы?

Целью данной работы является представление современного урока литературы как основной формы обучения и развития творческих способностей обучающихся.

В связи с целью исследования выделяются следующие задачи:

1) рассмотреть условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературы;

2) определить приемы, активизирующие интеллектуально-волевую сторону творческой деятельности;

3) разработать стратегию обучения творчеству

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы

«Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности » [2; 329].

Можно выделить компоненты структуры творческих способностей:

  1. Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию.

  2. Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации.

  3. Способность самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый.

  4. Способность находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства.

  5. Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, являющийся комбинацией известных.

Эти творческие способности проявляются не одновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой.

Но как же можно развивать творческие способности? Какие нужно создать для этого условия?

Условия развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Творческая деятельность учащихся нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся:

  1. Организация труда самих школьников, развитие их активности – предусматривает проведение практических работ учащихся (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений).

  2. Преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания) требует от учителя углубления и расширения жизненного опыта учеников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений.

  3. Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории литературы сочетаются со знакомством с разными видами искусств при пристальном внимании к их специфике.

  4. Следующим важным условием является предоставление детям известной свободы творчества, выражающуюся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов.

  5. Очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы.

  6. Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера.

  7. Помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать. В случае необходимости школьника надо “отправлять” к тексту произведения.

  8. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск, который заключается в осознании противоречия между имеющимися проблемами в решении определенной задачи и их собственным опытом. Учащийся становится перед необходимостью создать новую, но не имеющуюся в его опыте схему решения, новую систему способов действий.

  9. Превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера, которые позволяют развивать творческие способности учащихся.

Практические задания эвристического характера на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся.

Практические задания эвристического характера, включаемые в процесс обучения – это такие задания, которые выполняются без непосредственного участия учителя или с небольшой помощью по его заданию в специально отведенное для этого время. При этом учащиеся стремятся достигнуть поставленную в задании цель, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме творческую активность в создании нового материала.

В практических работах школьникам необходимо применить полученные знания. В процессе выполнения практических заданий учащиеся достигают большей ясности в понимании изучаемых явлений и связей между ними, большей прочности в усвоении знаний.

Важен инструктаж, который проводится учителем перед началом практических заданий в устной, письменной, наглядной форме; в ходе инструктажа разъясняются цель и значение предстоящей практической работы.

В зависимости от того, насколько учащиеся владеют необходимыми умениями, указывается на способ осуществления задания.

Когда ученик понял, что от него требуется, он составляет план действий и выполняет задание.

Выполнив задание, ученик, сам по собственной инициативе проверяет свою работу и оценивает ее, то есть осуществляет самоконтроль и самооценку.

Теперь нужно обратиться к тем видам практических заданий, которые можно использовать на уроках литературы.

Особенностью этих работ является то, что они применяются в связи с чтением рассказов, их анализа и размышлениями детей по поводу этих рассказов.

Виды практических заданий эвристического характера при анализе художественного произведения

  • Самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста. Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов:

- вопросы, требующие описания действий;

- вопросы, требующие описания внешних данных предмета;

- вопросы, требующие классифицировать предметы;

- вопросы, требующие группировки предметов или выяснения связей между ними по пространству, по времени;

- вопросы, требующие сравнения двух предметов;

- вопросы, требующие оценки предмета или явления;

- вопросы, требующие характеристики действующего лица;

- вопросы, требующие установления отношений между действующими лицами;

- вопросы, требующие обобщения ряда признаков, фактов;

- вопросы, требующие доказательства или опровержения мысли.

  • Составления плана рассказа. Последовательность приемов:

- составление картинного плана с заголовками;

- составления плана с заголовками в форме вопросов;

- составление плана с заголовками в виде выражений, взятых из рассказа;

- составление плана с заголовками в виде назывных предложений.

  • Подготовка к рассказу:

- рассказ о развернувшихся действиях, событиях;

- рассказ о событии и выражении идеи.

  • Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысления:

- с изменением последовательности событий;

- с дополнением содержания текста ( включение описания места, действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста);

- пересказ от лица героя произведения или от своего лица.

  • Графическое или словесное рисование, а именно, анализ иллюстраций.

  • Музыкальное иллюстрирование:

- чтение и анализ отрывка рассказа, который будет иллюстрироваться музыкальным произведением;

- прослушивание музыкальных отрывков;

- осуществление детьми выбора музыкального отрывка, аргументация.

Данные формы практических заданий на уроках литературы можно считать творческими, так как они предполагают интерпретацию литературного текста. «Интерпретируя какой-либо рассказ, ученики осуществляют творческую деятельность» [5;93]. Перечисленные формы практических заданий являются творческими видами деятельности, и, следовательно, служат средством развития творческих способностей.

Педагогическое содействие формированию творческих способностей обучающихся на уроках литературы

«Творчество - это деятельность человека или группы людей по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творческая личность должна об­ладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, бла­годаря которым создается что-то новое, оригинальное » [3; 320].

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов твор­чества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Именно творческим мо­ментом считается озарение (инсайт) - интуитивное, мгновенное схватывание проблемы, искомого результата [9; 158].

К приемам, активизирующим интеллектуально - волевую сторону твор­ческой деятельности, относится работа с ассоциациями. Научившись самостоя­тельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, человек использует произвольное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процессов.
Ассоциации подразделяются на сходные, контрастные и логические. Вспомним цитату из романа «Евгений Онегин»: «... Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить...» К сожалению, большинство наших школьников тоже страдают этим «синдромом Онегина». Но запомнить чередование ударных и безударных слогов в данных стихотворных размерах не так уж сложно, если обратить внимание на то, что в слове хорей ударение падает на второй слог, а в стопе хорея - на первый. В слове ямб ударение падает на первый и единствен­ный слог, а в ямбической стопе - на второй. Таким образом, учащиеся запоми­нают, что хорей - это двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на нечетные слоги (1,3,5...), а ямб - двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на четные слоги (2,4,6...)

На уроках литературы учитель, безусловно, должен учить детей понимать художественный текст, определять авторскую позицию, уметь анализировать произведение. Но это не всеобъемлющий подход, сковы­вающий инициативу детей. Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве, это увлекает детей.

Большое место в работе учителя-словесника занимают упражнения по анализу уча­щимися их собственных произведений.

Ученики получают задания проверить знания при разборе своих произ­ведений: найти стилистические фигуры, риторические вопросы, указать метафоры, эпитеты, их роль в тексте, определить строфику, виды рифмы, стихо­творные размеры. Кроме того, подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают инди­видуальные способности ребенка.

Развитию умения мыслить, рассуждать, дискутировать, обличать свои мысли в хорошую словесную форму очень помогает работа с «Пушкинскими проповедями», которые так талантливо составил удивительный педагог С.Л. Соловейчик.

Это и проповедь «О гордой юности», прослушав которую ученики тоже утверждают, что «гордость юности - в ожидании, в предчувствии, в возможно­стях, в чистоте». Воспитательная сила этих проповедей огромна.

«Душа твоя чиста; унынье чуждо ей;
Светла, как ясный день, младенческая совесть», —
писал А.С. Пушкин

И мы читаем проповедь «О чистоте души». Что такое уныние? Имеем ли мы право предаваться ему? Что есть надежда? Ребята приходят к выводу, что самые прекрасные люди те, кто умеет вселить надежду и в других, кто не знает уныния и помогает другим не впадать в уныние.

Было бы иллюзией предположить, что в процессе изучения литературы поэзию будут любить все. Но можно научить ребят видеть изобразительно-выразительные средства языка.

После изучения стихосложения каждый ученик получает текст, в кото­ром обозначены пропущенные места (слово, словосочетание). В начале работы - установка на восприятие: злой волшебник тайно унес из стихотворения поэта очень важные слова. И стихотворение рассыпалось, перестало быть художест­венным произведением. Восстанавливая текст, ученики должны помнить, что не любое слово подойдет, а только то, которое соответствует оригиналу и по числу сло­гов. Это важно еще и потому, что школьники учатся чувствовать ритм стиха, метрические соответствия. Не всегда, не в каждом случае находится нужное слово, но дети с удовлетворением пускаются в поэтический поиск, постепенно приучаются к очень важным открытиям. Эти упражнения развивают навыки творческого чтения, пробуждают творческий акт.

Прием, который помогает систематизировать кон­кретные наблюдения над особенностями языка художественного произведения и манеры повествования - стилизация. Чем отдаленнее от нас эпоха, породив­шая произведение, тем устойчивее его жанровые черты, тем проще выполнение задачи, стоящей перед учениками - создание стилизации. Для стилизации бе­рем былины, поучения, оды, хокку. При изучении былин выясняем, какие лите­ратурные приемы использованы (эпитеты, гиперболы, сравнения, повторы), как построены былины, проводим конкурс на лучший рассказ о былинах, читаем статью учебника «Былины». Ученики получают домашнее задание: «Используя привычный для былины ритм, слог, лексику, приемы народнопоэтической речи, создать собственный текст былины». Ребята с большим удовольствием готовят свои тексты, слушают их и особым любопытством:
Выехал Добрыня из Киев града Да ехал он во Сернур — во прекрасный. Долго ли, коротко он ехал, да приехал. Дома пятиэтажные, машины ездят разные. Остановился он у школы ведь у первенькой.

На примерах собственного творчества детьми легче усваивается теория стихосложения: если поначалу они интуитивно используют таинственные ху­дожественные приемы (это, по выражению Г.Н. Поспелова, «скрытое» изуче­ние теории литературы), то позже, постигая законы жанра, они сочиняют не­плохие произведения, в которых представлены довольно полно элементы уст­ного народного творчества.

Изучение теории литературы сопровождается, как правило, самостоя­тельной работой и творческой деятельностью учащихся. Если самостоятельная работа часто носит репродуктивный характер или выполняется в измененных или усложненных условиях (ответ на вопрос, заданный в несколько иной, чем прежде, формулировке, текстуальный анализ эпизода по аналогии с проведен­ным в классе, пересказ, составленный самостоятельно), то творческая работа во всех случаях требует поиска оригинального решения, создания нового текста, если предлагается сочинить сказку или рассказ, инсценировать произведение или главу из него. Это и устное иллюстрирование и создание рисунков к произ­ведению, сочинение по картинке, рассказ о литературном герое со всякого рода дополнениями (описание внешности героя, например), подготовка диафильма, фильма, спектакля, литературного вечера или литературной игры, сочинение загадок, пословиц, поговорок, басен, стихотворений.

К творческой работе мы относим и читательский дневник, требующий от владельца не только пересказа, но и оценки прочитанного произведения. В большинстве случаев читательский дневник становится обычным дневником, в котором мысли о книгах перемежаются с мыслями о жизни, о людях, о вол­нующих юного читателя нравственных проблемах.

Выполняя творческую работу, дети опираются не только на знакомые им произведения, на свой читательский опыт, но и на известные им законы сло­весного искусства, которые становятся для них в этом случае руководством к действию. Знания приобретают практическую ценность, становятся жизненно необходимыми. И это не проходит бесследно. Каждое созданное учеником произведение, будь то рисунок или загадка, сказка или очерк, не только обога­щает духовный мир ребенка, расширяет его кругозор, но и совершенствует чи­тательскую культуру, развивает его ум, наблюдательность, волю.

Одним из наиболее сильных и действенных средств развивающего воз­действия на учащихся являются сочинения: их подготовка, процесс написания, анализ и обсуждение. Учебная программа по русскому языку и литературе предполагает знакомство учащихся с сочинениями - рассказами, описаниями, рассуждениями. Приветствуется написание рефератов, но как школьник может грамотно написать реферат, если он не привык рассуждать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и от­стаивать ее! Вот почему нужно выводить сочинения как можно раньше, давая возможность ученику творчески подойти к изучению тех учебных предметов, которые его интересуют.

Подготовительная работа над сочинением начинается знакомством с содержанием художественного произведения. Ребятам даются вопросы по содержанию. Отвечая на них, учащиеся подтверждают свою мысль фактами, приводят нужные цитаты. При анализе художественного произведе­ния требую, чтобы ученики давали собственную оценку герою, его поступкам, подбирали цитаты и яркие художественные выражения. Следующий этап - за­пись схемы:

План Тезисы Примеры и доказательства Использование текста художественного произведения

На следующем уроке коллективно заполняется схема, которая застав­ляет следить за процессом составления сочинения, развивает активность, будит мысль, воспитывает интерес к познанию. Чтобы ученик мог написать хорошее сочинение, ему надо знать, как его написать. Поэтому обязательны занятия по технике написания сочинений. Учащимся предъявляется первое требование: садись писать сочинение только тогда, когда тебе понятна и ясна тема. Второе требование к сочинению: оно должно состоять из вступления, главной части и заключения. Третье требование: излагай мысли ясно, последовательно, старай­ся, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно». Всегда помни, что лите­ратура не терпит сухих, штампованных фраз, добивайся яркого изображения своих мыслей, чувств. В то же время не увлекайся цитатами, а употребляй в особо нужных случаях.

Существует более сорока видов письменных творческих работ, среди них реферат, изложение, анализ поэтического и прозаического текстов, эпизо­да, другие жанры сочинений, рецензий, эссе. Большое значение имеет включе­ние в работу тех жанров, которые в большей степени направлены на саморас­крытие личности, выявление ее внутреннего своеобразия, среди них - письмо, исповедь, страницы из дневника, путевые заметки, лирические очерки, отзывы, рецензии, эссе.

По мнению Виноградова А.В., педагогическая игра - такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправления организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивиро­вана на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и пра­вилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения [4; 35]. Игровая форма обуче­ния имеет чрезвычайно много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя, и для активизации творческой деятельности учащихся. Иногда простейший реквизит создает игру на пустом месте. Очень часто огор­чает то, что ученики не знают полных имен писателей и поэтов. Можно изгото­вить два комплекта карточек: один с фамилиями, другой - с именами и отчествами русских классиков. Предложить ученикам, используя магнитную доску или лист картона, или скрепки составить из карточек полные имена. При всей примитивности задание вызывает живой интерес. Через пару минут можно сравнить результаты работы команд или эрудитов - добровольцев. Это сравни­тельно простая игра, но она лучше, а главное эффективнее всяких назидатель­ных рассуждений о том, как важно знать имена писателей и поэтов.

Литературные викторины, «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионе­ром», «Слабое звено», «Звездный час» - игры, помогающие активизировать учащихся, развивать их творческий потенциал. Кроме того можно предложить игры, развивающие познавательный ин­терес. «Литературный бой». Игра строится на состязании двух групп участни­ков. Они задают друг другу вопросы. Побеждает та сторона, которая имеет больше правильных ответов.

«Цитаты на слово». Выбирается какое-нибудь слово, например: «море». Играющие пишут различные стихотворные строчки, в которых упоминается это слово. Желательно указывать не только автора, но и название произведения.

Интересной может быть и литературная игра «Конец - делу венец». Прочитывается вслух никому из присутствующих неизвестный рассказ при­мерно до середины или до «самого интересного места». Затем каждому предла­гается рассказать окончание по-своему. Выигрывает тот, чей рассказ ближе всего подойдет к действительному окончанию, или тот, чье, по общему мнению играющих, предложенное окончание окажется более удачным и интересным. Видоизменением предыдущей игры может быть «Рассказ по картинке».

«Речевые игры». Особое место здесь занимают скороговорки и трудно­произносимые пословицы: Везет Санька Саньку с Сонькой в санках. Санки в бок - Сенька с ног. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену. Только у молодца и золотца, что пуговки оловца.

Аукцион скороговорок. Кто-нибудь из играющих говорит скороговорку, а другой - вторую, третий - третью и т.д., пока играющие не исчерпают запаса известных им скороговорок. Повторивший скороговорку выбывает из игры

Для развития у учащихся ясной и образной речи очень полезно прово­дить синонимические и омонимические загадки, например:
В бою и рубят и взрывают, А после боя развлекают
Ответ: шашки (холодное оружие, пироксилиновые подрывные шашки и шашки - игра).

Синонимы. Подберите синонимы к следующим словам. Помните, что синонимом может быть словосочетание. Например: снайпер - меткий стрелок; заяц - серый, косой; поэт - стихотворец, пиит, бард.
Упражнения такого типа учат быть внимательными к слову, развивать языковое чутье.

Важным средством воспитательного и развивающего воздействия явля­ется использование на уроках литературы произведений ис­кусства. «Искусство несет в себе огромное социальное содержание, выступает как форма познания человеком внешнего мира и самого себя, как один из путей объединения людей. Помимо расширения кругозора и общего культурного развития, искусство восполняет недостающий подросткам жизненный опыт, сти­мулирует развитие познавательных процессов»[6;37]. Одним из наиболее широко ис­пользуемых видов искусства является живопись. Работу над произведениями живописи надо сочетать с наблюдениями над реальными объектами, используя живопись как средство познания действительности, как инструмент для про­никновения в существо предметов, явлений, событий. От пейзажа, портрета в живописи учащиеся переходят к пейзажу, портрету в натуре, от сюжета карти­ны к самостоятельно построенному сюжету, от понимания чувств и настроений реальных лиц, одновременно используется и обратный переход: от действи­тельности к картине.

Определенное место на уроках - при подготовке к сочинениям и изло­жениям, при молчаливом восприятии картин и их анализе - должна занять му­зыка, песня. Учащиеся должны убедиться, что музыка способна вызывать в во­ображении человека целые сцены, которые можно представить, увидеть и пере­дать словами, что музыка тесно связана с поэтическими словами и живописью.

Творческая атмосфера - одно из требований современного урока. Разви­вая творческие способности, мы воспитываем личностную установку, харак­терную для творческих личностей. И эта личностная установка на творчество не менее важна, чем сама способность мыслить творчески.

Для творчества не­обходимо наличие шести специфических, но взаимосвязанных источников: ин­теллектуальных способностей, знаний, стилей мышления, личностных характе­ристик, мотивации и окружения (среды).

Учителю нужно помнить и о стратегиях обучения творческости, кото­рые основаны на теории креативности и легко применимы.
1. Служить примером для подражания. Творческие способности раз­виваются не тогда, когда учителя и родители говорят своим детям о необходимости их развития, а тогда, когда показывают им, как надо поступать.

2.Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям.

3.Разрешать делать ошибки. Сотни и тысячи раз в течение школьной
жизни детям напоминают, что ошибаться нехорошо. В результате они боятся
делать ошибки и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо.
4.Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли
учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку
усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность
применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

5.Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему. Предоставлять возможность самим определять и формулировать темы для письменных работ и устных докладов.

6.Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творче­ской деятельности.
7.Предоставлять время для творческого мышления. Творчество -
процесс вялотекущий, процесс, требующий времени и мысленных усилий.
8.Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой
личности.
9.Стимулировать дальнейшее развитие. У творчества нет конца. На­чавшись,

творческое мышление бесконечно развивается.
10.Найти соответствие между творческой личностью и средой. Ника­ких стандартов для определения творческой деятельности не существует.

Основывая обучение в школе на этих принципах, можно не только уве­личить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить творческое начало в самом себе.
Заключение.

Творческая атмосфера - одно из требований современного урока литературы

Все формы работ, их взаимодействие сами по себе не являются разви­вающими и воспитательными факторами. Педагогическую значимость они приобретают при наполнении их определенными предметами, методическим, социально-психологическим содержанием. Важнейшим компонентом этого со­держания является оптимальный психологический режим на уроке, положи­тельный эмоциональный настрой учителя и учащихся. На уроке должна царить деловая, творческая атмосфера, превращающая учение в удовольствие для де­тей, атмосфера, мобилизующая все их усилия — умственные, физические, воле­вые, эмоциональные - на достижение поставленных учителем учебных и вос­питательных задач.

Уроки литературы предоставляют большие возможности для развития способностей детей. Результатами работы в этой области является от­сутствие боязни у детей при написании сочинения, интерес к творческим заня­тиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда мно­гие учащиеся перестают читать художественную литературу.

Результаты проведенного нами исследования способствовали решению поставленных задач и позволили сделать следующие выводы:

- Способность к творчеству, воображение, продуктивное мышление, творческие качества личности возможно развивать, если создать ситуации, требующие нестандартного и творческого подхода, вовлекать учащихся в различные формы творческой деятельности, формировать у них опыт такой деятельности.

- Изучение современной образовательной практики показало, что в деятельности педагогов по развитию творческих способностей учащихся используется широкий спектр организационных форм, игровые, художественные и инновационные формы учебной деятельности; сочетание видов учебной работы, которое обеспечивает стабильную творческую атмосферу в классе, и вариативность творческих заданий в зависимости от индивидуальных способностей учащихся

-Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время для того, чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы, кроме всего прочего, необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, творческим подходом к решению проблем, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Антипов, А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учебное пособие/ А.М. Антипова. –М.: Флинта, Наука, 2003. – 264 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности /

Д.Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности.- М.: Мол. Гвардия, 1997. - С. 328-348.

3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /,

Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. - 320 с.

4.Виноградов, А. В. Игровые технологии как средство развития творческих способностей старших подростков / А.В. Виноградов. - Екатеринбург, 2002.

5.Выготский, Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте /

Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997.- 93 с.

6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР,1996.-37с. -
7. Меркин, Г.С, Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству / Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин. - М.: Просвещение, 1991.

8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 ч./ И.П. Подласый. – М.: «Владос», 2000, -ч. 1. – 147с.
9. Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Е.Л.Яковлева. - М.: Молодая Гвардия, 1998.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconУрок Современный урок математики: теория и практика
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. В современной школе основной формой...
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconУрок ! Существует множество определений понятия «урок»
Существует множество определений понятия «урок» как главного;дя учителя вида педагогической деятельности
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconКонкурс педагогического мастерства "Мой лучший урок"
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной формой квалификационных испытаний в письменной форме является составление конспекта учебного занятия. При проведении аттестации...
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной формой квалификационных испытаний в письменной форме является составление конспекта учебного занятия
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconИнструкция для участника письменных квалификационных испытаний
Основной формой квалификационных испытаний в письменной форме является составление конспекта учебного занятия
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconКонспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного...
...
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconИнструкция для участников письменных квалификационных испытаний,...
Основной формой квалификационных испытаний в письменной форме является составление конспекта учебного занятия
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconТема: "flowers"
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconПрограмма «Физкультура от 3-х до 17»
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconЗадание на практику в дошкольных образовательных учреждениях
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как известно, урок является основной формой организации обучения в школе. Здоровьесберегающие технологи на своих уроках может и должен...
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. icon«Что такое воспитание?», пытаясь ответить на этот вопрос вспомним,...
Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании»)
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению Подласова И. iconСтандарты и методические материалы для дошкольных учреждений
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск