№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Домашнее задание
| Дата
|
Раздел 1. Введение
|
1
2
| История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.
| 2
| Лекция
Беседа
| Многообразия понятия «история» и современные подходы к его пониманию. Сущность исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы в истории, вопросы о сущности, направлениях и формах исторического процесса. Роль и место истории в системе социальных и гуманитарных наук. Познакомить учащихся с теоретико-методическими подходами к осмыслению всемирно-исторического процесса.
| Уметь характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов. Проводить поиск информации в одном или нескольких источниках, сравнение предлагаемых исторических оценок, выявление сходства и различия. Развивать критическое анализирование исторического источника информации.
| Работа над таблицей, заполнение схемы.
| П.1,2 – Н
|
|
3
4
| История России – часть всемирной истории
| 2
| Урок-практикум
| История Россия – часть всемирной истории. История и современность. Источники по истории Отечества.
| Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории. Знать важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности истории России и мира. Определять причины отличий исторического пути России.
| Анализ составленных обучающимися тезисов с выводами. рефлексия
| С.3 – 15 – О
|
|
Раздел 2 Древнейшая история человечества
|
5
| Происхождение человека и общества
| 1
| Лекция
| Опираясь на знание учащихся об формировании человека современного типа и о важнейших вехах древнейшей и древней истории человечества.
| Ознакомить с представлениями о предцивилизованной стадии развития человечества, современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа, зарождение и развитии общества, возникновении государства.
| Заполнение таблицы на основе учебника.
| П.4 – Н
|
|
6
| Древнейшая история нашей Родины.
| 1
| лекция
| Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Жизнь людей. Великое переселение народа.
| Уметь анализировать историческую информацию.
| Записи в тетради, схемы, опорный конспект
| Записи - О
|
|
7
| Неолитическая революция
| 1
| Комбинированный урок
| Сущность и значение неолитической революции. Влияние природно-климатических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока.
| Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов, уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий
| Решение познавательных задач
| П.5 – Н
|
|
8
| Индоевропейцы. Исторические корни славян.
| 1
| Комбинированный урок с элементами практической работы
| Индоевропейцы. Нестор о происхождении славян. Корни славян. Проявление славян. Кий
| Умение работать с историческими документами. Знать исторических личностей – Нестор, Кий. Уметь по карте показывать расселение славян. Уметь описывать древних славян.
| Проверка опорного конспекта
| П.1 - О
|
|
Раздел 3 Цивилизации Древнего мира и Средневековья
|
9
| Архаичные цивилизации
| 1
| Комбинированный урок
| Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Особенности материальной культуры.
| Знать факторы и формы возникновения государства. Знать основные черты восточной деспотии. Знать социальную и иерархию древнего восточного общества
| Составить таблицу
| П.6 - Н
|
|
10
| Цивилизации Древнего Востока
| 1
| Урок с элементами практической работы
| Восточная деспотия. Возникновение письменности. Древняя Индия. Китай в эпоху древности.
| Анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации.
| Решение проблемных задач
| П.7 – 8 – Н
|
|
11
12
| Античные цивилизации Средиземноморья.
| 2
| Лекция с использованием познавательных задач
| Обобщить важнейшие периоды и события истории Древней Греции и Древнего Рима.
| Знать факторы формирования античных цивилизаций Средиземноморья, природно-климатических условий на процесс их становления и развития цивилизации
| Решение познавательных задач
| П.9 – 11 – Н.
|
|
13
| Становление христианско- средневековой цивилизации.
| 1
| лекция
| Современные и научные представления о сущности средневековья. Факторы формирования европейской средневековой цивилизации. Значение христианства для средневековой цивилизации.
| Рассказывать об исторических событиях и их участниках. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждения о подходах, лежащих в основе отдельных оценок.
| Индивидуальные сообщения учащихся
| П. 18 – Н
|
|
14
| Возникновение исламской цивилизации
| 1
| Комбинированный урок с элементами эвристической беседы
| Рождение, расцвет и упадок Арабского халифата. Возникновение ислама и основные положения мусульманского вероучения. Роль арабских завоеваний.
| Читать историческую карту с опорой нам легенду. Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений, характеризовать деятельность важнейших для рассматриваемых вопросов исторических личностей.
| Составлять схему и таблицу
| П. 15 - Н
|
|
15
16
| Восточные славяне в VIII - IX вв. появление государства. Первые князья.
| 2
| Комбинированный урок с элементами беседы
| Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Складывание государства у славян. Первые князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга)
| Объяснять смысл понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы. Знать причины и факторы возникновения русской государственности. Выделять особенности правления князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга.
| Анализ документов, умение соотнести сведения летописца с исторической картой.
| П. 2- 5 – О
|
|
17
| Древнерусское государство при Святославе и Владимире.
| 1
| Лекция
| Князья и их дружина. Развитие норм права на Руси.. Святослав. Владимир.
| Выделять особенности правления князей: Ярослава и Владимира. Определять главные внешнеполитические направления их деятельности. Давать ее оценку. Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси.
| Решение исторических задач
| П.6 – 7 – О
|
|
18
| Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений при Ярославичах.
| 1
| Практическая работа с элементами беседы
| Вторая усобица на Руси. Ярослав Мудрый. Церковь и религия. Феодальные отношения при Ярославичах.
| Выделять особенности правления князей. Определять главные внешнеполитические направления их деятельности. Давать ее оценку. Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси.
| Работа по карте, документам
| П. 8 – 9 – О
|
|
19
| Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
| 1
| Комбинированный урок
| Время новых усобиц. Любечский съезд князей. Крестовый поход. Владимир Мономах.
| Умение работать с картой и документами. Определять главные внешнеполитические направления деятельности. Давать оценку личности князя.
| Карта, документы, опорный конспект
| П. 11 – 13 – О
|
|
20
| Политическая раздробленность Руси.
| 1
| Практическая работа
| Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – XIII вв.
| Понимать особенности развития удельных княжеств, характеризовать их политическое устройство. Знать, что Северно-Восточная Русь –колыбель российской цивилизации. Объяснять принципиальные отличия политики владимиро-суздальских князей и природный фактор складывания деспотической модели власти.
| Мини-тестирование
| П. 14,15,16,-О
|
|
21
| Культура Руси в IX – начале XI в. Зарождение русской цивилизации.
| 1
| Урок изучения новых знаний
| Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии.
| Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения.
| Обсуждение вопросов, проблем.
| П. 17,18- О
|
|
22-23
| Феодальное общество в Западной Европе.
| 2
| Урок изучения нового материала
| Социально-экономические отношения в раннее Средневековье. Особенности феодальных отношений. Религиозная и светская власть в Европе. Норманнские завоевания и создание Священной Римской империи.
| Знать особенности феодальных отношений в Западной Европе. На карте показывать норманнские завоевания. Умение работать с документами. Характеризовать положение зависимого населения.
| Обсуждение вопросов. Работа по документам.
| П. 16-17 – Н
|
|
24
| Монголо – татарское нашествие на Русь.
| 1
| Урок формирования новых умений. Лекция.
| Нашествие на Русь. Образование монгольского государства. Первые завоевания монголов.
| Знать особенности историко-социологического, историко- политического анализа событий и процессов. Понимать причины завоевания Руси татаро-монголами.
| Анализ карты, тестирование
| П.
|
|
25
| Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией.
| 1
| Урок практического применения знаний, умений и навыков.
| Орда и Русь. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Роль экспансии с Запада в истории народов Руси и Прибалтики. Русские земли в составе Великого княжества Литовского
| Знать причины установления монгольского ига на Руси и принципы управления Русью; обобщить итоги и понимать последствия более двухвекового владычества татаро-монгол.
| Анализ схемы, рефлексия
| П. 19-20 –О
|
|
26
| Москва –центр объединения русских земель.
| 1
| Комбинированный урок
| Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические , а социальные и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.
| Понимать причины подъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях. Знать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, политике отношений с Ордой.
| Написать эссе на одну из тем «Возвышение Москвы – сочетание закономерности и случайности», «Иван Калита – князь добрый или «подлый сердцем?»
| П. 22- О
|
|
27
| Образование единого Российского государства
| 1
| Урок-лекция
| Взаимосвязь
процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Начало распада Золотой Орды.
| Понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Знать о зарождение национального самосознания на Руси. Знать о положении московских князей после смерти Дмитрия Донского и о преодолении внутренних и внешних препятствий на пути окончательного складывания единого государства при Иване III.
| Обсуждение вопросов и заданий.
| П. 23 – О
|
|
28
| Социально-экономическое развитие Российского государства в XV в. Роль церкви в государственном строительстве.
| 1
| Комбинированный урок
| Хозяйство Руси. Крестьяне и холопы. Ремесленники и купцы. Роль церкви в государственном строительстве.
| Знать особенности социально-экономического развития России в XV в. уметь работать по учебнику.
|
| П. 21 –О
|
|
29
| Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – XV вв.
| 1
| Урок- семинар
| Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Расцвет древнерусской иконописи. Древнерусская литература.
| Знать особенности русской культуры изучаемого периода. Характеризовать главные ее достижения.
| Подготовить сообщения о жизни и творчестве А. Рублева, Феофана Грека, Дионисия.
| П.25 -О
|
|
30
| Кризис традиционного общества в Западной Европе (XIV –XVв.)
| 1
| Комбинированный урок
| Города и королевская власть. Создание органов сословного представительства.
Восточная Европа в XII – начале XV вв.
| Знать особенности развития стран Восточной Европы. Сравнивать основные типы государственности, сложившиеся в странах Европы в период Средневековья.
|
| П. 20-21 –Н.
|
|
31
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Цивилизации Древнего мира и Средневековья»
| 1
| Повторения и обобщения
|
|
| Тесты, задания
|
|
|
32
| Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550 г.
| 1
| Изучение нового материала
| Венчание на царство. Первый «царь всея Руси». Особенности процесса складывания централизованного государства в России.
| Уметь объяснять смысл, значение важнейших исторических событий. Сформировать представление о первом этапе царствования Ивана Грозного и о его реформах Избранной Рады. Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений.
| Фронтальный опрос
| П. 25-О
|
|
33
| Внешняя политика Ивана IV
| 1
| Комбинированный урок
| Основные направления внешней политики. Создание оборонительных укреплений. Ливонская война. Начало освоения Сибири. Миссия Ермака.
| Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. Уметь характеризовать главные периоды в развитии важнейших исторических процессов. Уметь читать историческую карту.
| Составлять таблицу «Этапы освоения новых земель в составе Российского государства»
| П. 25-26 - О
|
|
34
| Опричнина
| 1
| Комбинированный урок
| Опричнина, ее цели и последствия для производительных сил страны. Социальное развитие России в новое время. Кризис традиционализма.
| Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. Уметь составлять хронологическую таблицу. Знать различные оценки опричнины и выражать свое отношение к этим оценкам историков.
| Фронтальный опрос
| П. 26 - О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|