МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Каргасокский район»
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ КАРГАСОКСКОГО РАЙОНА
07.06.2013 № 154 с.Каргасок Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования в Каргасокском районе в 2013 году В соответствии с постановлением Администрации Томской области от 18.03.2013 № 94а «О комплексе мер по модернизации общего образования Томской области в 2013 году и на период до 2020 года» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить:
Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Каргасокском районе в 2013 году согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;
План-график повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений муниципального образования «Каргасокский район» согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;
План-график реализации мероприятий по модернизации муниципальной системы общего образования в 2013 году по кварталам согласно приложению № 3 к настоящему постановлению;
План реализации комплекса мер по модернизации общего образования муниципального образования "Каргасокский район" в 2013 году согласно приложению № 4 к настоящему постановлению.
2. Разместить настоящее постановление на сайте Администрации Каргасокского района в сети Интернет.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
О.В. Фокина
2-35-05 Утвержден
постановлением Администрации Каргасокского района
от 07.06.2013 № 154
Приложение № 1 Комплекс мер по модернизации системы
общего образования в Каргасокском районе в 2013 году Раздел 1 «Анализ реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Каргасокского района в 2011-2012 годах».
Текущее состояние системы общего образования Каргасокского района по состоянию на декабрь 2012 года.
Текущее состояние системы общего образования в Каргасокском районе определяется региональной политикой развития образования в рамках реализации задач, определённых Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», а также приоритетными направлениями развития образования, заданными Планом действий по модернизации общего образования Томской области на период 2011-2015 годов, постановлением Администрации Каргасокского района от 05.04.2012 года №53 «О Комплексе мер по модернизации системы общего образования Каргасокского района в 2012 году».
Муниципальная система общего образования Каргасокского района по состоянию на декабрь 2012 года представлена следующими характеристиками:
- количество дневных муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений (далее – МБОУ) – 3;
- количество дневных муниципальных казённых общеобразовательных учреждений (далее – МКОУ) – 17, из них малокомплектных школ (далее – МКШ) – 16;
- численность обучающихся в дневных муниципальных общеобразовательных учреждениях – 2721 человек, в 2011 году – 2723 человека;
- доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс в условиях, соответствующих современным требованиям – 83,7% (в 2011 году – 86,3%);
- средняя наполняемость классов – 13,84 (в 2011 году – 11,7), из них в малокомплектных школах – 7,2 (в 2011 году – 5,9);
- доля общеобразовательных учреждений, применяющих дистанционные образовательные технологии при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования (МКОУ «Вертикосская СОШ», МБОУ КСОШ № 1, МБОУ КСОШ № 2, МКОУ Новоюгинская СОШ, МКОУ Павловская ООШ, МКОУ Сосновская ООШ) – 30% (в 2011 году – 15%);
- количество обучающихся школ на 1 компьютер (всего) – 5,6 человек (в 2011 году – 6,01); учитывая машины, используемые только в учебных целях – 8,2 человека (в 2011 году – 10,2); из них: на работающих под управлением свободного программного обеспечения – 24,1 человек (9 школ); количество интерактивных досок – 61 (в 2011 году – 39);
- доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), – 63,8% (в 2011 году – 33,7%);
- средняя заработная плата учителей за 2012 год – 29 402 рубля (в 2011 году – 24117);
- средний возраст учителей – 46 лет (в 2011 году – 49);
- доля учителей в возрасте до 35 лет – 29,5 % (в 2011 году – 23,8%);
- среднестатистический тестовый балл Единого Государственного экзамена (далее – ЕГЭ) выпускников Каргасокского района в 2012 году – 56,34 (по Томской области 53,31; по Российской Федерации – 53,4), в 2011 году – 53,88 (по Томской области – 55,18; по Российской Федерации – 54,28).
При этом выпускниками общеобразовательных учреждений Каргасокского района в 2012 году продемонстрированы более высокие результаты. Среднестатистический тестовый балл выпускников Каргасокского района – 56,34%, что превышает региональный показатель (53,31%) на 3,03%, российский (53,4%) – на 2,94%. Средний тестовый балл участников ЕГЭ выше регионального по русскому языку, математике, обществознанию, географии, истории; по физике – на уровне регионального; по литературе, биологии, информатике, английскому языку, химии – ниже. Впервые в районе получили по русскому языку 100 баллов два выпускника МБОУ КСОШ №1. Награждены золотыми медалями «За особые успехи в учении» девять выпускников, серебряными медалями – четыре выпускника (в 2011 году: золотыми – 3, серебряными – 3).
На территории Каргасокского района существуют факторы, объективно снижающие уровень эффективности процессов модернизации системы общего образования, прежде всего, повышения качества образования, к которым относятся:
значительное количество малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений (80%) и территориально отдаленных общеобразовательных учреждений (70%) от общего количества общеобразовательных учреждений, с обучением в них детей (24%) от общего количества обучающихся;
недостаточные количественные и качественные характеристики педагогических и управленческих кадров.
Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии за 2011-2012 годы.
Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на модернизацию муниципальной системы общего образования в Каргасокском районе на конец 2011, 2012 годов представлены в таблицах 1,2. Таблица 1
Значения показателей результативности предоставления субсидии Каргасокского района на конец 2011 года
№ п/п
| Наименование показателя результативности предоставления субсидии
| Значение показателя результативности предоставления субсидии
|
|
| План
| Факт
| 1.
| Абсолютное значение среднемесячной заработной платы учителей муниципальных образовательных учреждений (в рублях)
| 28508,00
| 28525,00
| 2.
| Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)
| 10,70
| 11,13
| 2.1.
| Начальное общее образование (проценты)
| 26,00
| 26,60
| 2.2.
| Основное общее образование (проценты)
| 0
| 0
| 2.3.
| Среднее (полное) общее образование (проценты)
| 0
| 0
| 3.
| Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
| 17,00
| 21,70
| 4.
| Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты)
| 33,00
| 33,70
| 5.
| Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
| 5,00
| 10,00
| 6.
| Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
| положительная
| положительная
| Таблица 2
Значения показателей результативности предоставления субсидии Каргасокского района на конец 2012 года
п/п
| Наименование показателя результативности предоставления субсидии
| Значение показателя результативности предоставления субсидии
| План
| Факт
| 1.
| Абсолютное значение среднемесячной заработной платы учителей муниципальных образовательных учреждений (в рублях)
| 33709,00
| 33651,7 (за 4 квартал, в том числе декабрь 36721,00)
| 2.
| Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)
| 18,90
| 21,50
| 2.1.
| Начальное общее образование (проценты)
| 46,30
| 51,13
| 2.2.
| Основное общее образование (проценты)
| 0
| 0
| 2.3.
| Среднее (полное) общее образование (проценты)
| 0
| 0
| 3.
| Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
| 34,80
| 46,60
| 4,
| Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты)
| 51,00
| 63,80
| 5.
| Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
| 25,00
| 30,00
| 6.
| Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
| положительная
| положительная
|
Данные таблиц 1 и 2 указывают на то, что Каргасокским районом в 2011-2012 годах были достигнуты плановые значения показателей результативности предоставления субсидии.
Стартовым фактором реализации проекта модернизации системы общего образования в Каргасокском районе стало участие в мероприятиях Комплексного проекта модернизации образования. В ходе реализации Комплексного проекта модернизации образования за 2008-2009 годы система нормативного финансирования претерпела существенные качественные изменения, обеспечив переход всех школ на подушевое финансирование с приростом бюджетных средств, направленных в учреждения.
В системе образования внедрена новая система оплаты труда, утверждённая региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. На уровне образовательных учреждений отработаны модели распределения стимулирующей части фонда оплаты труда с учётом поставленных задач по достижению качества образования, приняты локальные акты, учитывающие сложность, напряжённость, высокие результаты и качество выполняемых работ. Введена двухуровневая модель стимулирования: региональный уровень обеспечивает создание централизованного стимулирующего фонда и условия распределения между муниципалитетами; на районном уровне производится оценка результатов деятельности школ и фактическое распределение средств между школами. Введены дифференцированные нормативы в зависимости от группы школ, что позволяет обеспечить финансирование малокомплектных и начальных школ. При новой системе оплаты труда выросла и средняя заработная плата работников школ.
Основным показателем развития образования является удовлетворённость участников образовательного процесса – работников образовательных учреждений, учащихся, воспитанников, родителей – результатами образования, его качеством. В связи с этим отработана система контроля и оценки качества образования, обеспечивающая объективность и гласность оценки результатов работы образовательных учреждений, что вызвано необходимостью введения показателей качества образования в систему распределения бюджетных ресурсов, выделяемых образовательным учреждениям. Проводится ориентация на повышение эффективности условий функционирования образовательных учреждений, обеспечение открытости информации о состоянии и результатах их работы. Значимым направлением здесь является полномасштабное введение показателей результатов ЕГЭ в 11 классах, ГИА (далее – Государственная итоговая аттестация) в 9 классах, регионального мониторинга качества образования в систему оценивания школ, в системы аттестации педагогических и управленческих кадров, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, в систему государственного контроля и надзора за исполнением нормативов государственных образовательных стандартов. И главный показатель – удельный вес выпускников, получивших в ходе независимой итоговой аттестации высокие баллы.
Общие итоги выполнения экзаменационных работ выпускников 9 классов таковы: результативность по русскому языку составила 98,6% (в 2011 году 86,5%) при качественном показателе 74,75% (в 2011 году – 39,3%). По математике 87,02% (в 2011 году 88%) выпускников справились с экзаменационными работами при качественном показателе 27,6% (в 2011 году 44,5%). Таким образом, показатели качества обученности по русскому языку по сравнению с 2011 годом значительно улучшились, по математике - стали ниже.
Обязательные экзамены по русскому языку и математике сдавали 165 выпускников. Впервые получили по русскому языку 100 баллов два выпускника МБОУ КСОШ №1. Уровень усвоения выпускниками дневных школ общеобразовательных программ среднего общего образования по русскому языку и математике (с учётом пересдачи) составил 100%, что выше регионального и всероссийского уровней.
Освоение выпускниками основных общеобразовательных программ предметов по выбору: литература, география, английский язык, обществознание, история, информатика – 100%, биология – 96,9%, химия – 96,5%, физика – 97,14%. Все показатели выше всероссийских и областных.
Среднестатистический тестовый балл выпускников Каргасокского района – 56,34%, что превышает региональный показатель (53,31%) на 3,03%, российский (53,4%) – на 2,94%. Средний тестовый балл участников ЕГЭ выше регионального по русскому языку, математике, обществознанию, географии, истории; по физике – на уровне регионального; по литературе, биологии, информатике, английскому языку, химии – ниже.
Получили аттестаты с хорошими и отличными оценками 39,1% выпускников, в 2011 году – 29,5%. Награждены золотыми медалями «За особые успехи в учении» 9 выпускников, серебряными медалями – 4 выпускника.
В целом, рассматривая общие результаты уровня обученности обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Каргасокского района, можно констатировать, что на протяжении последних четырёх лет общая успеваемость (т.е. доля обучающихся, окончивших год без «2») в 2012 году является самой высокой и составляет 96,8%. Наибольший результат достигнут и в качественной успеваемости – 40,7% (т.е. это доля обучающихся, окончивших учебный год на «4» и «5»).
Из 20 общеобразовательных учреждений 19 учреждений (95%) принимают участие в региональном мониторинге качества образования.
Заметным вкладом в повышение качества и доступности общего образования становятся и мероприятия, осуществляемые Управлением образования, опеки и попечительства муниципального образования «Каргаскский район», Администрацией Каргаскокого района по социализации молодого поколения, активного включения детей в различные формы общественной жизни. Оказывается содействие в питании детей в учреждениях, обеспечивается образование детей с ограниченными возможностями здоровья, организуется летний отдых и оздоровление детей, профилактика детской безнадзорности.
В районе выстроена система поиска и поддержки талантливых детей: организовано олимпиадное движение, система конкурсов, конференций, соревнований, смотров, выставок, фестивалей. Обучающиеся школ принимают активное участие в заочных и дистанционных мероприятиях. Традиционно выплачивается стипендия Главы Каргасокского района для школьников за особые заслуги в учебной деятельности.
Работа с талантливыми детьми, затрагивающая организационные, кадровые, нормативно-правовые, материально-технические, стимулирующие, информационные, научно-методические ресурсы, направлена на выявление, поддержку и развитие школьников на всех уровнях: школьном, муниципальном, региональном. Комплекс ежегодных мероприятий позволяет выявить одарённых детей района. Одной из массовых форм выявления и поддержки талантливых детей является Всероссийская олимпиада школьников. Она способствует выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, творческому труду в разных областях научной и практической деятельности. Доля обучающихся, принимающих участие в олимпиадах школьного, муниципального и регионального уровней, стабильна: 50%, 25% и 0,7% соответственно. Доля победителей и призёров муниципального уровня: 24% (2010 год), 56% (2011 год), 45% (2012 год).
Продолжается работа по оптимизации сети образовательных учреждений: это реструктуризация сети с ремонтно-восстановительными работами и новым строительством с приведением в соответствие с современными требованиями условий образовательного процесса. 1 сентября 2012 года сдано в эксплуатацию новое двухэтажное кирпичное здание МКОУ Новоюгинская СОШ; завершён капитальный ремонт здания МКОУ Староюгинская ООШ; здания пищеблока МКОУ Павловская ООШ и МБОУ Каргасокская СОШ №2; переоборудовано кирпичное здание в с. Мыльджино под зал для спортивных занятий. Начат капитальный ремонт здания МКОУ Средневасюганская СОШ. Заменены оконные блоки в МБОУ Нововасюганская и МКОУ Сосновская ООШ. Между Администрацией района и ООО «Газпром трансгаз Томск» выполнено соглашение о сотрудничестве по ремонту и оснащению школьных столовых оборудованием и мебелью на 2009-2011 годы. Произошло слияние муниципального дошкольного образовательного учреждения Усть-Тымский детский сад № 14 «Елочка» и МКОУ Усть-Тымская ООШ, муниципального дошкольного образовательного учреждения Староюгинский детский сад № 13 и муниципального казённого общеобразовательного учреждения Староюгинская основная общеобразовательная школа с открытием на базе школ дошкольных групп сокращённого дня. МОУ Напасская СОШ и МОУ Усть-Тымская СОШ поменяли статус и стали МКОУ Напасская ООШ и МКОУ Усть-Тымская ООШ. В соответствии с решением Думы Каргасокского района от 19.04.2012 года №134 «Об утверждении плана мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений Каргасокского района на 2012 год» МКОУ Каргасокская вечерняя (сменная) школа реорганизована в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2. С 01.01.2012 года получили статус бюджетных учреждений 3 школы (15%) (МБОУ КСОШ №1, МБОУ КСОШ №2, МБОУ «Нововасюганская СОШ»), казённых – 17 школ (85%), в том числе 16 – малокомплектных.
Деятельность УООиП и Администрации Каргасокского района по оптимизации сети образовательных учреждений Каргасокского района носит долгосрочный характер не только в связи с демографическими процессами, территориальными особенностями размещения и миграции трудовых ресурсов, но и в связи с запросами населения на новые образовательные услуги, хорошую учебно-материальную базу и комфортные условия для получения образования.
Но проблемой в вопросе реструктуризации сети образовательных учреждений Каргасокского района остаётся большое количество малокомплектных школ, их 16 из 20 (80%), при этом удельный вес детей, обучающихся в этих учреждениях, составляет всего 24 % от всех учащихся Каргасокского района, средний показатель наполняемости классов низкий – 7,2. Возможности оптимизации сокращаются, и в перспективе основным фактором оптимизации расходов будут являться мероприятия внутреннего характера (учебные планы, кадры, дистанционные технологии).
В районе отрабатываются и внедряются разнообразные формы сетевого взаимодействия образовательных учреждений и социального партнёрства внутри системы образования, а также в её внешнем окружении. Участие школ района составляет 49,7 % (МКОУ «Вертикосская СОШ» (через социально-культурный центр), МБОУ КСОШ № 1 (через ресурсно-внедренческий центр инноваций), МБОУ КСОШ № 2 (через дистанцинные олимпиады), МКОУ Павловская ООШ, МКОУ Сосновская ООШ, МКОУ Новоюгинская СОШ, МКОУ Киевская ООШ, МКОУ Нёготская ООШ, НОШ пос. 5 км, МКОУ Староюгинская ООШ). Продолжается работа по информационной открытости системы образования. Осуществлена 100 % обеспеченность общеобразовательных учреждений сайтами, отрабатывается практика представления открытых информационно-аналитических докладов (публичная отчётность) и на сайтах учреждений, и в аудиториях перед родителями и заинтересованной общественностью. Во всех учреждениях работают Управляющие советы, в том числе принимают участие в распределении стимулирующих выплат педагогическим работникам. Внедрены технологии электронного документооборота (МБОУ КСОШ № 1, МБОУ КСОШ № 2, МКОУ Вертикосская СОШ, МКОУ Павловская ООШ, МКОУ Тымская ООШ). Всего на электронный документооборот в настоящее время переведено 66 классов – комплектов, или 977 обучающихся. Реализуются сетевые проекты и программы на базе высших учебных заведений по реализации образовательных программ среднего (полного) общего образования, ориентированных на развитие одаренности, дистанционного профильного обучения – Томский государственный университет.
Развивается система реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 30% общеобразовательных учреждений принимают участие в проектах и программах реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Учебные занятия для 100% детей-инвалидов проводятся общеобразовательными учреждениями на дому с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Формирование кадрового потенциала для успешной реализации проекта развивается по нескольким направлениям: через систему повышения квалификации по новому содержанию образования (Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения), используя различные активные формы обучения, в том числе дистанционные; через новую форму аттестации педагогических кадров; через привлечение для работы в системе образования молодых специалистов. За период с 01.09.2010 года по 01.09.2012 года в систему образования Каргасокского района прибыло 25 молодых специалистов (5,6% от общего количества педагогических работников).
Одно из приоритетных направлений – обеспечение комплексной безопасности учреждений, представляющих собой систему мер и мероприятий. В целях повышения уровня противопожарной и электробезопасности в учреждениях регулярно проводится обучение обучающихся, воспитанников и педагогических работников. По графику проверяется состояние огнезащитной обработки конструкций. В 2011 году на пропитку огнезащитным раствором чердачных помещений израсходовано 268088,19 рублей (УООиП, МБОУ ДОД Каргасокский ДДТ, МБОУ ДОД КДЮСШ, МБОУ КСОШ №1, МБДОУ д/с №27 «Алёнушка», МБДОУ д/с №34 «Берёзка», СОК «Кедр»). В 2011 году установлена система видеонаблюдения в интернате «Ровесник» и МБОУ КСОШ №1. В целях профилактики травматизма в 2011 году 17 учреждений прошли аттестацию рабочих мест по условиям труда на общую сумму 695200 рублей. Данная работа будет продолжена.
По обеспечению безопасности дорожного движения данные по 2011 году приведены в таблице:
| Наименование мероприятия
| Объём финансирования (рублей)
| В том числе из областного бюджета
| 1
| В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Томской области»
| Обустройство площадки для организации работы с детьми по безопасности дорожного движения
| 55000
| 45000
| Организация деятельности общественных организаций и отряда юных инспекторов движения
| 30000
| -
| 2
| В рамках программы «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на территории Томской области»
| Приобретение и распространение светоотражающей продукции
| 20000
| -
|
| ИТОГО
| 105000
| 45000
| |