Скачать 0.54 Mb.
|
Рабочая учебная программа по истории для 9 класса Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран» и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. 6-9кл.» (М.: «Просвещение», 2011.) Рабочая программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года. Направленность программы: общеобразовательная. Уровень изучения учебного материала: базовый. Срок реализации программы 1 год. Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история». Основная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации. Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач: -усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней; -усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации; -формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов; -обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества. Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Планирование предполагает параллельное изучение курса новейшей истории зарубежных стран и России. Так как авторская программа по истории России ХХ века рассчитана на 68 часов, то при двух часах в неделю предполагается ее сокращение до 44 часов. Кроме того были сокращены часы, отведенные по авторской программе на повторение и обобщение, а часы, отведенные на изучение родного края, переданы на изучение Истории России, т.к. в 9 классе ведется отдельный самостоятельный курс «Историческое краеведение». Устанавливается следующая система распределения учебного материала и учебного времени для 9 класса:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:
-характеризовать источник (вид источника, автор, название, книги, время создания); -по плану самостоятельно изучать учебные повествовательные и описательные тексты: извлекать из них опосредованную информацию; -делать выводы; -ставить к источнику продуктивные вопросы; -оценивать полноту информации в источнике по заданной теме.
-объяснять место темы параграфа в главе, разделе учебника; -оценивать полноту раскрытия содержания темы в параграфе; -самостоятельно читать, объяснять содержание текста параграфа повествовательного или описательного характера, используя все информационные возможности учебника, и систематизировать сведения; -самостоятельно выделять все основные единицы знаний параграфа учебника, обязательные для усвоения.
-относить памятники культуры к определенному стилю (жанру); -соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными.
-различать и показывать географические объекты, связанные с изучением экономических, социально-политических вопросов истории стран; -определять на основе сопоставления карт различных периодов изменения в хозяйственной и социально-политичсекой жизни страны; -наносить на контурную карту ход исторического события по его описанию в учебнике, создавая условные обозначения к карте; -устанавливать связи между географическим положением страны и ее экономическими, социальными и политическими факторами (условиями) развития.
-давать развернутый ответ на вопрос в объеме параграфа учебника, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним; -владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями; -рецензировать сообщения одноклассников.
-делать краткие выписки из книги, оформлять цитаты; -составлять развернутый план параграфа или адаптированного исторического текста.
-называть хронологические рамки исторических процессов, выделять основные даты для прочного усвоения; -определять синхронность событий и явлений в разных странах; -определять этапы событий.
-различать явления экономической, политической, социальной и культурной жизни и устанавливать связи между ними под руководством учителя; -с опорой на типовые памятки анализировать явления жизни страны, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в масштабах страны; -сравнивать деятельность лиц, исторические события на основе самостоятельно выделенных линий сравнения; -относить новые факты и явления к известному понятию; давать оценку фактов, явлений прошлого; -выражать отношение к деятельности людей в прошлом с позиции духовных ценностей общества в изучаемую эпоху; -высказывать суждения о важности научного исторического познания.
-готовить сообщение на основе источников разных видов; -выполнять художественно-творческие задания; -участвовать в ролевых исторических играх-импровизациях, в проектной деятельности. Межпредметные связи осуществляются с курсами литературы, изобразительного искусства, математики. Данная рабочая программа обеспечена УМК, в который входит:
Ведущие форма, методы, технологии обучения При организации образовательного процесса будут использоваться следующие педтехнологии: • личностно-ориентированное обучение, направленное на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; • развивающее обучение, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников; • объяснительно-иллюстративное обучение, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных знаний. Главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки - проекты). Среди форм организации учебного процесса целесообразно использовать: решение и составление познавательных задач, рассказ по рисунку, историческое сочинение, характеристика исторического деятеля по памятке, составление и разгадывания кроссвордов, ролевые и интеллектуальные игры, викторины и конкурсы, конкурс рисунков, подготовка сообщений, работа с документами и др. В процессе организации учебного времени предполагается как индивидуальная, так и работа в парах и в группе. Методы организации и осуществления образовательной деятельности -методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения, практических действий, -словесные методы: рассказ, лекция, беседа, чтение, анализ документов, -наглядные методы: иллюстрации, показ плакатов, репродукций, фото, схемы, таблицы, -практические методы: работа с учебной книгой, атласом, контурной картой, -методы учебной работы под руководством учителя, -методы самостоятельной работы учащихся, -методы стимулирования мотивации учебной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, опора на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха, -методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости, долга: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение. Формы контроля:
Обязательный минимум содержания (стандарт) ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Новейшая история и современность Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Начало модернизации в Японии. Международные отношения в Новое время. Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги. Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Культурное наследие Нового времени. Мир после Первой мировой войны. Лига наций. Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М. Ганди, Сунь Ятсен. Ведущие страны Запада в 1920-х – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. «Новый курс» в США. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А.Гитлер. Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д.Рузвельт. И.В.Сталин, У.Черчилль. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны. Создание ООН. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60-х–70-хгг. Эволюция политической идеологии во второй половине ХХв. Становление информационного общества. Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки. Распад «двухполюсного мира». Интеграционные процессы. Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в. Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в современном обществе. Культурное наследие ХХ в. ИСТОРИЯ РОССИИ Россия на рубеже XIX – начале ХХ вв. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии. П.А. Столыпин. Аграрная реформа. Россия в Первой мировой войне. Угроза национальной катастрофы. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Российская культура в начале ХХ вв. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. Советская Россия – СССР в 1917-1991 гг. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин. Учредительное собрание. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи. Выход России из Первой мировой войны. Гражданская война. Красные и белые. Иностранная интервенция. «Военный коммунизм». Новая экономическая политика. Начало восстановления экономики. Образование СССР. Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва и битва на Курской дуге - коренной перелом в ходе в войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг. Замедление темпов экономического развития. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы. Внешняя политика СССР в 1945 – 1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война. Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни. М.С.Горбачев. Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ. Культура советского общества Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники. Оппозиционные настроения в обществе. Современная Россия Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе. Основные понятия курса I. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков: протекторат, модернизация, индустриальное общество, политическая система, гражданское общество, Порт-Артур, Портсмутский мир, агрессия, Маньчжурия, революция,, парламент, конституционная монархия, отруб, хутор, артель, кооперация, Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, «тайная дипломатия», репарации. II. Великая российская революция: альтернатива, амнистия, коалиционное правительство, декрет, ВЦИК, СНК, сепаратный мир, национализация, аннулирование, интервенция, гражданская война, анархисты, эскалация, военный коммунизм, продразверстка, красный террор, демократическая контрреволюция, денационализация. III. СССР и мир в 1920-1930гг:. НЭП, продовольственный налог, концессии, рентабельный, федерализм, автономия, саботаж, Коминтерн, Генуэзская конференция, Рапалльский договор, «мирное сосуществование», номенклатура, тоталитаризм, репрессии, культ личности, оппозиция, коллективизация, индустриализация система коллективной безопасности, фашизм, Лига Наций, политика умиротворения, анафема, атеизм, конструктивизм, идеология, социалистический реализм, «культурная революция», геополитические интересы. IV. Вторая мировая война, Великая Отечественная война: пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, превентивный, Вермахт, блицкриг, ГКО, «Тайфун» демилитаризация, «Багратион», «Уран», «Цитадель», плацдарм, эвакуация, антигитлеровская коалиция, «молниеносная война», закон о ленд-лизе, Тройственный пакт. V. СССР в 1945-1964 гг, мир в первые послевоенные десятилетия: репарации, репатриация, национальное богатство, ВПК, железный занавес, ГУЛАГ, космополитизм, Карибский кризис, мирное сосуществование, мораторий, «холодная война», десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм, доктрина Трумэна, план Маршалла, СЭВ, НАТО. VI. СССР в 1965-1991 гг.: коррупция, «теневая экономика», диссидент, экстенсивная экономика, диссидент, пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева», суверенитет, кооперация, ускорение, инфляция, приватизация, консенсус, плюрализм, разделение властей, «гласность», ускорение, «новое мышление», биполярная система международных отношений. VII. Мир во второй половине ХХв.: Солдатский билль о правах, шпиономания, импичмент, СОИ, «английская болезнь», Британское содружество, ирландская проблема, «железная леди», ФРГ, бундестаг и бундесрат, федеральный канцлер, СДПГ, « обновление социализма», «железный занавес», «шоковая терапия», СНГ, национал-реформизм, военная хунта, политика «к югу от Рио-Гранде», ЮЗА, «белая революция», исламский фундаментализм, ИНК, ЮВА, ЮАР, КНР, «прагматики», хунвейбины. VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в. приватизация, ваучер, либерализация экономики, рыночная экономика, валютный коридор, конвертируемая валюта, Федеральное собрание, спикер, референдум, фракция, электорат, судебная инстанция, сепаратизм, терроризм. Требования к уровню подготовки учащихся В ходе изучения курса истории учащиеся в 9-м классе должны знать: -даты основных событий, -термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, -результаты и итоги событий XX – начало XXI века; -важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX– начале XXI века; -изученные виды исторических источников. уметь: -сравнивать исторические явления и события, -объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, -дискутировать, -анализировать исторический источник, -самостоятельно давать оценку историческим явлениям, -высказывать собственное суждение, -читать историческую карту, -группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. владеть компетенциями: -коммуникативной, -смыслопоисковой, -личностного саморазвития, -информационно-поисковой, -рефлексивной, -учебно-познавательной и -профессионально-трудовой. способны решать следующие жизненно-практические задачи: -высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; -использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Список литературы для учителя
учебные электронные издания:
для учащихся
Интернет-ресурсы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|