Скачать 74.25 Kb.
|
Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебник: «Окружающий мир 3 класс» автор-составитель Н. Ф. Виноградова Класс: общеобразовательный 3 класс. Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ. Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. Форма урока: комбинированный урок в условиях индивидуально-ориентированного обучения. Оборудование: Презентация с изображениями богов, духов древних славян, проектор, экран, игровое поле «Что? Где? Когда?» Характеристики урока (занятия) Уровень образования: основное общее образование Цель урока: познакомить учащихся с верой славянского народа, с богами, духами, в которых верили древние славяне,с историей русских народных праздников. Воспитывать интерес к русской культуре и истории. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с использованием элементов исследовательской деятельности. Учащихся в классе : 15 Краткое описание: Урок помогает школьникам получить первичные знания о славянской вере и о праздниках, связанных с верованием славян в различных богов и духов. Задачи урока: Образовательные
Развивающие – формировать умения
Уметь находить различные источники информации.
Воспитательные:
Оборудование:
Презентация В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и учащихся и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы. Ход урока. Вступительное слово учителя, включающее психологический настрой на деятельность и актуализацию новых знаний. -Ребята, сегодня у нас очень важный и интересный урок. На протяжении уже нескольких уроков мы путешествуем по земле древних славян На прошлом уроке мы говорили о славянской трапезе, узнали , что ели наши предки и какая еда считалась праздничной. Сегодня нам предстоит узнать, во что веровали наши предки- славяне и какие праздники у них были. Слайд. Итак, тема нашего урока «Боги древних славян и языческие праздники». Как же мы будем работать на уроке? Некоторые могут сказать, что нам Перун и Сварог, Водяные и Лешие, когда вокруг компьютеры. Поставим вопрос по-другому: в чем основное достоинство хорошего современного компьютера? Это - бездонная память, наполненная информацией, плюс способность с нею управляться. Компьютер прекрасно помнит, над чем трудился его электронный разум вчера и позавчера. Годится ли человеку быть глупее машин и не помнить, откуда он родом? Ваша задача - быть внимательными, записывать главное, при необходимости отвечать на мои вопросы, быть активными, вступать в диалог. Урок будет состоять из нескольких этапов. Слайд. Занятие проводится на основе педагогики понимания, поэтому ученикам важно знать и понимать предназначение каждого вида деятельности. 1. Разминка. (Вспомним все, что изучили ранее.) игра «Что? Где? Когда?» 2. Работа по теме урока. С помощью наших юных исследователей ответим на вопрос: «Во что верили древние славяне?». 3. Потом мы немного разомнемся и проведем физкультминутку 4. Затем мы с вами посетим «Картинную галерею» и узнаем у наших знатоков, какие праздники отмечали наши предки. 5. Затем, работая в парах, вы выполните интересные задания, которые помогут до конца разобраться в новой теме. (работа с учебником и тетрадью. Выборочное чтение- ответы на вопросы по тексту) 6. Последним этапом будет индивидуальная работа за компьютером. Вам нужно будет решить тестовые задания. 7. Итог урока. 1. Разминка Слайд. Игра «Что? Где? Когда?» Ребята, а кто знает, кто такие славяне? Учитель слушает ребят и обобщает Древние славяне – далекие предки русских, белорусов и украинцев. Историю развития славянского язычества вкратце можно представить так: 2. Работа по теме урока. Ребята. вы уже много знаете о жизни древних славян. Всё необходимое для своего существования наши предки получали в постоянной борьбе с природой, таящего в себе много непонятного. Бедствием для людей были засухи и наводнения. Болезни. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бур, сверкают молнии, поражая людей и животных. Почему день сменяется ночью, а зима - летом. Всё, что происходило в природе, в самом человеке. Они приписывали таинственным силам. Восточные славяне в IV-Х вв., до прихода христианства , были язычниками.(словарь) . Славяне поклонялись многим божествам. Слайд. Бог Сварог был властителем неба. Он давал жизнь людям, повелевал дождями, его сыновья Сварожич и Дажьбог и Стритбог –сыновья Сварога, тесно связаны были с ним Слайд . Сварожич- олицетворял огонь Слайд. Даждьбог- давал людям свет, тепло и дождь.. Слайд. Стрибог – (Один из учеников из учеников рассказывает о Стритбоге)бог ветра, бури и урагана – ему поклонялись земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых во многом зависела от погоды. Слайд. Почитаемым у славян богом был Перун – очень грозное божество-повелитель грома и молний, покровитель воинов и военного искусства. (Один из учеников из учеников рассказывает о Перуне) Слайд. Богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала женщинам, их рукоделию, семейного благополучия, а также считалась покровительницей торговли. Слайд. Бог Ярило, по поверьям славян, был олицетворением весны, отвечал за прорастание семян в поле, за яркость света солнца. Слайд. Купала был богом лета. Отвечал за созревание хлеба. Плодов. Слайд. Хорс. Славяне представляли его белым конем, бегущим над землей с востока на запад- божество солнечного светила. Слайд. Велес – был богом, покровительствовавшим скотоводам, накоплению богатств. Он был также покровителем творцов песен и музыкантов. Боги , по мнению славян жили на небе и под землей. А вот на земле, рядом с людьми, жили духи, обликом своим очень похожие на людей и были хозяевами в своих владениях. В лесу хозяйничают лешие, в реках и озерах - водяные, среди болот — болотники, в полях – полевые. Слайд. Леший- косматый, зелёный, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Лешему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. Леший может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он угоняет скот у пас уха, лишает охотника добычи.. Но Лешего можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб или пирог. Слайд. Если хозяином леса был леший, то хозяином рек был –Водяной. Голова у него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелёными глазами, лицо опухшее, живот толстый. Чтобы его умилостивить, топили славяне в реке то овцу, то лошадь, то корову.Посмотрите, как изобразил художник В.М.Васнецов «Дедушку Водяного» Какими словами можно описать героя многих русских народных сказок : Подсказка на слайде- милый, вредный, симпатичный, страшный, некрасивый. Слайд. Выступление учащегося « Рассказ. про Домового» Рубрика «Знаете ли вы?» -А знаете ли вы, что означает заклинание «ЧУР МЕНЯ» и какую роль в жизни древних славян играли Страшная Баба ЯГА и КОЩЕЙ (ответы. Выступление знатока ) -Вы очень внимательно слушали, немного устали. Отдохнем и продолжим наше путешествие в Прошлое. 3. Физминутка Ребята выполняют занимательную физкультминутку Идея физкультминутки – поклонение богам, учитель и ученики скандируют «Заклинание» и проделывают упражнения Перуну поклонимся, Даждьбогу помолимся, Стрибога призовем, попросим удачи и пятерок впридачу! 1 2 3 4, 3 4 1 2-кто шагает чётко, в ряд? Это дружный наш отряд. Это мы. Это мы. Славной Родины сыны. 4. Картинная галерея - Продолжим наше путешествие в прошлое Славяне обращались к богам с просьбами, совершали моления, устраивали пиры-братчины, для которых забивали быков, козлов, баранов, варили пиво, пекли пироги. Богов , как бы приглашали к участию в этих пирах и праздниках. В язычестве был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством. Давайте посетим картинную галерею. слайд Картина В.И.Сурикова «Взятие снежной крепости» -Перед вами Картина В.И.Сурикова «Взятие снежной крепости» Что вы видите на картине? Как вы думаете, во время какого праздника могло это происходить? (ответы детей) - Такие забавы проводились на Масленицу. Послушаем, что нам сегодня расскажут про этот праздник знатоки. (Ученик рассказывает про празднование Масленицы) 6-й слайд Коляда (святки) (Ученик рассказывает про празднование Коляды) Слайды . Иван-Купала (Ученик рассказывает про празднование Ивана-Купалы) Слайд . 5. Работа в парах по усвоению нового материала. (работа с учебником и тетрадью. Стр. 16 в тетради № 35. Закончи предложения ,используя текст учебника . Стр. 60-61 ) 6. Тест «Проверь себя» (с использованием Мультимедийной установки или компьютора, если позволяют условия.) 7. итог урока Похвалите друг друга и попробуйте поставить отметку. Учитель подводит итоги. Ученики отвечают на вопрос: что мы узнали на уроке? Чему новому научились? Почему это было для нас полезно? Учитель комментирует домашнее задание. Разгадать кроссворд в тетради С.16 № 36. |