Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 88.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.04.2014
Размер88.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


Беседа как один из эффективных методов устного изложения исторического материала в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Фирсова Е.Ю., к.п.н. дефектолог, учитель истории ГКСОУ СКОШИ VIII вида г.Ковров, Владимирская обл.

Способы передачи учебной информации и руководства ее усвоением в органическом сочетании со способами учебной деятельности самих школьников называются методами обучения. Методы состоят из более частных методических приемов — отдельных действий, направленных на усвоение и применение учащимися знаний, умений, навыков, на фор­мирование у них убеждений и пробуждений эмоций. На уроках истории в специальной (коррекционной) шко­ле используются те же методы, приемы и средства обучения, что и в общеобразовательной школе, но с учетом содержа­ния курса истории для школ VIII вида и познавательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. В условиях специальной (коррекционной) школы какой-то один метод не может быть ведущим в течении всего урока, методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и разнообразие используемых источников познания. При таком подходе осуществляется реализация словесных, наглядных и практических методов обучения истории, что позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал. Предложенная А. А. Вагиным классификация включает следующие методы обучения истории: - методы устного сообщения исторического материала; - методы наглядного обучения истории; - методы работы с текстом. Таковы основные методы обучения истории, среди кото­рых особо важное место занимают методы устного сообще­ния знаний. Беседа является устным методом обучения в форме диа­лога. На уроках истории беседа не может служить методом со­общения новых знаний. Но ее роль в обучении велика, беседа, считают методисты: «Предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении историческо­го материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения историческо­го материала, как прием мобилизации знаний, активизации по­знавательной деятельности школьников на уроке». На уроках истории в специальной (коррекционной) школе бесе­да выполняет коррекционную функцию, т. к. обратная связь, установленная во время беседы с учащимися, позволяет учите­лю вовремя увидеть проблемы или неточности в знаниях и про­вести работу по их устранению. Беседа служит методом активного изучения исторических знаний учащимися в ходе рассмотрения и разбора наглядно­го или документального материала (беседа по картине, кар­те, экспонату, содержанию исторического документа). В беседе с учащимися по материалу, изложенному учителем, в учебнике, или ранее изученному легче выявить объем и каче­ство знаний, правильность или ошибочность их применения. Беседа в этих случаях является прекрасным методом провер­ки понимания и усвоения учащимися исторических знаний. Беседа, благодаря присущей ей форме диалога, дает возмож­ность вовлечь учащихся в коллективную умственную работу, всегда служит одним из примеров мобилизации знаний, необ­ходимых для более глубокого усвоения учащимися нового материала. Наконец, в ходе беседы, учитель организует приме­нение учащимися ранее полученных знаний для анализа но­вого материала и для выполнения различных познавательных задач. С этих позиций, беседа – незаменимый метод обучения истории учащихся с нарушением интеллекта. Построение беседы, сопровождающей все этапы урока, является сложной методической задачей. Очень тщательно надо продумывать последовательность и формулировки вопросов, причем не только главных, но и дополнительных. От содержания и характера вопросов, от ясности и четкости их формулировки в значительной мере зависит успех беседы на уроке. Требования к вопросам беседы в специальной школе следующие:

  1. вопросы должны быть доступными, т.е. такими, на которые учащиеся» могут ответить на основании имеющихся у них знаний, а не путем случайной догадки. Нельзя задавать вопросы такого типа: «Кто, когда, и куда повел народ?» подразумевая ответ: «Поп Гапон 9 января 1905 года призвал народ отправиться к Зимнему дворцу». Если речь идет о знаниях, полученных ранее, необходимо предварительно задать дополнительный вопрос, заставляющий учащихся вспомнить давно изученные факты;

  2. вопросы должны быть точными и определенными. Объем и содержание их должны быть строго очерчены. Например, вместо вопроса: «Что вы знаете об Октябрьской революции?» следует спросить: «Как партия руководила подготовкой восстания?», «Какие силы участвовали в штурме Зимнего дворца? »

  3. вопросы должны касаться существенных сторон изучаемых явлений. Например, в беседе о партизанской войне 1812 г. едва ли целесообразно ставить вопрос: «Сколько гусаров и сколько казаков было первоначально в отряде Дениса Давыдова? ». А вот вопросы о роли крестьян в партизанском движении, о значении партизанской войны в разгроме наполеоновских войск направят учащихся на анализ существенных сторон этого явления и на его оценку;

4. вопрос должен быть дидактически прост, логически од­нороден, должен ставить перед учащимися только одну задачу. Нельзя ставить сдвоенных и строенных вопросов, т. е. вопросов, заключающих в себе несколько задач, тре­бующих два или три ответа. Исключение составляют вопро­сы по типу: «Когда и где произошло событие ? »;

5. нецелесообразно ставить альтернативные вопросы, тре­бующие однозначного ответа «да» или «нет», однако нельзя вообще отказаться от постановки таких вопросов, они часто необходимы как очередное логическое звено в цепи беседы. Например: «Можно ли говорить об изменении в положении крестьян после отмены крепостного права? » — «Да»! — «Что же изменилось? »;

6. необходимо полностью отказаться от постановки вопро­сов подсказывающего характера;

7. вопросы не должны быть каверзными, ведь задача учи­теля — облегчить учащимся разбор фактов, помочь прийти к начальным выводам;

8. каждый последующий вопрос должен быть связан с пре­дыдущими и логически, и хронологически;

9. вопросы должны соответствовать индивидуальным воз­можностям учащихся.

Однако, удачной формулировкой вопросов не заканчива­ется подготовка учителя к проведению беседы. Важно про­думать связь между вопросами, придав обсуждению идейную направленность и целеустремленность, т.е. наметить общий замысел беседы. Этот замысел получит воплощение в кон­спекте урока в виде системы вопросов, имеющих целью вес­ти учащихся к более глубокому раскрытию существа изучаемых явлений. Разумеется, в процессе живой беседы могут возникнуть вопросы, не предусмотренные планом, и ход обсуждения может несколько уклониться от намечен­ного учителем, однако план беседы, не связывая учителя, по­могает ему руководить беседой, придав обсуждению четкость и последовательность. Учитель в ходе беседы играет активную роль. Он не толь­ко ставит вопросы, но и направляет ответы учащихся, будит мысль, подводит итог обсуждения. В практике преподавания истории в специальной (кор­рекционной) школе используются следующие виды бесед: вводная беседа, контрольная беседа, обобщающая беседа, заключительная беседа.

Вводная беседа

Вводная беседа проводится обычно в начале урока, име­ет целью подвести учащихся к изучению нового материала путем: а) мобилизации знаний, полученных на предыдущем уроке или ряде предшествующих уроков; б) систематизации и обобщения этих знаний; в) мобилизации и систематизации знаний учащихся, полученных самостоятельно на основе жизненного опыта, чтения литературы, газет, журналов и т. д.. Мобилизация знаний, необходимых для успешного усвое­ния материала урока, осуществляется не только на вводной беседе, но продолжается в ходе изложения нового материала путем постановки вопросов. Изложение ведется на основе ра­нее полученных знаний. Например, урок по теме «Непокорен­ный Ленинград» целесообразно начать с вводной беседы, так как для участия в ней у учащихся 9 класса знаний достаточно. Вводная беседа может выступать как основной метод про­ведения вводного урока, например, по теме «Великая Отечес­твенная война Советского Союза».

Контрольная беседа

Контрольная беседа имеет целью проверку степени по­нимания излагаемого материала, проверку знаний, резуль­татов выполнения самостоятельной работы. Контрольная беседа представляет собой один из методов проведения теку­щего опроса по материалу предыдущего урока в тех случаях, когда учитель ставит своей целью проверить общую под­готовленность класса в целом и степень усвоения знаний учащимися. В результате такого опроса могут быть выстав­лены оценки. Путем сочетания проверочной беседы с инди­видуальным вызовом учащихся могут быть проведены спе­циальные уроки опроса. Наконец, в качестве особого приема в ходе изложения или заключительной части урока вводится элемент беседы с по­становкой диагностических вопросов, имеющих целью вы­явить степень понимания учащимися излагаемого или изло­женного материала. Примерами контрольной беседы могут служить беседы по таким темам: «Крепостные крестьяне», «Стройки первых пятилеток», «Выдающиеся сражения Великой Отечественной войны» и т. п.

Обобщающая беседа

Обобщающая беседа это особый вид беседы на уроках ис­тории. Ее цель — осмысление изложенного или изученного исторического материала. Путем беседы может быть проведено об­суждение с учащимися изложенных учителем исторических фактов, их сравнение и противопоставление, оценка их ис­торического значения, выявление причинно-следственных связей и т. д.

Аналитическая обобщающая беседа может выступать в ка­честве:

а)Методического приема в ходе изложения нового материала учителем, когда он попутно ставит перед учащимися вопросы, требующие осмысления, разбора, оценки излагаемого факта, то есть включает элементы беседы в свой рассказ, объяснение. Так, изложив суть отмены крепостного права, учитель ставит вопрос: «Может ли это улучшить положение
крестьян? Почему?» Выяснив, учитель продолжает рассказ. б) Одного из методов осмысления материала, изложенного на уроке. В этом случае беседу проводят вслед за изложением материала. Так, рассказав о нашествии монголо-татар на Русь, учитель проведет беседу о причинах поражения Руси в этой героической борьбе. в) Основного метода проведения урока. Методом повторительно-обобщающей беседы проводятся специальные уроки по теме, разделу, а также уроки, посвященные разбору исторических документов.

Заключительная беседа

Заключительная беседа проводится в конце урока, в кон­це темы и имеет ряд задач: обобщение, систематизацию и под­ведение итогов по материалу, изученному на уроке (по теме), проверку степени понимания и усвоения материала, его закре­пление. Одной из задач заключительной беседы может быть подведение учащихся к содержанию следующего урока (темы). Так, заключительный урок по теме «Первая русская револю­ция» лучше всего провести методом развернутой беседы по раз­бору фактического материала, изложенного на уроках, а так­же разобрать вопросы о причинах поражения первой русской революции, ее уроках и значении. По ходу беседы можно де­лать записи (в свободной форме или в таблице). Следовательно, вопросы представляют собой последова­тельную постановку познавательных задач, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся, по­иск ответов, их оформление в речи. В этом большое коррекционное значение беседы, широко применяемой на уроках истории в специальной (коррекционной) школе. Таким образом, беседа является одним из наиболее эффективных методов устного изложения исторического материала учащимся с нарушением интеллекта.

Литература

1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1968.

2. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.

3. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

4. Лурье Н.Б. Вопросы преподавания истории во вспомогательной школе. В сб.: Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под. ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964. С. 9 – 17.

5. Методикам начального обучения истории / Под ред. М.С. Васильевой. М., 1964.

6. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (коррекционная педагогика).

7. Программа для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-224 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск