Скачать 248.96 Kb.
|
Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа №1 имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска Программа факультативного курса «Казачество - оплот России на Дальневосточных рубежах» (для 5-8 классов) Утверждена на МО учителей истории и обществознания. Протокол №1 от 05.09.2012г. Авторы программы: Борщеговский Григорий Михайлович – учитель истории Дербина Ирина Сергеевна - учитель истории обществознания Насонова Екатерина Афанасьевна - учитель истории обществознания Прудаева Людмила Ивановна - учитель биологии и географии Программа факультативного курса «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» для 5-8 классов Пояснительная записка В настоящее время в России на государственном уровне признано, что духовно-нравственной воспитание – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». В массовом же сознании представление об истории казачества весьма фрагментарно. Это относится как к истории казачества вообще, так и к истории Амурского казачества. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества амурского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. Интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Возрождение казачества в России началось с 1990 года, как общественные организации, а с 2005 года казачьи организации вышли за рамки общественного движения получив государственный статус в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной службе российского казачества» № 154-ФЗ от 05 декабря 2005 г. 30 декабря распоряжением Правительства Хабаровского края № 848-рп была утверждена Концепция развития казачества в Хабаровском крае. Одним из направлений Концепции является военно-патриотическое воспитание молодежи в традициях российского казачества и служения Отечеству. Поэтому изучение истории казачества представляется достаточно актуальным. Хабаровский край, как и весь Дальневосточный регион – особая территория России, требующая участия граждан в вопросах национальной безопасности. Воспитание молодежи края должно быть ориентировано на физическое, психологическое, нравственное развитие личности, формированию долга, служения Родине. Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Хабаровского края: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Программа факультативного курса составлена творческой группой учителей МБОУ кадетской школы № 1имени Ф.Ф. Ушакова на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа данного курса рассчитана на четырехлетнее обучение в основной школе обучающимися 5-8 классов, в рамках факультативных занятий в объеме 136 учебных часов, из расчета 34 часа в год. В программе выдержаны пять стержневых линий: «История казачества Дальнего Востока», «Традиции, культура и быт дальневосточного казачества», «История дальневосточного казачества в лицах», «Возрождение казачьих традиций в современной России и на Дальнем Востоке», «Военно-спортивная подготовка казаков». Однако авторы программы предлагают использовать отдельные модули образовательным учреждениям при реализации регионального компонента в курсе истории, географии, литературы, МХК или изучаться отдельными блоками на уроках при реализации регионального компонента. Данный курс носит междисциплинарный характер и взаимосвязан с такими предметами как: история, литература, мировая художественная культура, география, военная подготовка и физическая культура и рекомендован для учащихся проявляющих интерес к истории казачества, его быту, традициям, ориентирующихся на военную службу. Цель курса Укрепление духовных и нравственных основ казачества, реализация государственной и региональной политики, направленной на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры на основе знаний истории и традиций казаков, их культуры, приобщения к основам казачьей военной службы. Для достижения цели предполагается решить следующие задачи: - приобщить обучающихся к нравственным устоям культуры казачества; - помочь обучающимся раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей казачества; - дать обучающимся твердые ориентиры добра в образцах выдающихся личностей истории казачества; - способствовать развитию интереса к истории своего края; - совершенствовать физическое и психологическое здоровье учащихся; - овладение знаниями, умениями и навыками традиционного казачьего пения, русских традиций и обрядов. - особенности исторического пути Амурского казачества и историческую обусловленность современных общественных процессов; - формирование духа казачества, казачьей доблести; - воспитание у кадет чувства уважения к кадетской школе, гордости за возможность обучаться и воспитываться в его стенах, стремления преумножать его славу; - готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки; - способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно значимых целей; - трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; - развитие способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, православных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов; - формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья; - адаптация молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Формы и методы В планировании учебных занятий сочетаются лекции учителя, экскурсии в музеи, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога. Актуальность и новизна данного курса, предоставляет большие возможности для исследований, диспутов, дискуссий. Курс дает возможность сотрудничества учащихся и педагогов с представителями Уссурийского войскового казачьего общества, для приобщения к культуре казачества и основам казачьей военной службы. Не менее значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Немаловажное значение имеют практические занятия по технике владения оружием, основы самообороны и рукопашного боя и джигитовки. Целесообразно проведение экскурсий в краеведческий музей, в казачьи станицы и школьные музеи в них, посещение православных храмов, духовной семинарии. Занятия могут проводиться на базе государственных архивов и книгохранилищ с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, ученых, краеведов, родителей учащихся. Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории амурского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций амурских казаков. Интерес к курсу отслеживается в стабильной динамике количества обучающихся по данной программе, в форме анкетирования изучается мотивация обучающихся, а также участия в конкурсах, конференциях, слетах казачьей направленности. В планировании учебных занятий Содержание курса Программа «Амурское казачество – оплот России на Дальнем Востоке» рассчитана на 4 года ( 5-8 классы) и реализуется во внеурочной деятельности. Первая часть курса (для учащихся V - VI классов) дает общее представление о казачестве и в значительной мере посвящена изучению истории освоения Дальнего Востока и Хабаровского края амурскими казаками, традиции и семейно-бытовой уклад амурских казаков. Вторая часть программного материала, адресованного учащимся VII - VIII классов, охватывает собственно историю амурского казачества, включая его предысторию и современный этап возрождения Амурского казачьего войска и казачьих традиций. Предлагаемый курс, строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании Программа включает в себя следующие разделы: Кто такие казаки. Казачьи поселения и система их самоуправления Военная служба и организация казачьих войск Форма и вооружение амурских казаков. Православные традиции казачества. Культура физического воспитания казачества Образование Амурского казачьего войска Этапы развития Амурского казачьего войска География походов амурских казаков. Особенности семейно- бытового уклада амурских казаков Духовно-нравственное воспитание детей в казачьих семьях Расселение Амурского казачества. Амурские сплавы. Казачьи станицы на Амуре. Казачество на переломе исторических эпох Амурское казачье войско в русско-китайской войне 1900-1901 гг. Амурское казачье войско в русско-японской войне 1904-1905 гг. Амурское казачье войско в I мировой войне Казаки Дальнего Востока в Февральской революции Казаки Дальнего Востока в гражданской войне Казаки Дальнего Востока в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Казаки Дальнего Востока – наши современники и их вклад в развитие Дальнего Востока Войсковые атаманы Амурского казачьего войска. Возрождение казачьих традиций в современной России и на Дальнем Востоке Служи верно, России и казачеству. 5 класс Введение. Кто такие казаки. Образование Амурского казачьего войска (3 часа) Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Наказы казачества. Символы казачества Дать понятие о главных символах России: флаге, гимне, гербе; познакомить с главными казачьими символами и знаками: знаменем, гимном, нагайкой и шашкой; изучить исторические справки о данных казачьих символах и знаках. Раздел1. Казачьи поселения и система их самоуправления (2 часа) Казачьи станицы. Казачий круг. Заповеди казаков. Раздел 2. Военная служба и организация казачьих войск Форма и вооружение амурских казаков.(4 часа) Казачья форма, атрибутика. Воинские звания Вызвать интерес к воинской службе, казачеству; Старинный ритуал-обряд « Принятие новобранца в ряды казачьего войска»; Разучить гимн Амурского казачества Раздел 3. Культура физического воспитания казачества ( 6 час) Укреплять физическое здоровье учащихся; приучать к дисциплине; развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности. Раздел 4. Православные традиции казачества.( 5 час.) Дать первостепенные сведения о православных праздниках России, познакомить с православными праздниками — Рождество, Масленица, День матери –казачки. Раздел 6 . Особенности семейно- бытового уклада амурских казаков (7 часов) Особенности жизни и быта казаков. Раздел 7. Духовно-нравственное воспитание детей в казачьих семьях( 5 час) Познакомить с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (на примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен). Итоговое занятие ( 2 часа) 6 класс. Раздел 1. Образование Амурского казачьего войска.( 1 час.) Раздел 2. Этапы развития Амурского казачьего войска ( 4 час.) Раздел 3. География походов амурских казаков.(10 час.) Раздел 4. Расселение Амурского казачества. Амурские сплавы.(5 час.) Раздел 5. Казачьи станицы на Амуре. (12 час.) Итоговое занятие 2 часа 7 класс. Раздел 1. Казачество на переломе исторических эпох (2 часа) Раздел 2. Амурское казачье войско в русско-китайской войне 1900-1901 гг. (3часа) Раздел 3. Амурское казачье войско в русско-японской войне 1904-1905 гг. (2 часа) Раздел 4. Амурское казачье войско в I мировой войне. Казаки Дальнего Востока в Февральской революции (3 часа) Раздел 5. Казаки Дальнего Востока в гражданской войне (7часов) Раздел 6. Казаки Дальнего Востока в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.(5 час.) Раздел 7. Войсковые атаманы Амурского казачьего войска.(10 час) Итоговое занятие 2 часа 8 класс Раздел 1. Военно-политические события начала ХХ века как фактор формирования культуры казачества (2 часа) Раздел 2. Возрождение казачьих традиций в современной России и на Дальнем Востоке (14 час.) Раздел 3. Казаки Дальнего Востока – наши современники и их вклад в развитие Дальнего Востока (6 час.) Раздел 4. Служи верно, России и казачеству.(10 час.) Итоговое занятие 2 часа Тематическое планирование 5 класс
Тематическое планирование 6 класс
|