Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 106.27 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.03.2014
Размер106.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок


Тема урока: Восточные славяне.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель урока: формирование знаний о жизни древних славян.
Задачи:

  • Образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о происхождении, путях расселения славян, хозяйственных занятиях, быте и верованиях восточнославянских племен.

  • Развивающая: продолжить формирование умений работы с исторической картой, навыков самостоятельной работы с текстом учебника.

  • Воспитательная: способствовать сохранению традиций наших предков.


Методические приемы: лекция, беседа, демонстрация, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование урока:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

  2. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, дидактические карточки, атлас, контурные карты, рабочие тетради.



Ход урока.
1. Организационный момент. (Сообщение темы урока. Постановка целей, задач урока. Настрой на продуктивную работу на уроке.) (слайд 1)
2. Актуализация знаний.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с науками, которые помогают историку изучить прошлое, с видами исторических источников. Карточки, которые вы сейчас получите, помогут вам вспомнить материал прошлого занятия. (Раздаются карточки. Учащиеся выполняют задание).
Учитель. А теперь обменяйтесь карточками и обратите внимание на экран, где указаны правильные ответы (Слайд № 2). Проверьте карточку своего напарника и поставьте оценку. (Учащиеся выполняют задание и сдают карточки учителю).
3. Изучение нового материала.

Учитель. Мы с вами уже говорили о том, что в 6 классе будем изучать историю России с древнейших времен. И первая глава нашего курса называется «Русь древняя», а тема урока «Восточные славяне». Сегодня мы познакомимся с происхождением славян, путями их расселения, занятиями, бытом и верованиями. Запишите в тетрадь тему урока.

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике (работа с картой как настенной, так и в атласах). Приблизительно в V в. до н. э. эти племена разделились на балтов и славян (слайд № 3). Запишите эту схему в тетрадь. (Выполнение задания). Мощными потоками устремились славяне на земли, простиравшиеся от Черного до Балтийского моря (слайд № 4-6). Итак, в ходе движения славяне расселились в разных направлениях. Восточные славяне заселили в VI – VIII веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.
А сейчас рассмотрим картину «Занятия древних славян» (слайд № 7). Определите по иллюстрации, какие занятия у славян существовали.

Слайд 8.
Учащиеся. Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство.
Учитель. Прочитайте текст учебника на стр. 8-10 и найдите дополнительные сведения о занятиях славян. (Учащиеся выполняют задание).
Учитель. Какое занятие было главным у славян?
Ученик. Главным занятием у славян было земледелие.
Учитель. Охарактеризуйте подсечно-огневую систему земледелия.
Ученик. При подсечно-огневой системе земледелия, сначала необходимо было вырубить лес, выкорчевать пни и поджечь их. Зола шла для удобрения почвы. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок.
Учитель. Сравните подсечно-огневую систему земледелия с переложной.
Ученик: переложная система земледелия отличалась от подсечно-огневой тем, что истощенные участки земли не обрабатывались 20-30 лет до восстановления ее плодородия, а затем эти участки снова распахивались.
Учитель. Какие орудия труда использовал земледелец?
Ученик. Земледелец использовал соху, борону, серп.
Учитель. Какие культуры возделывали славяне?
Ученик. Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.
Учитель. Что называлось житом?
Ученик. Житом (от слова «жить») называли зерно, так как хлеб был главной пищей славян.
Учитель. Каких домашних животных разводили славяне?
Ученик. Славяне разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.
Учитель. С какими ремеслами были знакомы славяне?
Ученик. У славян успешно развивались ремесла – выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.
Учитель. Быт и нравы славян описываются в документах историков, путешественников, писателей того времени. С фрагментами некоторых из них мы сейчас познакомимся.

Учащимся раздаются карточки с фрагментом документа «Маврикий Стратег о славянах и антах. Конец VI в», а так же используется документ в учебнике на стр.13 «Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах».

Учитель. Опишите внешний вид славян? (слайд 9)
Ученик. Славяне очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.
Учитель. Какие черты характера славян отмечают авторы документов?
Ученик. Племена славян отличает любовь к свободе, их нельзя склонить к рабству. Славяне ласково относятся к иноземцам. «Скромность женщин превышает всякую человеческую природу».
Учитель. Пользуясь документами опишите жилища славян?
Ученик. Прокопий Кесарийский пишет так: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства».
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 10, на которой изображен славянский поселок, восстановленный по данным археологических раскопок. Опишите его.

Ученик. Поселок находится на берегу реки, он небольшой, обнесен забором. Поселок состоит из отдельных домов, значит, славяне живут семьями. Видно, что все постройки сделаны из дерева.
Учитель. А теперь рассмотрим изображение этого поселка на слайде (Слайд №10-11).


(физминутка).
Сейчас я буду называть утверждения и если они верное, то сидите за партами и хлопаете в ладоши, а если утверждение не верное, то встаете из-за парт и топаете ногами.

- Славяне заселили обширную территорию Восточной Европы. (Да)

-Приблизительно в пятом веке племена балтов и славян соединились в одно общее племя индоевропейцев.(Нет)

-Главным занятием славян было земледелие. (Да)

-При переложной системе земледелия славяне вырубали лес, выкорчевывали пни и сжигали их. (Нет)

-Славяне часто меняли места жительства. (Да)

- Все постройки славян были сделаны из камня. (Нет)

Учитель. Славяне были язычниками. Что такое язычество? Объяснение термина найдите на стр. 14 и запишите его в тетрадь.
Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств (Слайд № 12). Наиболее почитаемыми были Сварог – бог вселенной, Ярило (Даждьбог) – бог солнца, Перун – бог грома и молнии (войны и оружия), Стрибог – повелитель ветра, Волос (Велес) – покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) – божество плодородия. (слайд 14-20)

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (Щур, домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образах русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной дух – леший. Вера в нечистую силу существует и сегодня. Часто представители нечисти становятся персонажами русских сказок, кино и мультфильмов (слайд № 21).

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы (слайд № 22-23). Запишите этот термин в тетрадь. (Выполнение задания). На иллюстрации на стр. 10 вы можете увидеть место в центре поселка, где расположены идолы. Чтобы задобрить разгневанного бога, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях даже людей.

У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.
Работа со слайдами 24-25
Учитель. А сейчас мы познакомимся со структурой управления славянским племенем (чтение текста учебника на с.12). (слайд 26) Охарактеризуйте понятие вече и запишите его определение в тетрадь.
Ученик. Вече – это народное собрание на Руси.
Учитель. Как было организовано народное ополчение?
Ученик. Народное ополчение состояло из мужского населения, которое собиралось во время военной опасности. Ополчение строилось по десятичной системе, т.е. делилось на десятки, сотни, тысячи.
4. Закрепление.

Учитель. Итак, ребята, мы познакомились с жизнью восточных славян. Кроссворд, тест и задача по теме: «Восточные славяне» помогут нам закрепить материал, пройденный на уроке. Ответы на эти задания принесут вам дополнительные баллы к оценке, которую вы получите за выполнение домашнего задания. (Слайд №27-31).
Выполнение заданий из рабочей тетради. Задание 1, 2, 6.

Домашнее задание. §1 вопросы 1-5. Задания в рабочей тетради.3,4,5. Работа с контурной картой с.2. (слайд 32)
Литература:

  1. Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. М.«Просвещение», 2010 г..

  2. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. Издательство «Экзамен». М., 2010 г..

  3. История России в таблицах и схемах. Кизяев С.Ш., Бурдина Е.Н. Издательство «Лист», 2007 г.

  4. История России с древнейших времен до конца XVI в. Дидактические материалы. Бухарева Н.Ю. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 год.


Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru, http://www.history.ru, http://imc.rkc-74.ru, http://www.calenda.ru

МОУ Березовская основная общеобразовательная школа

Урок на конкурс «Лучший урок года»

Тема: Восточные славяне



Подготовила: учитель истории

Подсекина Н.В.
2010 г.
Приложение 1

Карточки для проверки д/з


Наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры___________________________________________

Наука о языке_____________________________________________________
Наука, изучающая народное творчество, произведения,
создаваемые народом ______________________________________________
Записи происходивших событий, составленные по годам _____________________________________________________________________
Вещественные, устные или письменные свидетельства или памятники эпохи___________________________________________________________________




Наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры___________________________________________

Наука о языке_____________________________________________________
Наука, изучающая народное творчество, произведения,
создаваемые народом ______________________________________________
Записи происходивших событий, составленные по годам _____________________________________________________________________
Вещественные, устные или письменные свидетельства или памятники эпохи___________________________________________________________________




Наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры___________________________________________

Наука о языке_____________________________________________________
Наука, изучающая народное творчество, произведения,
создаваемые народом ______________________________________________
Записи происходивших событий, составленные по годам _____________________________________________________________________
Вещественные, устные или письменные свидетельства или памятники эпохи___________________________________________________________________



Наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры___________________________________________

Наука о языке_____________________________________________________
Наука, изучающая народное творчество, произведения,
создаваемые народом ______________________________________________
Записи происходивших событий, составленные по годам _____________________________________________________________________
Вещественные, устные или письменные свидетельства или памятники эпохи___________________________________________________________________



Наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры___________________________________________

Наука о языке_____________________________________________________
Наука, изучающая народное творчество, произведения,
создаваемые народом ______________________________________________
Записи происходивших событий, составленные по годам _____________________________________________________________________
Вещественные, устные или письменные свидетельства или памятники эпохи___________________________________________________________________




Наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры___________________________________________

Наука о языке_____________________________________________________
Наука, изучающая народное творчество, произведения,
создаваемые народом ______________________________________________
Записи происходивших событий, составленные по годам _____________________________________________________________________
Вещественные, устные или письменные свидетельства или памятники эпохи___________________________________________________________________


Наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры___________________________________________
Наука о языке_____________________________________________________
Наука, изучающая народное творчество, произведения,
создаваемые народом ______________________________________________
Записи происходивших событий, составленные по годам _____________________________________________________________________
Вещественные, устные или письменные свидетельства или памятники эпохи___________________________________________________________________




Наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры___________________________________________

Наука о языке_____________________________________________________
Наука, изучающая народное творчество, произведения,
создаваемые народом ______________________________________________
Записи происходивших событий, составленные по годам _____________________________________________________________________
Вещественные, устные или письменные свидетельства или памятники эпохи___________________________________________________________________


Приложение 2

Прокопий Кесарийский о славянах.
«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.»

Маврикий Стратег о славянах.
«Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск