Скачать 291.28 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН Утверждена решением педсовета Протокол № 1 от 30 августа 2011г Председатель педагогического совета Н.В.Николенко программа «Школьный музей» Возраст участников:11-17 лет Программа рассчитана на 1 год Автор: Сердюцкая Е.Ю., руководитель школьного музея МБОУ СОШ № 4 МО Тимашевский район Тимашевск, 2013г. Содержание 1. Паспорт программы…………………………………………………………....3 2. Введение………………………………………………………………………..4 3. Цели и задачи программы……………………………………………………..5 4. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………...6 5. Социальные функции школьного музея……………………………………...6 6. Принципы работы школьного музея……………………………………….....7 7. Формы работы в школьном музее………………………………………….....7 8. Перечень мероприятий и работ по реализации программы «Школьный музей»………………………………………………………………8 9. Содержание программы…………………………………………………….....9 10.Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»…………....10 11. Программа курса «Школьный музей»……………………………………..12 12. Ожидаемые результаты……………………………………………………..16 13. Список литературы…………………………………………………………………….....17 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Мкр. Сахарный завод, тел.8(86130)40408, факс: 8(86130)54502
Пояснительная записка. Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создан по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисковой и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной школы, школьный музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. Цели и задачи Целью данной программы является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи: -активация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала; -поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина; - углубленное изучение и использование во всех формах работы музеев муниципальных образовательных учреждений современных информационных технологий; - организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней; -выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов; -повышение статуса педагога, работающего в школьном музее, рапространение передового опыта и повышение профессионального мастерства. -укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и кубанской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам. Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования, в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности. Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. |