Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №304
Утверждена
методическим объединением
ГБОУ СОШ №304
________________ М.В.Веретенникова
« » 2013 г.
|
| «Утверждаю»
Дирек Директор ГБОУ СОШ №304
______________М. Ю. Точилкина
приказ № от « » 2013
| Рабочая программа учебного курса
«Всеобщая история. Новейшая история»
для 9 класса
(2 часа в неделю, 70 часов в году)
Составитель: учитель истории
Магомедов Назир Курбанович
|
| «Согласовано»
заместитель директора по УВР
ГБОУ СОШ №304
________________ О. И. Шаханова
« » 2013 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Москва
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка
9 класс учебник «Всеобщая история. Новейшая история». 20 век. Загладин Н. В. «Русское слово», 2007год.
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Базисный учебный план -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Актуальность
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, во-вторых, освоение ими знаний об истории человеческих цивилизаций и особенностях исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Цель изучения истории в 9 классе — образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в 9 классе:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах общества новейшего времени при внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
оценка значения политического и культурного наследия Новейшего времени для современности.
продолжить формирование умений работы с Интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.
Основное содержание курса «Новейшая история ХХ век».
Всеобщая история.
Новейшая и современная история.
Понятие «Новейшая и современная история». ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. 3 ЧАСА.
Мир в 1920-1930-е гг.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ ЗАПАДЫ: ОТ ПРОЦВЕТАНИЯ К КРИЗИСУ. 4 ЧАСА.
«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. 5 ЧАСОВ.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. МРОВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОДЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». 2 ЧАСА.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ. 5 ЧАСОВ.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В АЗИИ, АФРИКЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
4 ЧАСА.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
НАУКА И КУЛЬТУРА В ХХ – XXI ВЕКАХ. 2 ЧАСА.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ 3-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. 3 ЧАСА.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Календарно-тематическое планирование по предмету Всеобщая История.
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. Класс 9
Количество часов в неделю – 2
Общее количество часов – 70
Программа – Загладин Н.В., Козленко С.И.
Учебники – Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9кл. М., 2007 ;
Контроль знаний – 2.
№
| №
| Тема урока
| Дата
| Четв
|
|
| Тема 1: Человечество после Первой мировой войны—3ч.
| 01.09.-09.09
| I- я четверть
| 1.
| 1.
| Версальско-Вашингтонская система -§1
|
| 2
| 2
| Революц. движение в Европе и Азии после Iмировой войны -§2
|
| 3
| 3
| Левые и правые в полит.жизни индустриальных стран в1920е§3
|
|
|
| Тема2Ведущие страны Запада:от процветания к кризису--4
| 10.09-23.09
| 4
| 1
| Мировой экономический кризис 1929-1932 гг и "новый курс" Ф.Д. Рузвельта -§4
|
| 5
| 2
| Тоталитаризм в Германии и Италии. Фашизм -§5
|
| 6
| 3
| Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции -§6
|
| 7
| 4
| Милитаризм и пацифизм на международной арене -§7-8
|
|
|
| Тема 3: Человечество во Второй мировой войне--5
| 24.09-10.10
| 8
| 1
| Начальный период войны и "новый порядок" в Европе. Движение Сопротивления. - §9
|
| 9
| 2
| Антигитлеровская коалиция -§10
|
| 10
| 3
| Трудный путь к победе -§11
|
| 11
| 4
| Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН -§12
|
| 12
| 5
| К/з 1: Мир между двумя мировыми войнами
| 7-10.10
|
|
| Тема 4: Мировое развитие и Международные отношения в годы "холодной войны"--2
| 12.10-17.10
| 13
| 1
| Истоки, создание военно-политических блоков "Холодная война" -§13
|
| 14
| 2
| Крушение колониализма. Локальные конфликты -§14
|
|
|
| Тема 5: Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX-начале XXI--5
| 19.10-12.11
| 15
| 1
| Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Запада. Возникновение информац. общества -§16
|
| 16
| 2
| Эволюция политической мысли во второй половине XXв -§18
|
| 17
| 3
| Восточная Европа: долгий путь к демократии -§20
|
| 18
| 4
| Интеграционные процессы в мире - §21
|
| 19
| 5
| Содружество Независимых Государств -§22
|
| II –я четверть
|
|
| Тема6 Пути модернизации в Азии,Африке и Лат. Америке-4
| 12.11-25.11
| 20
| 1
| Япония и новые индустриальные страны -§23
|
| 21
| 2
| Китай на пути модернизации и реформирования -§24
|
| 22
| 3
| Индия во второй половине XX-началеXXIвв -§25
|
| 23
| 4
| Исламский мир, Африка и Латинская Америка -§26
|
|
|
| Тема 7: Наука и культура в XX-XXIвв.--2
| 26.11-03.12
| 24
| 1
| НТП и общественно-политическая мысль -§29
|
| 25
| 2
| Основные направления в искусстве и массовая культура -§30
|
|
|
| Тема8 Проблемы мирового развития в начале 3го тысячелетия3
| 04.12-12.12
| 26
| 1
| Глобальные проблемы человечества -§31
|
| 27
| 2
| К/з 2: Мир во второй половине XX-начале XXIвв.
| 7-9.12
| 28
| 3
| Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества
|
| Требования к учебному предмету.
Изучение истории в 9 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной(гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 9 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты изучения истории в 9 классе:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 9 класса включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания
умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 9 класса, на уроках будут использоваться разнообразные методы и приёмы:
объяснительно-иллюстративный
проблемный
частично-поисковый
наглядный
беседа
практический
проектирование
В 9 классе учащиеся будут проводиться следующие формы уроков: семинары, дискуссии, диспуты.
Всё это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Используемые УМК:
Программа курса «Новейшая история зарубежных стран XX в.» для 9 класса. – М.: Русское слово, 2006.
Загладин Н.В.. Всеобщая история. История новейшего времени. Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2008.
Атлас «Новейшая история XX – начало XXI вв.» с контурными картами и контрольными заданиями. 9 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2007.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
Электронный учебник: Новейшая история. 9 класс, Образовательная программа «1-С».
Презентации по курсу «Новейшая История».
Список литературы.
Агафонов С.В «Схемы по Новейшей истории. XX век. 9 класс».
Загладин Н.В. «Новейшая история зарубежных стран.XX век.9 класс».
Загладин Н.В. «Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учителя 9 класс».
Загладин Н.В. «Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс».
|