Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 248.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации12.04.2014
Размер248.96 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

кадетская школа №1 имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска

Программа факультативного курса

«Казачество - оплот России на Дальневосточных рубежах»

(для 5-8 классов)c:\documents and settings\ирина дербина\рабочий стол\c2rlbgfub3vuyxmucnuvdxbsb2fkcy85lzgvotgxmtm0otaxmzi5ni5qcgvn.jpg



Утверждена на МО учителей истории и обществознания.

Протокол №1 от 05.09.2012г.

Авторы программы:

Борщеговский Григорий Михайлович – учитель истории

Дербина Ирина Сергеевна - учитель истории обществознания

Насонова Екатерина Афанасьевна - учитель истории обществознания

Прудаева Людмила Ивановна - учитель биологии и географии

Программа факультативного курса

«Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» для 5-8 классов

Пояснительная записка

В настоящее время в России на государственном уровне признано, что духовно-нравственной воспитание – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». В массовом же сознании представление об истории казачества весьма фрагментарно. Это относится как к истории казачества вообще, так и к истории Амурского казачества. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества амурского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. Интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Возрождение казачества в России началось с 1990 года, как общественные организации, а с 2005 года казачьи организации вышли за рамки общественного движения получив государственный статус в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной службе российского казачества» № 154-ФЗ от 05 декабря 2005 г. 30 декабря распоряжением Правительства Хабаровского края № 848-рп была утверждена Концепция развития казачества в Хабаровском крае. Одним из направлений Концепции является военно-патриотическое воспитание молодежи в традициях российского казачества и служения Отечеству. Поэтому изучение истории казачества представляется достаточно актуальным.

Хабаровский край, как и весь Дальневосточный регион – особая территория России, требующая участия граждан в вопросах национальной безопасности. Воспитание молодежи края должно быть ориентировано на физическое, психологическое, нравственное развитие личности, формированию долга, служения Родине.

Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Хабаровского края: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.

Программа факультативного курса составлена творческой группой учителей МБОУ кадетской школы № 1имени Ф.Ф. Ушакова на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Программа данного курса рассчитана на четырехлетнее обучение в основной школе обучающимися 5-8 классов, в рамках факультативных занятий в объеме 136 учебных часов, из расчета 34 часа в год. В программе выдержаны пять стержневых линий: «История казачества Дальнего Востока», «Традиции, культура и быт дальневосточного казачества», «История дальневосточного казачества в лицах», «Возрождение казачьих традиций в современной России и на Дальнем Востоке», «Военно-спортивная подготовка казаков». Однако авторы программы предлагают использовать отдельные модули образовательным учреждениям при реализации регионального компонента в курсе истории, географии, литературы, МХК или изучаться отдельными блоками на уроках при реализации регионального компонента.

Данный курс носит междисциплинарный характер и взаимосвязан с такими предметами как: история, литература, мировая художественная культура, география, военная подготовка и физическая культура и рекомендован для учащихся проявляющих интерес к истории казачества, его быту, традициям, ориентирующихся на военную службу.

Цель курса

Укрепление духовных и нравственных основ казачества, реализация государственной и региональной политики, направленной на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры на основе знаний истории и традиций казаков, их культуры, приобщения к основам казачьей военной службы.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

- приобщить обучающихся к нравственным устоям культуры казачества;

- помочь обучающимся раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей казачества;

- дать обучающимся твердые ориентиры добра в образцах выдающихся личностей истории казачества;

- способствовать развитию интереса к истории своего края;

- совершенствовать физическое и психологическое здоровье учащихся;

- овладение знаниями, умениями и навыками традиционного казачьего пения, русских традиций и обрядов.

- особенности исторического пути Амурского казачества и историческую обусловленность современных общественных процессов;

- формирование духа казачества, казачьей доблести;

- воспитание у кадет чувства уважения к кадетской школе, гордости за возможность обучаться и воспитываться в его стенах, стремления преумножать его славу;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно значимых целей;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- развитие способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, православных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов;

- формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья;

- адаптация молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Формы и методы

В планировании учебных занятий сочетаются лекции учителя, экскурсии в музеи, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога. Актуальность и новизна данного курса, предоставляет большие возможности для исследований, диспутов, дискуссий. Курс дает возможность сотрудничества учащихся и педагогов с представителями Уссурийского войскового казачьего общества, для приобщения к культуре казачества и основам казачьей военной службы. Не менее значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Немаловажное значение имеют практические занятия по технике владения оружием, основы самообороны и рукопашного боя и джигитовки.

Целесообразно проведение экскурсий в краеведческий музей, в казачьи станицы и школьные музеи в них, посещение православных храмов, духовной семинарии. Занятия могут проводиться на базе государственных архивов и книгохранилищ с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, ученых, краеведов, родителей учащихся.

Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории амурского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций амурских казаков.

Интерес к курсу отслеживается в стабильной динамике количества обучающихся по данной программе, в форме анкетирования изучается мотивация обучающихся, а также участия в конкурсах, конференциях, слетах казачьей направленности.

В планировании учебных занятий

Содержание курса

Программа «Амурское казачество – оплот России на Дальнем Востоке» рассчитана на 4 года ( 5-8 классы) и реализуется во внеурочной деятельности. Первая часть курса (для учащихся V - VI классов) дает общее представление о казачестве и в значительной мере посвящена изучению истории освоения Дальнего Востока и Хабаровского края амурскими казаками, традиции и семейно-бытовой уклад амурских казаков. Вторая часть программного материала, адресованного учащимся VII - VIII классов, охватывает собственно историю амурского казачества, включая его предысторию и современный этап возрождения Амурского казачьего войска и казачьих традиций. Предлагаемый курс, строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании

Программа включает в себя следующие разделы:

Кто такие казаки.

Казачьи поселения и система их самоуправления

Военная служба и организация казачьих войск

Форма и вооружение амурских казаков.

Православные традиции казачества.

Культура физического воспитания казачества

Образование Амурского казачьего войска

Этапы развития Амурского казачьего войска

География походов амурских казаков.

Особенности семейно- бытового уклада амурских казаков

Духовно-нравственное воспитание детей в казачьих семьях

Расселение Амурского казачества. Амурские сплавы.

Казачьи станицы на Амуре.

Казачество на переломе исторических эпох

Амурское казачье войско в русско-китайской войне 1900-1901 гг.

Амурское казачье войско в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Амурское казачье войско в I мировой войне

Казаки Дальнего Востока в Февральской революции

Казаки Дальнего Востока в гражданской войне

Казаки Дальнего Востока в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Казаки Дальнего Востока – наши современники и их вклад в развитие Дальнего Востока

Войсковые атаманы Амурского казачьего войска.

Возрождение казачьих традиций в современной России и на Дальнем Востоке

Служи верно, России и казачеству.

5 класс

Введение. Кто такие казаки. Образование Амурского казачьего войска (3 часа)

Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Наказы казачества. Символы казачества Дать понятие о главных символах России: флаге, гимне, гербе; познакомить с главными казачьими символами и знаками: знаменем, гимном, нагайкой и шашкой; изучить исторические справки о данных казачьих символах и знаках.

Раздел1. Казачьи поселения и система их самоуправления (2 часа)

Казачьи станицы. Казачий круг. Заповеди казаков.

Раздел 2. Военная служба и организация казачьих войск Форма и вооружение амурских казаков.(4 часа)

Казачья форма, атрибутика. Воинские звания Вызвать интерес к воинской службе, казачеству; Старинный ритуал-обряд « Принятие новобранца в ряды казачьего войска»; Разучить гимн Амурского казачества

Раздел 3. Культура физического воспитания казачества ( 6 час)

Укреплять физическое здоровье учащихся; приучать к дисциплине; развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Раздел 4. Православные традиции казачества.( 5 час.)

Дать первостепенные сведения о православных праздниках России, познакомить с православными праздниками — Рождество, Масленица, День матери –казачки.

Раздел 6 . Особенности семейно- бытового уклада амурских казаков (7 часов)

Особенности жизни и быта казаков.

Раздел 7. Духовно-нравственное воспитание детей в казачьих семьях( 5 час)

Познакомить с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (на примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).

Итоговое занятие ( 2 часа)

6 класс.

Раздел 1. Образование Амурского казачьего войска.( 1 час.)

Раздел 2. Этапы развития Амурского казачьего войска ( 4 час.)

Раздел 3. География походов амурских казаков.(10 час.)

Раздел 4. Расселение Амурского казачества. Амурские сплавы.(5 час.)

Раздел 5. Казачьи станицы на Амуре. (12 час.)

Итоговое занятие 2 часа

7 класс.

Раздел 1. Казачество на переломе исторических эпох (2 часа)

Раздел 2. Амурское казачье войско в русско-китайской войне 1900-1901 гг.

(3часа)

Раздел 3. Амурское казачье войско в русско-японской войне 1904-1905 гг.

(2 часа)

Раздел 4. Амурское казачье войско в I мировой войне. Казаки Дальнего Востока в Февральской революции (3 часа)

Раздел 5. Казаки Дальнего Востока в гражданской войне (7часов)

Раздел 6. Казаки Дальнего Востока в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.(5 час.)

Раздел 7. Войсковые атаманы Амурского казачьего войска.(10 час)

Итоговое занятие 2 часа

8 класс

Раздел 1. Военно-политические события начала ХХ века как фактор формирования культуры казачества (2 часа)

Раздел 2. Возрождение казачьих традиций в современной России и на Дальнем Востоке (14 час.)

Раздел 3. Казаки Дальнего Востока – наши современники и их вклад в развитие Дальнего Востока (6 час.)

Раздел 4. Служи верно, России и казачеству.(10 час.)

Итоговое занятие 2 часа

Тематическое планирование 5 класс

Наименование разделов и тем

Всего учебных часов

Теория

Практика

Виды учебных занятий

Введение.

3










Кто такие казаки. Наказы казачества. Символы казачества




1

1

Вводная лекция. Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско.

Знакомство с главными казачьими символами.

Создание презентаций

Образование Амурского казачьего войска . Уссурийского




1




Занятие-беседа. Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества

Раздел 1. Казачьи поселения и система их самоуправления

2










Тема 1. Казачье жилище, двор, хозяйство.




1




Виртуальная экскурсия в казачью станицу

Тема 2. Казачий круг. Казачьи заповеди. Роль атамана.







1

Знакомство с казачьими заповедями, обсуждение и понимание их содержания.


Раздел 2. Военная служба и организация казачьих войск

4










Тема 1. Организация казачьих войск . Воинские звания казаков.




1




Беседа с использованием интерактивных элементов.

Разучивание гимна Амурских казаков

Тема 2. Форма и вооружение амурских казаков. Конь в военной жизни казака.




1




Встреча с казачьим атаманом, представителями казачества

Тема 3. Военная служба казаков







1

Старинный ритуал-обряд « Принятие новобранца в ряды казачьего войска»;

Ролевая игра

Тема 4. Подготовка будущих защитников России и казачества.







1

Казачьи подвижные игры с военной тематикой

Раздел 3.Культура физического и трудового воспитания казачества


6










Тема 1.Значение труда для казачьей семьи.




1

1

Беседа о древних и современных ремеслах казаков. Мастер-класс.

Изготовление простейших изделий казачьего быта

Тема 2.В здоровом теле – здоровый дух.




1

1

Круглый стол о значении физического здоровья для казака. Спортивные игры казачат. Особенности военных тренировок

(шашки, нагайка, копье)


Тема 3.Казаки – богатыри и защитники земли русской.




2




Составление альбома, презентации о спортивных достижениях казаков прошлого и современников.

Раздел 4. Православные традиции казачества.

Тема 1.Держись православия – веры наших предков

,


5

1




Вводная лекция. Работа с текстами, документами

Православные традиции Амурского казачества.

Православные праздники.

Тема 2. Изучение православных традиций в казачьих семьях







1

Встреча с представителями казачества.

Тема 3 Православные храмы г.Хабаровска. Правила поведения в храме.




1

2

Посещение храма

Раздел 5 Особенности семейно- бытового уклада амурских казаков

Тема 1. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре казаков.

7

1




Беседа, обсуждение видеофрагмента о жизни казаков.

Тема 2.Семья –самое близкое окружение человека. Распределение обязанностей в казачьей семье




1

1

Чтение отрывков из литературных произведений , где описание казачьей семьи, отношения взрослых и детей.

Встреча с представителем казачества


Тема 3. Обустройство казачьего дома





1

1

Групповая работа о быте амурских казаков, изучение фотографий, документов.

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 4.Казачий фольклор




1

1

Изучение казачьих пословиц, поговорок, казачьих песен.

Выступление ансамбля «Млада» с казачьими песнями.

Итоговое занятие.







2

Фольклорный праздник

«Казачьи посиделки»

Викторина

Жилище и быт амурских казаков. Итоговое занятие

Тематическое планирование 6 класс

Наименование разделов и тем

Всего учебных часов

Теория

Практика

Виды учебных занятий

Введение. Образование Амурского казачьего войска.

Тема 1. У истоков будущего войска

1

1




Вводная лекция. Составление кластера

Раздел1. Этапы развития Амурского казачьего войска

Тема1.Создание и становление войска.

4

1




Изучение документов.

Групповое занятие

Тема 2. Порядок службы амурских казаков. Заповеди амурских казаков-воинов.




1




Обсуждение заповедей

Тема 3 . Атрибуты Амурских и Уссурийских казачьих войск. Войсковые знаки.




1




Изучение символики амурского казачества.

Создание презентаций

Тема 4.Выдающиеся атаманы амурского и уссурийского казачества













Раздел 2.География походов амурских казаков. Освоение Приамурья казаками.


10










Тема 1. Петр Бекетов и его вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока. Основание Якутска




1




Поиск необходимой информации для исследовательской работы

по теме

Тема 2. Походы Ивана Москвитина. Выход русских на побережье Охотского моря.





1




Изучение документов,

Тема 3 Походы Василия Пояркова.

Освоение Приамурья русскими.




1







Тема 4. Походы Ерофея Хабарова. Основание Албазинской крепости и острогов в Приамурье.




1

1

Обозначение походов землепроходцев на географических картах, создание презентаций

Тема 5. Вклад Онуфрия Степанова в освоение Приамурья. Распространение православия в Приамурье. Основание Албазинского воеводства




1







Тема 6 Н.Н.Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, инициатор казачьей колонизации на восток.




1




Театрализованный урок

Тема 8 Освоение Приамурья казаками







2

Экскурсия в краеведческий музей имени Н.И. Гродекова.

Тема 9 Итоговое занятие по теме

«Походы амурских казаков»







1

Викторина. Защита проектов

Раздел 3. Расселение Амурского казачества. Амурские сплавы

Тема 1.Первые казачьи посты на Амуре. Роль М.С.Корсакова в освоении среднего Амура


5

1




Интерактивое занятие

Тема 2 Освоение Приамурья солдатами 13-го и 14-го линейных батальонов. Основание Хабаровска




1







Тема 3 Амурские сплавы 1855-1858 гг.




1

1

Изучение путевых набросков Л.П. Волкова, казаков-переселенцев.

Тема 4.Имя в истории.

Выдающиеся казачьи атаманы, участвующие в освоении Приамурья. «Казачий поэт» Волков Леонид Петрович





1




Защита проектов.

Раздел 4. . Казачьи станицы на Амуре.

Тема 1. Станичники. Жизнь и быт казаков в станицах верхнего и среднего Амура.


12

2







Тема 2. Заселение реки Уссури. Организация пограничных постов .




2








Тема 3. Образование казачьих станиц на нижнем Амуре. Амурский хлеб




2







Тема 4.Самоуправление в казачьих станицах. Станичный сход, суд. Роль станичного атамана в самоуправлении




1







Тема 5 «Нет уз святее товарищества». Законы амурских казаков. Церковная жизнь амурских казаков.




1







Тема 6 Воспитание детей в казачьих семьях амурских казаков




1







Тема 7. Обычаи и традиции амурских казаков.




1







Тема 8. Народное просвещение в Амурском казачьем войске. Хабаровский кадетский корпус




1







Тема 9 Устное народное творчество амурских казаков







1

Выступление ансамбля «Млада», конкурс чтецов

Итоговое занятие







2

Казачий фольклорный праздник
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск