Скачать 379.31 Kb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «АРМИИ И СРАЖЕНИЯ» Возраст обучающихся – 10- 15 лет Срок реализации - 3 года Пояснительная записка Направленность программы – научно-техническая. Тип программы – примерная, разработана педагогом дополнительного образования Стрекаловым И.И. Реализуется в Центре патриотического воспитания с 2008 года, последняя редакция программы произведена в 2011 году. Преамбула программы. Современные школьники проявляют живой интерес к военной истории. Одних привлекает военная форма и изучение ее, других - жизнь и подвиги знаменитых полководцев и легендарных героев. Уроки истории в школе решают иные задачи, поэтому удовлетворить интерес учащихся к военной истории целесообразно в системе дополнительного образования. Военно-исторические игры, реконструкция древнего вооружения и моделирование исторических сражений позволяют школьникам намного глубже проникнуть в события героического прошлого, изучить особенности военного дела наших предков и полководцев других стран и народов. Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Когда ребята работают над определенной темой (вооружение воина, боевые действия или биография полководца), их объединяет общее стремление к познанию военной истории. Педагог показывает, как правильно и грамотно работать с историческими источниками и научно-популярной литературой, помогает подросткам обобщать и систематизировать найденную ими информацию и получить на ее основе четкое знание предмета изучения. Концепция программы заключается в деятельности учащихся в рамках программы позволяющей решать задачи по оформлению следующих компетенций: - интеллектуальной (анализ исторических событий и взаимосвязи); - исследовательской (умение организовать свою деятельность по плану: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, опытно-экспериментальная работа, анализ полученных данных, оформление и презентация результатов работы); - рефлексивной (оценка собственной деятельности); - коммуникативной (способность взаимодействовать с окружающими, приобретение навыков работы в группе). Новизна данной программы, её отличительные особенности в сравнении с другими программами военно-патриотической направленности, реализуемыми в системе дополнительного образования детей, определяются тем, что в данной программе акценты смещены на углубление знаний учащихся в области военной истории нашей Родины, изготовление макетов и диорам военных лет. Цель программы: Воспитание патриотизма на примере героических событий прошлого нашей Родины и других стран и народов. Задачи программы:
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
Образовательная программа создана с учетом возрастных особенностей детей, нормативных документов, регламентирующих деятельность детских объединений в учреждении дополнительного образования детей, с учетом норм и требований СанПиН 2.4.4.1251-3. Возраст детей. Программа рассчитана на обучение детей и подростков 11-15 лет(5-9 класс). Сроки реализации и режим занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения, из расчета 1-й год обучения - 144 часа в год, что составляет 2 раза в неделю по 2 часа; 2-й и 3-й год обучения – 216 часов в год, что составляет 3 раза в неделю по 2 часа. Этапы обучения. Для учеников 5 классов – тема «Армии и сражения древности»; Для учеников 6-7 классов - тема «Военное средневековье: рыцари, князья, дружины»; Для учеников 8-9 классов - тема «Война 1812 года». Основная форма занятий - групповая: количество детей в группе-15 человек, состав группы – разновозрастные. Виды занятий: аудиторные, выездные. Программа предполагает следующие виды занятий: вводные, итоговые, дополнительные формы организации занятий: посещение викторин, конкурсов, экскурсии. Занятия проводятся 2(3) раза в неделю по 2 часа (45 минут занятие+15 минут перерыв). Механизм реализации программы. Учебная деятельность. В течение всего периода обучения учебный процесс разделен на тематические этапы, обусловленные работой над определенной темой: армии или сражения. Учебная работа предполагает сочетание теоретических занятий с практической и творческой работой. В ходе практических занятий возникают новые вопросы, способствующие более глубокому пониманию теории предмета. Занятия проводятся как в традиционной форме, так и в форме посещения музеев, связанных с военно-исторической тематикой. Учебные группы формируются по возрастному принципу. Учебный процесс проводится по подгруппам, каждая из которых работает над своим заданием, являющимся частью общей работы. Воспитывающая деятельность. Изучая военную историю разных народов, и особенно углубленно своей Родины, учащиеся получают патриотический настрой и воспитываются на многочисленных примерах совершаемых героями подвигов. Развивающая деятельность ведется индивидуально или группами. Школьники, получив теоретические знания, воплощают их при создании моделей исторических армий. Учащиеся получают навыки культуры игры, как то: следование общим для всех правилам игры, уважение к противнику, умение выходить из конфликтных ситуаций в ходе игры. Направление деятельности. Планируется проводить работу по следующим военно-историческим направлениям:
Формы и методы работы Формы занятий: теоретические и практические. Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями в форме беседы. Теоретические занятия предполагают: изучение техники безопасности, правила страховки, семинары, конференция, межпредметные занятия, занятие обобщение. Основная форма обучения является практическая работа (70 % времени). Основными формами практических занятий являются – практикум, экскурсии, деловая игра, выполнение творческих заданий, выполнение рефератов, изготовление макетов. Основным методом проведения занятий является групповой метод. Который позволяет создать на занятии соревновательный дух. Стимулирует работоспособность учащихся и учит работе в команде. Ведущими методами обучения по данной программе являются: 1. Объяснительно – иллюстративные: объяснение, рассказ, лекция; 2. Метод примера; 3. Использование иллюстраций, схем; 4. Самостоятельная работа с источниками; 5. Использование технических средств обучения (ТСО); 6. Демонстрация; 7. Беседа; 8. Наблюдение. Прогнозируемые результаты. Обучение по программе «Армии и сражения» будет способствовать развитию исторического мышления у учащихся. По окончанию обучения учащиеся будут знать:
будут уметь:
Ознакомившись с примерами героических событий и героями прошлого, учащиеся получают образцы для подражания. Механизм выявления результатов 1-й этап: Первичная диагностика. Включает мотивацию учебной деятельности, создание психологического настроя на учебную деятельность, умение слушать и наблюдать определение уровня знаний учащихся. Формы проведения: Тесты по истории, участие в викторинах и конкурсах на военную тематику. 2-й этап: Промежуточный контроль. Проводится в конце 1-го полугодия. Форма проведения: самостоятельное изготовление макетов, открытое занятие для родителей и администрации. 3-й этап: Итоговая аттестация. Включает подведение итогов учебного года, оценка деятельности учащихся, поощрение детей за работу на занятиях. Формы проведения: Контрольные занятия, участие в конкурсах на соответствующую тематику разных уровней. Формы проведения: проводятся в виде групповых и индивидуальных заданий. Результативность деятельности определяется:
Учебно-тематический план 1-й год обучения «Древний мир»
|