Скачать 54.54 Kb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия имени А.С. Пушкина» Примерный план и конспект урока по теме: «Оценка реформ Петра Первого в споре западников и славянофилов» (урок- дебаты с элементами театрализованного представления) Выполнила и провела преподаватель истории Чупрова О.В. Сыктывкар 2012 Пояснительная записка. Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии «Дебаты». Эта технология стала популярной в последние несколько лет и представляет собой дискуссию по жестко заданным правилам. «Дебаты» могут быть использованы при изучении той или иной проблемы истории, а также в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала. Для проведения занятия в формате «Дебаты» необходимо сформировать группы учащихся, состоящих из 3-4-х человек. Тема, выбранная для дискуссии, должна быть спорной. Обычно такому уроку предшествует определенная подготовка. Учащиеся знакомятся с правилами ведения дебатов и получают опережающее задание. В данной теме одна команда получает задание подготовить доказательства и поддержки (факты, цитаты) по проблеме «Реформы Петра I добро для России». Вторая группа подбирает материал по проблеме «Реформы Петра I зло для России». Далее занятие происходит по определенному плану. Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Преобразования Петра Великого и рождение империи». Закрепление учебного материала в 10-х классах. Задачи:
Подготовительный этап: 1. Ознакомление учащихся с технологией «политические дебаты». 2. Создание групп (команд), распределение позиций и ролей. 3. Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к уроку. Так как урок проходит еще и в форме театрализованного представления необходимо провести работу по подбору костюмов эпохи 40-х годов XIX века. 4. Подбор литературы о Петре I и подготовка выставки. 5. Учащиеся, незадействованные в дебатах являются слушателями и должны подготовить вопросы для выступающих. Проведение дебатов. I Организационный момент. Звенит звонок на урок. Все учащиеся на своих местах. Свет погас, в класс заходит историй со свечей в руках и читает стихотворение. Пётр - великий русский царь. Православный Государь. Был он смел, красив, умён И Европой покорён. Ездил он туда учиться И, конечно, поделиться Жаждал знанием с народом. Тот не знал такого сроду, Чтоб рядиться в парики. Ох, ворчали старики!.. Флот отстроил он отличный. Много делал сам он лично. Вёл в Европу он Россию, Чтоб была страна красивей. Захотел - и сразу вмиг Боярам бороды отстриг. На колени всех поставил И курить страну заставил. Также водку он любил, Сам курил и много пил. У историков - вопрос: Он стране добро принёс? Как всегда, и плюс, и минус В каждом деле поселились. II.Вводное слово учителя: Уважаемые учащиеся! Сегодня на уроке мы подводим итог изученной темы: «Преобразования Петра Великого и рождение империи». Форма урока – политические дебаты. Далее учитель очень коротко определяет цели и задачи учащихся на уроке. Ученики должны будут представить в письменном виде собственную аргументированную точку зрения по теме дебатов. Работа сдается после урока. В ходе дебатов ученики могут задавать вопросы. Переходим к дебатам. Первым предоставляется слово западникам. Выступление сопровождается презентацией I аспект – политический Аргумент1. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления. Доказательство: на смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Аргумент 2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли был создан Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью. Доказательство: Боярская Дума была многочисленной, практически не созывалась и считается историками малоэффективным учреждением. II аспект – экономический Аргумент 1. Самым примечательным явлением в экономике конца XVII-начала XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной промышленности. Доказательство: к 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21), то есть за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз. Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу. Аргумент 2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя). Доказательство: экономическую деятельность Петр I основывал на политике меркантилизма (стимулирование экспорта и ограничение импорта). В 1726 году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие на импорт – 75% от стоимости). Таким образом, мы утверждаем, что реформы Петра I полностью изменили образ жизни Российской империи. Слушатели задают вопросы западникам. Учитель подводит итог. Слово предоставляется славянофилам. «Мы не согласны со своими оппонентами и утверждаем, что «Реформы Петра I являются злом для России. Мы считаем, что проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, в связи с чем, в 1722 году были созданы специальные инстанции (прокуратура) и введена должность генерал-прокурора, что на наш взгляд привело к очередному увеличению количества чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в том числе Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.). Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Реформы Петра I являются злом реформатором». Мы готовы подтвердить свою точку зрения. I аспект – социальный Аргумент 1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными. Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и холопов. Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением. Доказательство. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские восстания. II аспект – культурный Аргумент 1. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в европейцев проводилось насильственными методами. Доказательство: бритье бород, введение одежды европейского образца. Тем , кто был не согласен угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества. Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем. Таким образом, реформы Петра I являются злом для России.» Представителям славянофилов задают вопросы. После этого предоставляется слово западникам. Они высказываются по этому поводу и приводят свои аргументы. Обучающиеся приводят примеры и литературных произведений. В конце урока учитель подводит анализ позиций сторон и делает вывод. Спасибо за внимание. Урок окончен. |