Скачать 47.68 Kb.
|
Филева Ирина Анатольевна Моя педагогическая философия Мой взгляд на воспитание Добро нести, добру служить, Добиться цели через трудности, Любовью истине служить – Я называю это мудростью. А.В.Елисов Великий Конфуций говорил: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», а мы - живем… Во времена нестабильности лишь история служит практическим подтверждением того, что наступит завтра. Сегодня сложилась такая ситуация, что именно знание истории становится основой для культурного возрождения и развития России. А потому цель, стоящая перед учителем истории, такова: учить детей осваивать опыт прошлых поколений, уметь применять «уроки истории» для анализа современности. Ф.И. Тютчев говорил: «Истинным защитником России является история». Осмысление ее нравственного наследия поможет приобрести духовный иммунитет любому, кто пожелает. Задача учителя – показать ученикам этот опыт, открыть ворота в историю и побудить их найти в ее письменах то, что и является смыслом жизни. Основа профессиональной деятельности любого человека – это ответ самому себе на вопрос: «Почему я этим занимаюсь?». Не задумываясь, я бы ответила: «Не знаю». Действительно, у меня нет объяснения тому, почему вот уже 23 года какая-то непреодолимая сила, влечёт меня в этот «муравейник», где туда-сюда по коридорам снуют маленькие и, засматриваясь на высокие каблуки, вальяжно проходятся старшие. Не знаю, почему каждое утро стремлюсь я в этот огромный «пчелиный улей», где голоса различных тонов и оттенков сливаются в один ровный дребезжащий гул… Странно, он никогда для меня не был раздражающим… Меня встречают ОНИ – ученики - предмет моего обучения, воспитания ... и обожания! Какие они, сегодняшние ученики? Они разные: одаренные и обычные, смелые и робкие, хитрые и бескорыстные… Да, сейчас в класс приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, разных национальностей и разного вероисповедания. У каждого - свой мир, подчас очень разный, и моя задача как учителя – ничего не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка, и главное, помочь ему быть успешным. Ведь, школьная страна – это удивительный мир открытий и прежде всего раскрытие способностей и талантов каждого ребенка. Есть хорошее латинское изречение: «Желающего судьба ведет, а не желающего тащит». Так вот миссия НАСТОЯЩЕГО УЧИТЕЛЯ, на мой взгляд, в том, чтобы побудить нежелающего к познанию, открыть в нем - то хорошее и ценное, о чем он даже не догадывался и научить его умению, делится этими умениями с окружающими. Кто же он – учитель? Учитель – это прежде всего хороший человек, способный к сопереживанию, порядочный, честный, умеющий уважать детей и бережно к ним относится. Учитель - интеллигентная личность. Он всегда опрятен и элегантен. Он тактичен и доброжелателен. Он носитель прогрессивных взглядов. У него высоко развита критичность мышления, но он сдержан и уважает чужое мнение. Он систематически работает над собой, занимается самообразованием. Он способен к рефлексии и глубокому самоанализу. Ему свойственны культура и эстетический вкус. Он проявляет интерес ко всему новому, прогрессивному в науке, искусстве, политике. Учитель – это скульптор, ваятель. Но его работы до поры до времени не видит никто, кроме него самого. Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят его за «лечение», да и вообще-то не очень стремятся «лечиться». Пройдут годы, прежде чем «вылеченный» вами, поставленный на ноги, придёт и скажет: «Спасибо». Но этого надо ждать годы. Работа учителя предполагает непрерывный поиск, умение выдерживать «роль» сильного, знающего, умного, чуткого и любящего друга, счастливого человека. Где же черпает вдохновение учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью, чтобы тысячи раз оставаться с вами с глазу на глаз? …Только в самом себе, только в сознании величия своего дела, только в любви к детям! Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если nы даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой учитель, строитель не образа, а безобразной мумии. Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни». Одним из условий повышения развивающей и воспитывающей роли урока, считаю включение школьников в разнообразную деятельность с учетом активной позиции ученика в процессе обучения. Моя роль – направить детей на путь поиска решения, ответа побуждать их активно применять самостоятельно добытые знания. Верю, что каждый ребенок талантлив и неповторим. Нужно лишь помочь ему раскрыться. Как? Одному нужна хорошая оценка, другому похвала, третьему улыбка учителя и добрый взгляд. Убеждена, что учение должно побуждать положительные эмоции, чувство радости познания, радости открытий. На каждом уроке нести радость, любовь детям, творить вместе с ними, пробуждать интерес к предмету. Многие современные педагоги высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, тогда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Как учителю, мне необходимо создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха. Любая деятельность становится объективным средством воспитания только при условии, если в её процессе человек приобщается к системе общественных отношений, если раскрываются перспективы его движения в этой системе. В этих условиях формируются соответствующие субъективные отношения личности (отношение к себе, другим людям, собственной деятельности, её результату). Мне вспомнилась притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье. И не важно, кем он станет: Президентом страны или обычным наладчиком станка – он будет той частицей нашего общества, которая будет участвовать в успешном функционировании огромного механизма под названием ГОСУДАРСТВО. Учитель истории и обществознания: __________________ Филева Ирина Анатольевна МОУ гимназия г.Болхова |