ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения, туристско-краеведческой и гражданско-патриотической деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея – позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. В словосочетании "школьный музей" ключевым является слово музей. Как и любой другой, он обладает рядом характеристик и функций, присущих этому социальному институту. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Наша школа на протяжении многих лет с успехом справляется с поставленными перед системой образования задачами. Необходимо отметить, что каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые направления воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Наша школа одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание. Данный выбор был обусловлен рядом причин:
школа на протяжении всего периода своего существования добивалась достаточно высоких результатов, как в учебе, так и во внеурочной деятельности;
школа стремится выполнять роль центра объединения учреждений и организаций основного и дополнительного образования, работающих с детьми и молодежью (идея социального партнерства является одной из основных в программе развития нашей школы);
школа имеет очень интересную историю, богатое прошлое и собственные традиции.
Важнейшей формой патриотического воспитания в школе является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках истории. Любить могучую, богатую и благополучную страну легко. Гораздо труднее найти что-то интересное, значимое и вызывающее гордость в своём маленьком, небогатом городе. Но ведь именно с любви к своей малой родине и начинается любовь к своему Отечеству. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своему городу, возникнет необходимость бережного обращения к нему, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.
Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле своему дому, своей семье, своему народу.
Акцент на гражданско-патриотическое воспитание личности был обусловлен еще одним фактором - это празднование в 2005 году 60-летнего юбилея нашей школы.
Учащиеся 11 класса Аникеева Алена и Петракова Александра с большим удовольствием приняли участие в социальном проекте «История моего города», вызванным изучением проблем, касающихся непосредственно нашей молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма. Поставив перед собой цель : узнать лучше историю города, привлечь молодёжь к общественным проблемам города.
А также участие активичтов музея в областном конкурсе проектов «История школы в истории Калининградской области»
Это событие очень повлияло на активность всех участников образовательного процесса. Мы смогли не только стимулировать интерес учащихся к изучению истории родной школы, своей малой и большой родины, но и мотивировать весь педагогический коллектив, родительскую общественность на подготовку и проведение юбилейных мероприятий.
Школьный музей является основой всей краеведческой работы в школе. В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся пионерская атрибутика, школьная форма, технические средства обучения , используемые на уроках в предыдущие годы. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами , книгами, газетами и журналами, письмами. Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Все экспонаты собраны руками учащихся, учителей и родителей. Ребята с интересом и удовольствием занимаются в музее, не только собирают материалы , обрабатывают их, но и сами самостоятельно проводят экскурсии.( Из старшеклассников создана группа экскурсоводов.)
Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с историческим прошлым , своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами. Наш школьный музей является краеведческим и работает в следующих направлениях:
история родного края;
история школы;
наши ветераны;
наша школьная страна;
школа сегодня;
национальный проект «Образование»;
«Мы – россияне»;
наши зарубежные партнеры
Великая Отечественная война на территории края и т.д.
Учителя истории активно используют краеведческий материала на уроках по истории западной России. Калининградская область.
В начале учебного года первый урок знакомства с историей школы в каждом первом классе проходит в музее. Здесь, на примере музейных экспонатов ребята знакомятся с историей образования школы , с ее традициями, достижениями в учебе, спорте, сегодняшними днями и т.д. Старшеклассники знакомятся с историческими источниками, учатся их классифицировать и приобретают навыки извлечения исторической информации из источника. Экспонаты - источники для каждого урока подбираются в зависимости от класса. Если младшие классы знакомятся более подробно со стендами, которые , оформлены в музее учащимися 8-11 классов, то старшие учатся работать с документами. На базе музея проводились, например, уроки в 5 классе "Тетрадь из сундука»., в 11 классе , изучая тему: "Образование и наука". Фрагмент урока: "История средней школы № 1 г. Немана".
Цель включения данного фрагмента: познакомить учащихся с условиями обучения в Неманской средней школе в 50-70 – е годы ХХ века.
В ходе работы с документами вместе с учащимися выяснили , как учились дети в нашей школе 40-50 лет назад. В ходе урока ребята знакомятся с отдельными документами: приказами, распоряжениями по школе, фотодокументами, статистикой районного отдела образования. И сразу же видят, какие изменения произошли за прошедшие годы в школе. Школа образована 29 сентября 1945 года. Первый директор школы Павилонская Александра Николаевна за многолетнюю и безупречную работу была награждена орденом Ленина.
– На 1 января 1946 года в школе было 144 ученика и 8 учителей. За 60 лет из нашей школы выделилась начальная школа, восьмилетняя школа и средняя школа №2 г. Немана.
29 сентября 2005 года школа отметила 60 – летний юбилей. За это время произведено 62 выпуска. Ушли в жизнь из стен нашей школы и работают или учатся более 12000 выпускников. Из них 91 медалист.
Итак, уровень образования в Неманской средней школе был достаточно высок. Учащиеся школы получали золотые и серебряные медали. Об этом говорит и стенд в музее , посвященный медалистам.
Группа старшеклассников- экскурсоводов проводит «путешествия в прошлое», где знакомят с историей родного города, коренных жителях этих земель, их обычаях, узнают, какие бои шли в феврале 1945 года на территории бывшего Рагнита- Тильзита. В музее также есть неплохой материал о городах области. (Старшеклассники под руководством учителей Зайцевой Н.И., Садыриной О.А., Ефимчик О.Л., Гарбузовой М.Н. готовят презентации, видеоматериалы) .
У нас много планов и проектов. Во-первых, новые экспонаты и новые материалы. Во-вторых, поисковая работа и исследовательские проекты наших учеников по истории и географии родного края. В-третьих, сотрудничество с музеями школ города и района.
Родители в школьном музее
Экскурсия в школьном музее
Гимназисты из Хайкендорфа (Германия) в школе и в музе
|