Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 162.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер162.69 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
УРОК « ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВЫШИВКОЙ КАК ВИДОМ РУКОДЕЛИЯ,

ЕЕ ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ, ОБОРУДОВАНИЕМ И МАТЕРИАЛОМ»
Раздел: Преподавание технологии

  1. часов ( 3 часа - теория, 2 часа- практика)



Эпиграф урока:

« Дерево красна плодами, а человек - трудами» (Тарская народная пословица)

Цели урока:
1.Дать понятие вышивке, как татарском национальном виде рукоделия, ознакомить с основными понятиями вышивки и материалами для вышивки.

2.Развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.

3.Воспитывать уважение к татарским народным традициям, интерес к традиционным видам рукоделия.

Оснащение урока:
1.Выставка изделий, вышитых различными видами вышивки.

2.Иллюстрация предметов старинной одежды, быта татарской деревни, куклы в татарских народных костюмах.

3.Образцы материалов и инструментов для вышивки.

4.Таблицы:

1). «Композиционные особенности татарской народной вышивке.

2). «Виды швов в вышивке».

5.Раздаточный материал:

1) Карточка - задание «Составление технологической цепочки изготовления татарского национального головного убора».

2). Инструкционная карта «Оборудование и материалы для вышивки».
6. Образцы рисунков для вышивки различных видов.

7.Для лабораторно-практической работы: альбом, карандаш, линейка, краска или цветные карандаши, образец рисунка свободного контура ( для каждого учащегося).

1. Организационная часть урока.

Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.

П. Подготовка к восприятию нового материала : беседа- обобщение с ориентировкой на жизненный опыт учащихся.
Осмотр выставки вышитых изделий и беседа с учащимися о месте вышивки в жизни людей в наши дни, применении вышивки для отделки одежды и создания интерьера жилища.

Примерные вопросы беседы:

  1. Нравятся ли вам изделия, представленные на этой мини- выставке?

  2. Есть ли в ваших домах вышитые вещи? Какие?

  3. Кто выполнял вышивку на этих вещах?

  4. С какими изделиями приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками? Почему?

  5. Как вы думаете, актуальна ли вышивка в наши дни или она только дань прошлому?

  6. Какие изделия вы хотели бы вышивать сами для своих друзей и близких?

  7. Что в доме можно украсить, применяя вышивку?



Ш. Изучение нового материала.


  1. Реферат по истории татарской народной вышивке, подготовленной одной из учащихся (см. приложение № 5).

  2. 2. Краткий экскурс в историю с элементами лекции.

Учитель, используя иллюстрации и кукол в татарских народных костюмах, рассказывает о старинных татарских традициях, связанных с девушкой 13-15 лет, с приготовлением приданого, замужеством, обязанностью женщин шить одежду для всех членов семьи, ее украшали вышивкой, об изначальном обереговом предназначении вышивки.

Во время рассказа учащиеся конспективно делают записи в тетрадь.

3. Практическая работа учащихся по карточкам обратной связи.

Индивидуальная работа учащихся по карточкам- заданиям «Составление технологической цепочки изготовления татарского национального костюма или татарского национального головного убора –тюбетейки-« ( см.приложение №1).

Учитель предлагает выполнить задание на составление технологии изготовления татарского национального женского платья и представить, как бы вы учащиеся сами справились с этой нелегкой работой, если бы жили в ХУ - ХУ1 в.в.


  1. Творческое задание « Татарские загадки».

Учитель предлагает учащимся разгадать татарские народные загадки об одежде.

1.Сверху голо, снизу лохмато, а теплом богата, что твоя хата. ( Шуба).

2.Рукава сеть не платье - завязка есть- не фартук. ( халат).

3.Круглом озере – четыре прорубя. (пуговица)

4.Одна сторона - поле, другая сторона –лес (шуба).

5.В одну дверь войдешь, из трех дверей выйдешь. (платье одевать)

6.Впереди хвост и сзади хвост. (шарф).

7.Голова есть, рта нет- тепло есть - печки нет. (валенки).

8.Две курицы в одном гнезде – не разойдутся нигде. ( брюки)

9.Два конца два кольца - по середине гвоздик. ( ножницы).

10.Одной мышки два хвоста. Голова есть - ума нет, хвост есть - шерсти нет, сам идет – но не живой. (лапти).
5.Путешествие в историю татарского костюма

1). Используя иллюстрации татарского национального костюма, учитель в форме беседы предлагает определить, к какому народу принадлежал, какого пола, какого возраста, семейного и материального положения был человек, носивший ту или иную одежду.

Во время беседы учащиеся записывают, что можно было узнать по вышивке на одежде человека:

- национальность

-климат и природу родного края;

-семейное положение и состав семьи ( особенно у женщин)

-социальное и экономическое положение;

-умение и мастерство рукодельницы

-иногда даже мысли и мечтания.
2). Практическая работа учащихся по зарисовке основных элементов одежды.

Вместе с учащимися учитель зарисовывает основные элементы татарской девушки - крестьянки с указанием линий, по которым делалась вышивка. Рядом с рисунком делают описание.

Основа татарского костюма - платье, фартук национальный

Нижняя часть их более грубой ткани,

Верхняя часть - из более тонкой.

Украшали ворот, оплечья, низ рукава и на груди и подол.

Фартук надевался поверх платья длинный вышитый на подоле и на груди закрывающий плечи крылышками спадающими до локтей.

Украшали: подол, середину, крылышки фартука, на горловине выреза.

3) Игра «Зялиля» ( с использованием музыкального оформления)

Демонстрация кукол в народных костюмах и беседа о значении символов в вышивке по таблице «Старинные символы в татарской национальной вышивке» (см .приложение 2). Учащиеся записывают таблицу в тетрадь.

1У. Самостоятельное изучение оборудования и материалов для вышивки учащимися.

  1. Работа учащихся по инструкционной карте.

Задание: рассмотреть предложенные образцы материалов и инструментов для вышивки. Внимательно прочитать карту «Оборудование и материалы для вышивки»

(см. приложение 3), переписать ее в тетрадь и приготовиться отвечать на вопросы

  1. Фронтальная беседа с учащимися по назначению и применению оборудования для вышивки и повторение техники безопасности при работе с ним.

Примерные вопросы беседы:

1. Что нужно учитывать при выборе ткани для вышивки? ( Назначение и характер изделия).

2. На что нужно ориентироваться при подборе ниток для вышивания? (На фактуру и свойства ткани).

3. Каковы особенности иглы для вышивки, чем она отличается от обычной иглы?

( Игла для вышивания тонкая, с длинным ушком и закругленным острым концом).

4.Где располагаются иглы на рабочем месте? ( В игольнице).

5. Сколько видов ножниц нужно иметь при вышивании, для чего они предназначены?

6.Как передают ножницы друг другу? (Острыми концами к себе).

7. Пяльцами из какого материала удобнее пользоваться? (Из дерева, они лучше держат ткань, экологически чистые).

8. Зачем нужен наперсток? ( Для предохранения пальцев от укола иглой).

9. Какой стороной следует накладывать на ткань копировальную бумагу? (Блестящей стороной).

10. Сколько и какие карандаши нужны при вышивании? (Два: твердый- для перевода рисунка на ткань, мягкий – для прорисовки контуров рисунка).

У. Знакомство с видами вышивки.
Используя выставку вышитых изделий в ходе беседы, учащиеся и учитель определяют основные виды вышивки и составляют схему « Виды вышивки».

ВИДЫ ВЫШИВОК

Глухие Ажурные
Выполняются по цельной ткани Выполняются по выдергу нитей, по сетке

Вырезанным участкам ткани

Односторонние Двусторонние
Имеют выраженную лицевую Одинаковые с лицевой и изнаночной стороны

Сторону
У1. ОБЗОРНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВИДАМИ ШВОВ В ВЫШИВКЕ
Работа с таблицей
Знакомство с видами швов в вышивке по таблице « Виды швов в вышивке» (см.приложение 4)

Учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь.

УП. Анализ рисунков для составления схемы

Учитель предлагает учащимся рассмотреть и сравнить рисунки для вышивки различных видов. Проведя совместный анализ рисунков, в ходе беседы учащиеся и учитель составляют схему « Виды рисунков для вышивки».
ВИДЫ РИСУНКОВ ДЛЯ ВИШИВКИ
РИСУНКИ СВОБОДНОГО СПЕЦИАЛЬНЫЕ

КОНТУРА РИСУНКИ

Сделаны «от руки». Их можно ограничены рамками сетки и длиной
Стежка не допускают изменений.

Стилизовать, менять размер и

Расположение элементов, от

Этого смысл и содержание не

Меняется.

УШ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся выполняют работу по увеличению или уменьшению рисунка свободного контура.

План проведения работы:

  1. Рассмотрение учащимися рисунка

  2. Изображение рисунка в натуральную величину и нанесение на него сетки.

  3. 3. Дифференцированное увеличение или уменьшение рисунка (по заданию учителя)

  4. Подведение итога практической работы.


1Х. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.


  1. Закрепление изученного материала

Фронтальная беседа по основным понятиям урока.

  1. Подведение итога урока, выставление оценок.

  2. Домашнее задание.


- Повторить изученное на уроке

-Принести материалы и инструменты для вышивки.

КАРТОЧКА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ «СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАТЬЯ С ФАРТУКОМ» ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.


Перед вами этапы изготовления татарского национального платья с фартуком

Ваша задача - составить технологическую цепочку, проставив соответствующие номера от 1 до 15 в окошках напротив каждого этапа.

Карточка для учащегося Правильный ответ

Дергание льна с корнем 3

Трепка льна 8

Прядение кудели в нитку 10

Посев льна 1

Мятие льна 7

Шитье рубашки 14

Прополка льна 2

Кройка льна 13

Отделение коробочек с

Семенами от стебля 4

Выбеливание полотна 12

Вышивание оберегов

На фартуке и на платье 15

Чесание льна 9

Вымачивание льна 5

Ткание полотна на кроснах 11

«Старинные символы в татарской народной вышивке»
Символ круг солнце, огонь символ благополучия
Символ ромб засеянная пашня символ сытной жизни
Символ две полоски линий земля
Символ змейка дождь или вода вообще
Символ черные штрихи дерево символ жизни и обновления природы
Символ птицы хозяйка дома, если несколько то рассказ о

Взаимоотношении мужа и жены
Символ коня мужское начало символ достатка в доме и

Богатства
Символ женской фигуры женское начало символ плодородия

Как немыслимо представить музыку без звуков, сказку без слов, так невозможно представить и вышивку без узоров, выложенных строчками разноцветных нитей.

Орнаментальность была и остается главным средством изобразительной композиции вышивки, необходимым средством воплощения в ней художественного образа.

Орнамент вышивок Х1Х – ХХ вв. в своей основе состоит из растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Все эти типы орнаментов берут свое начало в культуре отдаленных предков татар. Особенностью древнего орнамента является криволинейная трактовка узоров и мотивов, исходящая в своей основе из техники аппликации, тамбура и мозаики. Большой удельный вес в татарской вышивке растительного орнамента нужно объяснить древностью и популярностью тамбура. В совершенствовании и закреплении цветочно-растительных мотивов в качестве традиционных для татарской народной вышивке сыграли свою роль исторические культурно-экономические взаимосвязи с народами Востока, Передней и Малой Азии.

В татарском искусстве Х1Х-ХХ вв. растительный орнамент менее всего связан с древней символикой божественных сил природы, что обусловлен чисто художественными задачами отражения, прославления богатства гармонии и красоты вечно живого растительного мира. Огромное количество цветочно-растительных мотивов татарских вышивок можно объединить в три группы.

Это мотивы степного, лугового и садового происхождения. Образы садовых цветов (георгины, пионы, астры, хризантемы) более характерны для вышивок горожан, тогда как простому крестьянскому быту были более близки не столь яркие, но безмерно дорогие сердцу образы родных лесов, полей, лугов.

В более чистом виде геометрические мотивы встречаются в счетных вышивках. Геометрический мотив на концах полотенец и тастаров, выполненных цветной перевитью, это в основном образованные различными комбинациями прямых и ломанных линий решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов. На начелышах «сурэкэ» в полосе бордюра нитями прикрепа создаются легкие орнаментальные ленты: ритмичным поворотом двух-трех перекрещивающихся зигзагов или чередования мотивов спирали и ромба с проложенными сторонами. Несмотря на жесткие каноны диктуемые религией творчество отдельных народных мастеров воспроизводило и живые образы, населяющие окружающий мир. В узорах вышивок Х1Х века изображения птиц, бабочек, коней представляет большую трудность - настолько стилизованы и переработаны

В духе растительного орнамента. Пришивные желто-оранжевые концы полотенца украшены стилизованными изображениями парных коней с седоками.

У этих спаренных коней нет хвостов, изображена лишь пара ног но по форме их и положению видно, что кони стоят как вкопанные. В вышитом узоре полотенца заслуживает внимание еще одна деталь мотив дерева - цветка, разделяющего коней одной пары. Этот мотив не что иное, как изобразительный след двух широко распространенных в язычестве культов: земли- матери и деревьев.

Мотив древа- цветка в полотенце является стержнем трехчастной композиции, сюжетный смысл которой некогда мог означать сцену поклонения симметрично стоящих всадников женскому божеству или древу.

Значительное место в декоративном искусстве татар занимала графика. Буквами арабского алфавита выполненными сложной вязью украшались и концовки книг оформлялись шамаили для интерьера жилищ. Некоторые вишивки прошлого столетия (полотенца, носовые платки, наволочки, намазлык) сопровождаются текстом - изречениями, посвященными добрыми пожеланиями, вышитыми арабской вязью. Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции вышивки прошлого. Цветочно- растительные узоры остаются столь же популярными в народе как и прежде.

Вышивка в одежде представляет гораздо большее разнообразие материалов, техники, узорных композиций, чем это наблюдается в бытовых предметах.В комплексе женской одежды одним из основных элементов являлась рубашка. Имеются сведения о бытовом в прошлом у татар «узорчато вышитых» женских рубах из белого холста. Как правило вышивали грудной разрез, рукава и низ подола.

Фартук раньше являлся обязательным элементом рабочей одежды, а у молодых женщин часто и праздничной. Дл я второй половины Х1Х века характерны фартук с грудкой, а с начала ХХ в. Пошла мода на фартуки с крылышками, оплечья, иногда и подол которых часто украшались оборками, воланами. Цветочно-растительные узоры выполненные тамбуром, ковровым швом и крестом, встречаются на всех фасонах на всех фасонах.. Особенность большинства фартуков: широкий подол, скрывающий бока, и значительная длина, почти равная длине платья.

Самый распространенный мужской головной убор тюркоязычных народов -

Тюбетейка. Вышитый орнамент тюбетейки представляет собой круговую ленточную композицию в сочетании с центарльно-лучевой композицией донца. Для тюбетеек в виде усеченного конуса характерен как сплошной, так и частичный зашив орнаментом. Стежки золотных нитей различной толщины направленные параллельно или виде елочки выкладывают криволинейную геометрию крупных стилизованных цветочно-растительных мотивов донца и боле простые, мелкие узорные мотивы (зигзаги, фестоны, скобы, косые линии, ромбы) бордюров. На тюбетейках лишь частично зашитых орнаментом красочность идет от контрастности сочетания золото- серебряной вышивки или вышивки жемчугом, бисером и цвета бархатного фона - темно синего, темно зеленого, бордового.

К женским головным уборам украшавшимся вышивкой относится калфак. Рельефность мотивов дополненная переливчатостью бархатистых нитей самой синельки, создавала объемные, с игрой света и тени, растительные изображения.

Судя по вышивкам прошлого столетия татары преимущественно украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, наволочки, подзоры, покрывала, оконные занавески. Традиционные жилища татар не знало деления на комнаты. У татар как и у других тюркоязычных народов обилие перин подушек свидетельствовало о достатке дома. Наиболее ценные из этих вышивок хранились на дне сундуков, извлекаясь по случаю больших праздников. Особенно красочным становился дом во время свадебных торжеств, ибо все что только можно занавесить украшалось вышивками и ткаными изделиями новобрачной.

Этот обычай демонстрирующий умение мастерство невесты жив и поныне в отдельных сельских районах. Вышивка на полотенце салфетке, носовом платке особенно если выполнена руками невесты - приятный и запоминающийся жениху и его родне подарок. Такое рукоделие и сегодня преподносится в специальном мешочке для свадебных подарков - букча который также нередко украшается вышитым узором. Вышивка играет большую роль и в обряде которым отмечается рождение первенца - молодая мать одаривает ею своих близких, соседей.

Среди молодежи села распространен обычай парень уходящий в армию, получает от своей подруги как символ верности и любви вышитый носовой платок. Не только в радостных праздничных событиях принимает участие вышивка. По ритуалу похорон тем, кто отпускает покойника в могилу, вручаются вышитые или орнаментированные ткаными узорами полотенца. На похоронах пожилых женщин принято раздавать ее родственницам вышитые нагрудники.

В костюмном комплексе татар вышивка была и остается привилегией женской одежды. Раньше она исполнялась на нагрудниках, фартуках, нарукавниках,украшала различные типы головных уборов, башмачки, платье. В мужской одежде роль вышивки не была велика и раньше. Расшивались узорами лишь тюбетейки, свадебные нагольники и свадебные рубашки.

Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского художественного ремесла. С незапамятных времен игла в умелых женских руках помогала мастерить удобную защищавшую от холода или жары одежду, но и расшивала ее орнаментом.

Это наследие отмечено богатством и самобытностью орнаментальных цветовых композиций, многообразием и совершенством техники исполнения. Все это –

Приметы зрелого искусства, свидетельствующие о древности и популярности вышивки в быту татар.

На протяжении многих веков татарский народ сообразно своему национальному складу материальной и духовной жизни, создал устойчивый круг вещей, украшаемых вышитым узором, выделил, в качестве традиционных, определенные орнаментальные композиции, а также отдельные способы, приемы их исполнения.

Прямые и ломанные линии, точки, кружки, треугольники, ромбы древнего орнамента служили первобытному человеку не только украшением вещи. Для него были условными знаками комбинацией которых он передавал свои наивные представления о мире, необходимую для жизни информацию. Вышитый на различных частях одежды знак - узор позволял установить принадлежность его обладателя к определенной родовой группе, его социальное и даже семейное положение, возраст, языком вышитого орнамента человек общался с душами и охранял себя от злых духов и сил.

Вышивание: счетная гладь [23.07.2004]

Счетная гладь по внешнему виду напоминает "набор", однако техника выполнения этой вышивки совершенно иная. Если в "наборе" весь орнамент выявляется целиком, то у счетной глади он выполняется отдельными элементами, а это позволяет вводить нитки разных цветов.
При выполнении счетной глади рабочая нитка, сделав стежок, возвращается к началу вышивки, а следующий стежок укладывается на одну нить ткани ниже или выше ранее проложенного стежка. Стежки могут вышиваться горизонтально, оставаясь равными по длине (рис.1а), или же увеличиваясь либо уменьшаясь по длине (рис.1бвг) в зависимости от выполняемого орнамента.

При вышивании счетной гладью рисунок должен получаться  одинаковым на лицевой и изнаночной сторонах изделия.

Таким же образом могут выполняться и вертикальные стежки. Кроме того, стежки могут располагаться по диагонали навстречу друг другу - елочкой. Узкие полоски из косых стежков служат обычно для ограничения основного узора орнамента (рис.2).
Счетная гладь редко использовалась в русской вышивке самостоятельно. Орнаменты только из счетной глади более характерны для южных и западных славян.

В русских вышивках, особенно на севере России, счетная гладь использовалась для заполнения отдельных мотивов в "росписи" (рис.3), а так же в сквозной вышивке , которая называется "тарлата".

  В данном разделе включены работы учащихся выполненные в творческих проектах и на школьном кружке "Рукодельница".

                                       Вышивка.                                     






















 Изонить.







 Панно из бисера





  Аппликация из ткани.









  Вязание крючком.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск