Пояснительная записка
(к рабочей программе по истории, 5 класс) Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основе авторских программ по истории: А.А. Вигасина, Г.И. Годера., И. С. Свенцицкой. «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2007 год.
На изучение истории в 5 классе отводится 68 часов, что составляет 2 часа в неделю. На изучение Первобытность отводится 6 уроков, « Древний Восток « -18 уроков, На повторение отводится5 уроков.
Цель:
Формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности
Задачи:
Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
Раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Перечень учебно-методического комплектов :
1. Учебник. История Древнего мира. 5 класс Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. Просвещение, 2008.
2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е издание к учебному комплекту А.А. Вигасина, Г.И. Годера.. М., «ВАКО», 2011 г.
3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. Вып.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток, вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим. М.: Просвещение.2010
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
За письменные работы:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Календарно тематическое планирование по истории
на 2013-2014 учебный год – 5 класс (история Древнего мира).
| РАЗДЕЛ 1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
|
| ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА( НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ).
|
| Урок 1
| Введение
| 1
| Показывать на карте места расселения др. людей.
| С. 4-.лента
| Урок 2
| Древнейшие люди
| 1
| Условия жизни ,занятия.
| П.1рис.
| Урок 3
| Родовые общины охотников и собирателей
| 1
| Верования
| П.2рас.
| Урок 4
| Возникновение искусства и религиозных верований
| 1
| Первобытных людей.
| П.3вопр.
| Урок 5
| Возникновение земледелия и скотоводства
| 1
| Значение отделения земледелия от скотовод.
| П.4в.1-3
| Урок 6
| Появления неравенства и знати
| 1
| Значение изобрет.древн.людей для развития челов. общества.
| П.5с.24-27
| Урок 7
| Счет лет в истории
| 1
| Объяснить ,как ведется счет лет до н.э., используя ленту времени.
| Решение задач
| Урок 8
| Государство на берегах Нила
| 1
| Показ. На карте территорию и центры древнеег.государства.
| П.6вопр.
| Урок 9
| Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
| 1
| Хар.:основные группы населения Др.Египта.
| П.7рис.
| Урок 10
| Жизнь египетского вельможи
| 1
| Особенности власти фараонов и порядок управления страной.
| П.8Расск.
| Урок 11
| Военные походы фараонов
| 1
| Раскрывать значение понятий и терминов фараон,жрец, раб, пирамида,папирус.
| П.9 карта контурн.1
| Урок 12
| Религия древних египтян
| 1
| Роль религии,жрецов в древнеегипетском обществе.
| П.10в.234
| Урок 13
| Искусство Древнего Египта
| 1
| Предметы материальной культуры и произ. Древнеегипетского искусства..
| П.11илл.
| Урок 14
| Письменность и знания древних египтян
| 1
| Письменность, Храмы и пирамиды.
| П.12с.60-62
| Урок 15
| Повторительно - обоб, урок.
| 1
| « Страна на берегу Нила»
|
| Урок 16
| Древнее Двуречье
| 1
| Местоположение др.гос.Месопотамии.
| П.13с.63-66
| Урок 17
| Хаммурапи и его законы
| 1
| Матер. И письмен. Источники.Законы Хаммурапи.
| Пар.14с.66-70
| Урок 18
| Финикийские мореплаватели
| 1
| Показ.на карте др.города и гос. Вост.Средиз.Создание финик.алфавита.
| Пар.15с.70-73
| Урок 19
| Библейские сказания
| 1
| Палестина , Израильское царство.Занятия населения..
| Пар.16к.к.2
| Урок 20
| Царство Давида и Соломона
| 1
| Религиозные верования.Ветхозаветные сказания.
| Пар.17с74-77
| Урок 21
| Ассирийская держава
| 1
| Завоевания.Культурные сокровища Ниневии.
| Пар.18с.82-86
| Урок 22
| Персидская держава царя царей
| 1
| Территория , управление Персидской державой.
| Пар.19к.2
| Урок 23
| Природа Древней Индии
| 1
| Территория,занятия.
| Пар.20с.91-94
| Урок 24
| Индийские касты
| 1
| Положение представителей различных каст.
| Пар.21в тетр.
| Урок 25
| Китайский мудрец Конфуций
| 1
| Значение понятий империя ,конфуцианств
| Пар.22с.100-104
| Урок 26
| Первый властелин единого Китая
| 1
| Империя Цинь и Хань. Изобретения и культурные достижения.
| Пар.23с.104-108
| Урок 27
| Повторение и обобщение
| 1
| История древнего Востока
|
| АНТИЧНЫЙ МИР. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
| Урок 28
| Греки и критяне
| 1
| Показ.на карте терр.
| Пар.24с.112-116
| Урок 29
| Микены и Троя
| 1
| Госуд. Ахейской Греции.
| Пар.25с.116-120
| Урок 30
| «Илиада» Гомера
| 1
| Места значит .событий.
| Пар.26с.120-124
| Урок 31
| Поэма «Одиссея» Гомера
| 1
| Объясн.значение понятий полис,демократия. Олигархия,колонизация,метрополия.
| Пар.27с.124-128
| Урок 32
| Религия древних греков
| 1
| Роль религиозных культов в греческом обществе.
| Пар.28рис.
| Урок 33
| Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
| 1
| Расск. Об утвержд.демократических порядков в Афинах.
| Пар.29с.133-136
| Урок 34
| Зарождение демократии в Афинах
| 1
| Хар. Политический строй городов-государств.
| Пар.30с.136-139
| Урок 35
| Древняя Спарта
| 1
| Срав.хар. общ.устройства Афин и Спарты.
| Пар.31с.140-144
| Урок 36
| Основание греческих колоний
| 1
| Места колонизации . Карта.
| Пар.32к.4
| Урок 37
| Олимпийские игры в древности
| 1
| Быт и досуг древних греков.
| Пар.33с.1409-151
| Урок 38
| Марафонская битва
| 1
| Причины ,участники ,крупнейшие сражения.
| Пар.34с.154-158
| Урок 39
| Нашествие персов на Элладу
| 1
| Причины победы греков.
| Пар.35с.158-163
| Урок 40
| Афинский порт Пирей
| 1
| Законы Солона , реформы Клисфена.
| Пар.36с.164-167
| Урок 41
| В городе богини Афины
| 1
| Утверждение демократии.
| Пар.37с.167-170
| Урок 42
| В афинских школах и гимнасиях
| 1
| Расск. О развитии образования.
| Пар.38с.173-176
| Урок 43
| В театре Диониса
| 1
| Представлять описание произведений разных видов древн.искусства.
| Пар.39с.176-181
| Урок 44
| Повторение
| 1
| Становление греческой демократии
|
| Урок 45
| Афинская демократия при Перикле
| 1
| Охаракт.афинскую демократию при Перикле.Понятие гражданин.
| Пар.40с.182-186
|
| Урок 46
| Города Эллады подчиняются Македонии
| 1
| Показ.на карте направления походов и территорию державы А. Македонского.
| Пар.41с.187-190
|
| Урок 48
| В Древней Александрии Египетской
| 1
| Исторический портрет.Причины распада державы А.Македонского.
| Пар.43с.198-202
|
| Урок 49
| Повторение и обобщение
| 1
| Повторение по разделу « Древняя Греция «
| К.карта
|
| ДРЕВНИЙ РИМ
|
| Урок 50
| Древнейший Рим
| 1
| Местоположение ,население ,условия жизни.
| Пар.44
|
| Урок 51
| Завоевание Римом Италии
| 1
| Значение понятий патриций ,плебс, республика. Верования.Карта. Завоевания Римом Италии.
| Пар.45с.204-208
|
| Урок 52
| Устройство Римской республики
| 1
| Объяснять кому принадлежала власть в Римской республике. Участие в полит. Борьбе.
| Пар.46сч.208-211
|
| Урок 53
| Войны с Карфагеном
| 1
| Раскрыть значение понятий консул,трибун. Сенат,диктатор,легион.
| Пар.47с.21216-220
|
| Урок54
| Господство Рима в Средиземноморье
| 1
| Причины войн с Карфагеном.Характеристика военных походов.
| Пар.48с.221-225
|
| Урок 55
| Рабство в Древнем Риме
| 1
| Расск.о хоз. Жизни в Древнем Риме. Положение трудового населения ,рабов.
| Пар.49с.226-230
|
| Урок 56
| Земельный закон братьев Гракхов
| 1
| Реформы. Итоги.
| Пар.50с.230-234
|
| Урок 57
| Восстание Спартака
| 1
| Причины,ход, итоги.Спартак.
| Пар.51с.234-238
|
| Урок 58
| Единовластие Цезаря
| 1
| От республики к империи. На карте владения Римской империи. Границы Зап.и Вост частей империи.Гражданские войны.
| Пар.52с.238-243 к.карта
|
| Урок 59
| Установление империи в Риме
| 1
| Значение понятий император,провинции.Как строились отношения между Римом и провинциями.
| Пар.53с.243-247
|
| Урок 60
| Соседи Римской империи
| 1
| Карта. Отношения с соседями.
| Пар.54с.248-250
|
| Урок 61
| В Риме при императоре Нероне
| 1
| Управление империи. Рим при императоре Нероне.
| Пар.55с.253-256
|
| Урок 62
| Первые христиане
| 1
| Объснить , в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме. Судьбы первых христиан.
| Пар.56с.256-261
|
| Урок 63
| Расцвет Римской империи
| 1
| Расск. О культурной жизни в Древнем Риме. Сост. Описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства.
| Пар.57с.262-265
|
| Урок 64
| Римская империя при Константине
| 1
| Римская империя: территория ,управление.
| Пар.58с.265-270
|
| Урок 65
| Взятие Рима готами
| 1
| Карта. Направление переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи.
| Пар.59с.271-274
|
| Урок 66
| Восточная Римская империя при Юстиниане
| 1
| Падение Западной части Римской империи.
| Пар.60с.277-280
|
| Урок 67
| Повторение по теме : «Древнейший Рим»
| 1
| Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.
| тест
|
| Урок 68
| Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |