МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г И М Н А З И Я г. Троицка
142190, г. Москва, городской округ Троицк, Октябрьский пр-т, д.6 тел. 334-03-89
«Согласовано»
Руководитель МО МАОУ
«Г И М Н А З И Я
г. Троицка» ____________/____________/ «___»___________201___г.
| «Согласовано»
Заместитель руководителя
по УВР МАОУ
«Г И М Н А З И Я г. Троицка» ____________/______________/ «___»____________201___г.
| «Утверждаю» Директор МАОУ
«Г И М Н А З И Я г. Троицка» ____________/______________/ «___»___________201___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС
Составитель: Новикова Т.А.
2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа включает: 1. ПРОГРАММА: В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин и др. «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы». М. Просвещение, 2012
2. УЧЕБНИК: В.И. Уколова, Л.П. Маринович «История Древнего мира. 5 класс». М. Просвещение, 2013
3. Календарно-тематическое планирование курса (разделы, темы, уроки).
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса основной школы охватывают период начала человеческой цивилизации с древнейших времён. Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к содержанию исторического образования в основной школе и опираются на его Фундаментальное ядро (часть «История»). На изучение истории в 5 классе отводится 68 часов, т. е. 2 часа в неделю.
В XXI в. «бег времени» невероятно ускорился. Глубокие перемены в идеологии и политике, культуре и массовом сознании, образе и уровне жизни, быту и нравах происходят уже не на протяжении жизни одного поколения, а в течение лишь нескольких десятков лет. Быстрые перемены в мире сопровождаются постоянным расширением единого информационного пространства и нарастанием потока противоречивой, разнохарактерной информации, доступной для детей и подростков и оказывающей огромное влияние на формирование их личности.
Это требует усиления внимания к постановке исторического образования в школе, где закладываются основы личности молодого человека, его мировоззрения и гражданской позиции. Именно историческим компонентом во многом определяются социальные, политические, идентификационные процессы в современном мире, международные отношения, культурные и религиозные взаимодействия народов и стран.
В этой связи представляется необходимым модернизировать преподавание исторических дисциплин в школе при опоре на лучшие российские традиции образования с учётом мирового опыта и вызовов стремительно меняющейся реальности. Нужен решительный переход от системы, отдающей приоритет усвоению строго очерченного круга знаний, к непрерывному образованию, нацеленному на постоянное приращение и переосмысление знаний, на их реализацию как механизма социальных преобразований, обновления и совершенствования общества, экономики, социальных институтов, культуры.
Вступившая в новый этап исторического развития Россия нуждается в образовании, оперативно откликающемся на магистральные задачи современности. Исторические знания, получаемые в школе, должны быть открыты перспективному видению будущего, стать действенной частью подготовки молодого поколения к включению его в жизнь и разнообразные формы деятельности, имеющие позитивное общественное значение. Учащемуся надо не только дать определённый объём знаний, замкнутых на конкретных исторических периодах и цивилизациях, но, что ещё важнее, выявить основные линии исторического движения к современному миру; объяснить, как разные исторические события связаны с нашим временем, обнажить корни современных процессов и явлений; показать, что окружающий нас мир стоит на фундаменте исторического наследия. Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений. При таком подходе учащиеся не только смогут усвоить определённую сумму знаний, но научатся анализировать исторические события и процессы, обдумывать их и давать им собственную оценку.
Цели исторического образования:
сформировать у молодого поколения исторические ориентиры самоидентификации в современном мире;
на историческом опыте научить находить свою позицию в мире мультикультурности и поликонфессиональности, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;
выработать основы исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;
анализируя исторический опыт человечества, сформировать систему позитивных гуманистических ценностей.
Задачи исторического образования:
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества с особым вниманием к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов;
осуществление сквозного изучения исторических истоков современных отношений между народами, этническими и религиозными общностями, цивилизационными образованиями;
обучение современным методам поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
становление гуманитарной культуры, базирующейся на анализе проблематики «человек в истории».
К личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции к ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразие мира, уважения к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, формулировать и обосновывать выводы) использовать современные источники информации;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе.
Предметный результат изучения истории включает в себя
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как к необходимой основе для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания, приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.
В результате изучения курса «История Древнего мира» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями и умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией;
Знание исторических фактов, работа с фактами;
Работа с историческими источниками;
Описание (реконструкция);
Анализ, объяснение;
Работа с версиями, оценками;
Применение знаний и умений в общении, социальной среде.
В результате усвоения данного курса учащиеся должны знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории Древнего мира, уметь дать оценку их места в историческом процессе и основных достижений, вошедших в сокровищницу мировой истории и культуры; понимать взаимосвязь и обусловленность исторических явлений; анализировать роль человеческого фактора в истории; уметь определять позиции и мотивы действий участников исторических событий; на базе исторических знаний вырабатывать навыки социальной ориентации в условиях динамичных перемен в современном мире, соотносить общечеловеческие, национальные и личностные ценности.
Реализация исторического образования в школе осуществляется в двух курсах: «История России» и «Всеобщая история». Сегодня очевидно, что для повышения эффективности изучения истории в школе необходима более интенсивная их интеграция, а также координирование со всеми предметами гуманитарного цикла.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС
2013/2014 учебный год
Темы, входящие в разделы
| Основное содержание по темам
| Количество часов
| Сроки
проведения
| Материалы
учебника
| Характеристика основных видов деятельности ученика
|
| План
| Факт
|
| Что изучает история. Историческая хронология. Вспомогательные исторические науки
| Урок 1. Что такое история. Ключи к познанию прошлого.
Наука история. Особенности изучения прошлого человечества, специфика исторического знания. Периоды истории. Исторические источники: вещественные, письменные. Археология. Антропология. Этнография и этнология.
| 1
|
| сентябрь
| §1
| Рассказывать об исторической науке, путях и способах изучения прошлого человечества. Характеризовать периоды и эпохи, на которые учёные делят исторический процесс. Определять место истории Древнего мира на ленте времени, указывать хронологические рамки периода. Сопоставлять различные виды исторических источников, данные, получаемые благодаря наукам — помощникам истории
|
|
| Урок 2. Счёт лет в истории.
Историческая хронология. Периоды времени. Календари древних народов. Современный календарь. Отсчёт времени. Понятия «наша эра», «до нашей эры». Лента времени.
| 1
|
| сентябрь
| §2
| Характеризовать понятие исторического времени, обосновывать принципы его деления на периоды. Рассказывать о счёте лет у древних народов, календарях древних цивилизаций. Демонстрировать навык счёта лет в пределах нашей эры и до нашей эры
|
| Первобытность
| Урок 3. Древнейшие люди.
Ближайший предок человека. Типы древнейших людей. Поиск прародины человечества. Жизнь и занятия древнейших людей. Первые орудия труда. Роль труда в развитии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи. Понятие о каменном веке и его периодизации.
| 1
|
| сентябрь
| §3
| Называть основные типы древнейших людей, классифицировать их по указанным основаниям. Раскрывать роль орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида. Выделять периоды первобытности и кратко их характеризовать
|
|
| Урок 4. Появление «человека разумного».
Появление «человека разумного». Характеристика неандертальцев. Кроманьонцы — прямые предки современных людей. Наступление ледникового периода. Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Признаки родовой общины. Воспитание детей в родовой общине. Появление человеческих рас.
| 1
|
| сентябрь
| §4
| Описывать ход биологической эволюции человека. Разъяснять роль созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделять направления дальнейшего развитии человеческого вида. Называть характерные, существенные признаки родовой общины. Характеризовать понятие расовых различий и единства человечества
|
|
| Урок 5. Рождение религии и искусства.
Причины появления первых религиозных верований. Вера в духов природы, покровителей человека, существование души. Почитание предков. Магия. Тотем. Зарождение веры в богов. Первые произведения искусства древних людей.
| 1
|
| сентябрь
|
| |