«Согласовано»
Руководитель ТГ
_______/Албутова Ю.В./
Протокол №___ от
«___» _______ 2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______/Корнева Н.И./
«___» _______ 2013 г.
| «Утверждаю»
Директор школы
_____/Кузовова Н.И./
Приказ № ____ от
«___» _______ 2013 г.
| Рабочая программа
По истории курс «Россия и мир»
в X классе на 2013-2014 учебный год
учителя истории высшей квалификационной категории
МОУ « Тумской средней общеобразовательной школы №3»
Албутовой Юлии Владимировны.
Статус документа
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы по истории.
Выбор примерной программы мотивирован тем, что она
• соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по истории
• построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
• способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
• обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
• сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
• пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения по данному предмету в основной школе, требования к результатам обучения и освоении курса, раскрываются особенности содержания курса по истории на этой ступени образования, описываются структура курса по истории и последовательность изложения материала, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане, оснащенность учебной деятельности;
• содержание курса по истории, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на их изучение;
• календарно – тематическое планирование.
Пояснительная записка
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Планирование по истории в 10-11 классах составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программе среднего (полного) общего образования по истории. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (12% от общего объема учебных часов). Пользуясь примерной программой, учитель самостоятельно структурирует учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных ею, определяя последовательность изучения этого материала.
Программа рассчитана на 70 годовых часов на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 10 классе. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Структура программы соответствует структуре учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта (издательство «Просвещение», 2005).
Цель изучения курса Россия и мир состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторства источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использую для аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнеси своих действий и поступков окружающих с историческими формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторического сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
• Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
• Уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
• определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты; Характеристика содержания основного общего образования по истории
Отбор учебного материала для содержания рабочей программы по истории среднего (полного) общего образования школы осуществлялась с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 10-11 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного педмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования предусматривает изучение в 10-11 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей
• Рабочая программа рассчитана на изучение курса в течение 42 часов учебного времени за год. Количество учебных часов в неделю – 2. Учебно-методический комплект курса
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009
2. Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010.
Содержание программы
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической: науки. Исторический источник. Проблема подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Проблема прогресса в истории. Принципы периодизации ис¬торического процесса.
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Тип урока
| Содержание урока
| Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (5 ч.)
| 1
| Введение. История и исторический процесс.
| 1
| 03.09.10
| Изучения нового.
| Понятие истории, пространство всемирной истории, исторический процесс, факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории, различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса
| 2.
| История и познание истории
| 1
| 05.09.10
| Комбинированный
| Социальное познание и историческая наука, историческое событие и исторический факт, понятие об исторических источниках, виды источников, понятие и термины исторической науки, различные подходы к теоретико-методологическому осмыслению исторического процесса, формационный подход к истории, цивилизационный подход к истории, школа «Анналов», социальная история, смысл истории.
| 3-5
| История в век глобализации
| 3
| 10.09.10
12.09.10
17.09.10
| Комбинированный
|
| Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (9 ч.)
| 6
| От первобытности к цивилизации.
| 1
| 19.09.10
| Комбинированный
| Предцивилизационная стадия истории человечества, антропогенез, научные представления о формировании человека современного типа, периодизация предцивилизационной стадии развития человечества, проблемы социогенеза, праобщина, родовая община, неолитическая революция и ее историческое значение.
| 7-8
| Древний Восток
| 2
| 24.09.10
26.09.10
| Комбинированный
| Архаичные цивилизации Древнего Востока, роль великих рек в формировании цивилизаций, современные представления о факторах и формах возникновения государства, вождества, восточная деспотия и ее роль в
древневосточных цивилизациях, общество: социальная структура и социальные нормы
| 9-10
| Античные цивилизации Средиземноморья
| 2
| 01.10.10
03.10.10
| Комбинированный
| Зарождение античной цивилизации, от «темных веков» к классической Греции, античный полис: расцвет и кризис, эллинизм, цивилизация Древнего Рима в VIII – I вв. до н.э., Римская империя: расцвет, кризис, падение.
| 11-12
| Древнейшая история нашей Родины
| 2
| 08.10.10
10.10.10
| Комбинированный
| Древние люди на территории нашей страны, греческая колонизация Причерноморья, Скифское государство, восточные славяне, тюркские народы и государства на территории нашей страны, норманны – варяги - Русь
| 13
| Духовный мир древних обществ
| 1
| 15.10.10
| Комбинированный
| Мифологическая картина мира, космогонические, антропологические, теогонические мифы; мифы о культурных героях, представления об осевом времени, буддийская духовная традиция, иудейская духовная традиция, христианская духовная традиция, религии спасения, формирование научного мышления в древности.
| 14
| Историческое наследие древних цивилизаций
| 1
| 17.10.10
| Комбинированный
| Древность: трудности понимания, единство мира древних цивилизаций, шумерская модель мира, полис: три идеи для человечества, римское право, власти идеи и страсть к истине, алфавит и письменность, египетская медицина, математика, астрономия, художественные ценности древних цивилизаций
| Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (20 ч.)
| 15 –17
| Средневековая цивилизация Европы
| 3
| 22.10.10
24.10.10
05.11.10
| Комбинированный
| Сущность и периодизация европейского средневековья, переход к средневековью, синтез позднеантичного и варварского укладов, государство франков, империя Карла Великого, средневековье и феодализм: соотношение понятий, сеньориальный строй, феод, община, города в средневековом обществе, социальная структура, сословное общество, этапы развития средневекового государства, сословно-представительная монархия, централизация и полицентризм, государство и церковь, политическая роль папства, христианская цивилизация, роль религии и церкви в средневековом обществе, европейское общество в XIV – XV вв.
| 18 –19
| Византийская империя и арабский халифат в средние века
| 2
| 07.11.10
12.11.10
| Комбинированный
| Особенности территориальной и этнической культуры, роль государства в византийской истории, православная церковь в византийском обществе;
Возникновении е ислама, роль ислама в арабо-мусульманском средневековом обществе, арабских халифат, историческое значение средневековой арабо-мусульманской культуры.
| 20
| Китай, Индия, Япония в средние века
| 1
| 14.11.10
| Комбинированный
| Дискуссия о применимости термина «Средние века» к истории Востока, особенности исторического развития Китая, Индии, Японии в эпоху Средневековья
| 21
| Особенности российского средневековья
| 1
| 19.11.10
| Комбинированный
| Дискуссии и генезисе феодальных отношений на Руси, характер древнерусской государственности, проблемы сословно-представительной монархии, факторы самобытности Руси.
| 22 –23
| Древнерусское государство и общество
| 2
| 21.11.10
26.11.10
| Комбинированный
| Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Эволюционное развитие русских земель в IX – первой половине XII вв. функции княжеской власти в Древнерусском государстве, дружина, народ и власть, народное ополчение.
| 24- 25
| Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства
| 2
| 28.11.10
03.12.10
| Комбинированный
| Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Русь Литовская.
| 26 –27
| Особенности процесс объединения русских земель
| 2
| 05.12.10
10.12.10
| Комбинированный
| Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
| 28 –29
| Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV – начале XVIII вв.
| 2
| 12.12.10
17.12.10
| Комбинированный
| Характер Московского государства во второй половине XV – начале XVI вв. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.
| 30 –31
| Социально-экономическое развитие России
| 2
| 19.12.10
24.12.10
| Комбинированный
| Характер землевладения в X – начале XIII вв. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства.
| 32 –33
| Россия в Средневековом мире.
| 2
| 26.12.10
13.01.11
| Комбинированный
| Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.
| 34
| Человек в Древности и Средневековье.
| 1
| 15.01.11
| Комбинированный
| Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание.
| Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (15 ч.)
| 35-36
| Раннее Новое время и начало модернизации
| 2
| 20.01.11
22.01.11
| Комбинированный
| Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII веке: кризис «старого порядка»
| 37 –38
| Россия: особенности перехода к Новому времени
| 2
| 27.01.11
29.01.11
| Комбинированный
| Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.
| 39 –40
| Россия: особенности социально-экономического развития в XVII – XVIIIвв.
| 2
| 03.02.11
05.02.11
| Комбинированный
| Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономики и иностранное влияние. Российская власть и экономика.
| 41– 42
| Европейские государства в XVI – XVIII вв.
| 2
| 10.02.11
12.02.11
| Комбинированный
| Формирование абсолютизма. Голландия – первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм.
| 43 –44
| Феномен российского самодержавия
| 2
| 17.02.11
19.02.11
| Комбинированный
| Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.
| 45 –46
| Особенности социальных движений в России в XVII – XVIIIвв.
| 2
| 24.02.11
26.02.11
| Комбинированный
| Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.
| 47– 48
| Церковь, общество, государство в России в XVII – XVIIIвв.
| 2
| 03.03.11
05.03.11
| Комбинированный
| Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.
| 49
| Россия – великая европейская держава
| 1
| 10.03.11
| Комбинированный
| Изменение места и роли России в европейской политике в XVI – XVII вв. Западное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания. Россия – великая мировая держава.
| Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (15 ч.)
| 50 –51
| Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVIII - XIXвв.
| 2
| 12.03.11
17.03.11
| Комбинированный
| Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока.
| 52– 53
| Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII - XIXвв.
| 2
| 19.03.11
24.03.11
| Комбинированный
| Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке – Американская революция конца XVIII в. Великая Французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848 – 1849 гг. Реформы и модернизация.
| 54
| Рождение современных идеологий
| 1
| 26.03.11
| Комбинированный
| Век Просвещения. Либерализм и консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии.
| 55 –56
| Начало становления индустриального общества в России. Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота.
| 2
| 07.04.11
09.04.11
| Комбинированный
| Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономики.
| 57– 58
| Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия.
| 2
| 14.04.11
16.04.11
| Комбинированный
| Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.
| 59 –60
| Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы.
| 2
| 21.04.11
23.04.11
| Комбинированный
| Эволюция власти. Формирование государственной идеологии. Либеральные идеологически е доктрины о судьбах России. Истоки российского революционализма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.
| 61-62
| Человек в эпоху становления и развития индустриального общества.
| 2
| 28.04.11
30.04.11
| Комбинированный
| Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище. Человек в движении.
| 63-64
| Обобщающее повторение
| 2
| 05.05.11
07.05.11
| Обобщения
|
| 65– 70
| Резервные уроки
| 6
| 12.05.11
14.05.11
19.05.11
21.05.11
26.05.11
28.05.11
|
|
| |