Скачать 88.67 Kb.
|
Беседа как один из эффективных методов устного изложения исторического материала в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Фирсова Е.Ю., к.п.н. дефектолог, учитель истории ГКСОУ СКОШИ VIII вида г.Ковров, Владимирская обл. Способы передачи учебной информации и руководства ее усвоением в органическом сочетании со способами учебной деятельности самих школьников называются методами обучения. Методы состоят из более частных методических приемов — отдельных действий, направленных на усвоение и применение учащимися знаний, умений, навыков, на формирование у них убеждений и пробуждений эмоций. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются те же методы, приемы и средства обучения, что и в общеобразовательной школе, но с учетом содержания курса истории для школ VIII вида и познавательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. В условиях специальной (коррекционной) школы какой-то один метод не может быть ведущим в течении всего урока, методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и разнообразие используемых источников познания. При таком подходе осуществляется реализация словесных, наглядных и практических методов обучения истории, что позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал. Предложенная А. А. Вагиным классификация включает следующие методы обучения истории: - методы устного сообщения исторического материала; - методы наглядного обучения истории; - методы работы с текстом. Таковы основные методы обучения истории, среди которых особо важное место занимают методы устного сообщения знаний. Беседа является устным методом обучения в форме диалога. На уроках истории беседа не может служить методом сообщения новых знаний. Но ее роль в обучении велика, беседа, считают методисты: «Предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения исторического материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке». На уроках истории в специальной (коррекционной) школе беседа выполняет коррекционную функцию, т. к. обратная связь, установленная во время беседы с учащимися, позволяет учителю вовремя увидеть проблемы или неточности в знаниях и провести работу по их устранению. Беседа служит методом активного изучения исторических знаний учащимися в ходе рассмотрения и разбора наглядного или документального материала (беседа по картине, карте, экспонату, содержанию исторического документа). В беседе с учащимися по материалу, изложенному учителем, в учебнике, или ранее изученному легче выявить объем и качество знаний, правильность или ошибочность их применения. Беседа в этих случаях является прекрасным методом проверки понимания и усвоения учащимися исторических знаний. Беседа, благодаря присущей ей форме диалога, дает возможность вовлечь учащихся в коллективную умственную работу, всегда служит одним из примеров мобилизации знаний, необходимых для более глубокого усвоения учащимися нового материала. Наконец, в ходе беседы, учитель организует применение учащимися ранее полученных знаний для анализа нового материала и для выполнения различных познавательных задач. С этих позиций, беседа – незаменимый метод обучения истории учащихся с нарушением интеллекта. Построение беседы, сопровождающей все этапы урока, является сложной методической задачей. Очень тщательно надо продумывать последовательность и формулировки вопросов, причем не только главных, но и дополнительных. От содержания и характера вопросов, от ясности и четкости их формулировки в значительной мере зависит успех беседы на уроке. Требования к вопросам беседы в специальной школе следующие:
4. вопрос должен быть дидактически прост, логически однороден, должен ставить перед учащимися только одну задачу. Нельзя ставить сдвоенных и строенных вопросов, т. е. вопросов, заключающих в себе несколько задач, требующих два или три ответа. Исключение составляют вопросы по типу: «Когда и где произошло событие ? »; 5. нецелесообразно ставить альтернативные вопросы, требующие однозначного ответа «да» или «нет», однако нельзя вообще отказаться от постановки таких вопросов, они часто необходимы как очередное логическое звено в цепи беседы. Например: «Можно ли говорить об изменении в положении крестьян после отмены крепостного права? » — «Да»! — «Что же изменилось? »; 6. необходимо полностью отказаться от постановки вопросов подсказывающего характера; 7. вопросы не должны быть каверзными, ведь задача учителя — облегчить учащимся разбор фактов, помочь прийти к начальным выводам; 8. каждый последующий вопрос должен быть связан с предыдущими и логически, и хронологически; 9. вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся. Однако, удачной формулировкой вопросов не заканчивается подготовка учителя к проведению беседы. Важно продумать связь между вопросами, придав обсуждению идейную направленность и целеустремленность, т.е. наметить общий замысел беседы. Этот замысел получит воплощение в конспекте урока в виде системы вопросов, имеющих целью вести учащихся к более глубокому раскрытию существа изучаемых явлений. Разумеется, в процессе живой беседы могут возникнуть вопросы, не предусмотренные планом, и ход обсуждения может несколько уклониться от намеченного учителем, однако план беседы, не связывая учителя, помогает ему руководить беседой, придав обсуждению четкость и последовательность. Учитель в ходе беседы играет активную роль. Он не только ставит вопросы, но и направляет ответы учащихся, будит мысль, подводит итог обсуждения. В практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе используются следующие виды бесед: вводная беседа, контрольная беседа, обобщающая беседа, заключительная беседа. Вводная беседа Вводная беседа проводится обычно в начале урока, имеет целью подвести учащихся к изучению нового материала путем: а) мобилизации знаний, полученных на предыдущем уроке или ряде предшествующих уроков; б) систематизации и обобщения этих знаний; в) мобилизации и систематизации знаний учащихся, полученных самостоятельно на основе жизненного опыта, чтения литературы, газет, журналов и т. д.. Мобилизация знаний, необходимых для успешного усвоения материала урока, осуществляется не только на вводной беседе, но продолжается в ходе изложения нового материала путем постановки вопросов. Изложение ведется на основе ранее полученных знаний. Например, урок по теме «Непокоренный Ленинград» целесообразно начать с вводной беседы, так как для участия в ней у учащихся 9 класса знаний достаточно. Вводная беседа может выступать как основной метод проведения вводного урока, например, по теме «Великая Отечественная война Советского Союза». Контрольная беседа Контрольная беседа имеет целью проверку степени понимания излагаемого материала, проверку знаний, результатов выполнения самостоятельной работы. Контрольная беседа представляет собой один из методов проведения текущего опроса по материалу предыдущего урока в тех случаях, когда учитель ставит своей целью проверить общую подготовленность класса в целом и степень усвоения знаний учащимися. В результате такого опроса могут быть выставлены оценки. Путем сочетания проверочной беседы с индивидуальным вызовом учащихся могут быть проведены специальные уроки опроса. Наконец, в качестве особого приема в ходе изложения или заключительной части урока вводится элемент беседы с постановкой диагностических вопросов, имеющих целью выявить степень понимания учащимися излагаемого или изложенного материала. Примерами контрольной беседы могут служить беседы по таким темам: «Крепостные крестьяне», «Стройки первых пятилеток», «Выдающиеся сражения Великой Отечественной войны» и т. п. Обобщающая беседа Обобщающая беседа это особый вид беседы на уроках истории. Ее цель — осмысление изложенного или изученного исторического материала. Путем беседы может быть проведено обсуждение с учащимися изложенных учителем исторических фактов, их сравнение и противопоставление, оценка их исторического значения, выявление причинно-следственных связей и т. д. Аналитическая обобщающая беседа может выступать в качестве: а)Методического приема в ходе изложения нового материала учителем, когда он попутно ставит перед учащимися вопросы, требующие осмысления, разбора, оценки излагаемого факта, то есть включает элементы беседы в свой рассказ, объяснение. Так, изложив суть отмены крепостного права, учитель ставит вопрос: «Может ли это улучшить положение крестьян? Почему?» Выяснив, учитель продолжает рассказ. б) Одного из методов осмысления материала, изложенного на уроке. В этом случае беседу проводят вслед за изложением материала. Так, рассказав о нашествии монголо-татар на Русь, учитель проведет беседу о причинах поражения Руси в этой героической борьбе. в) Основного метода проведения урока. Методом повторительно-обобщающей беседы проводятся специальные уроки по теме, разделу, а также уроки, посвященные разбору исторических документов. Заключительная беседа Заключительная беседа проводится в конце урока, в конце темы и имеет ряд задач: обобщение, систематизацию и подведение итогов по материалу, изученному на уроке (по теме), проверку степени понимания и усвоения материала, его закрепление. Одной из задач заключительной беседы может быть подведение учащихся к содержанию следующего урока (темы). Так, заключительный урок по теме «Первая русская революция» лучше всего провести методом развернутой беседы по разбору фактического материала, изложенного на уроках, а также разобрать вопросы о причинах поражения первой русской революции, ее уроках и значении. По ходу беседы можно делать записи (в свободной форме или в таблице). Следовательно, вопросы представляют собой последовательную постановку познавательных задач, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся, поиск ответов, их оформление в речи. В этом большое коррекционное значение беседы, широко применяемой на уроках истории в специальной (коррекционной) школе. Таким образом, беседа является одним из наиболее эффективных методов устного изложения исторического материала учащимся с нарушением интеллекта. Литература 1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1968. 2. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986. 3. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982. 4. Лурье Н.Б. Вопросы преподавания истории во вспомогательной школе. В сб.: Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под. ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964. С. 9 – 17. 5. Методикам начального обучения истории / Под ред. М.С. Васильевой. М., 1964. 6. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (коррекционная педагогика). 7. Программа для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-224 с. |