Скачать 116.65 Kb.
|
Использование технологии гипертекста на уроках истории. (из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ лицея №3 Узбяковой Лилии Ильдюсовны) Представьте себе волшебника. Как он выглядит? Морщины на благородном челе, седая борода, длинный халат глубоко синего цвета, усыпанный серебряными звездами, остроконечный колпак в тон халату, туфли с загнутыми носами и внушительный посох… Что-то в этом роде, не правда ли? А теперь представьте себе, что вы вызвали волшебника в школу. В назначенный час звенит звонок, вы открываете дверь, и … вместо почтенного старца на пороге стоит симпатичная девушка с ноутбуком: «Волшебника вызывали?» В похожем положении оказывается каждый молодой учитель, от которого ждут нового, необычного. Как сделать урок интересным? Какие формы работы действительно могут раскрыть творческие возможности и педагога и ученика? Как добиться максимальных результатов от вложенных учителем усилий? Я считаю, что настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учениками, а суть деятельности учителя это – творчество. Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие новейших технологий. Они, в основном, преследуют одну цель: максимально активизировать самого ученика в познавательном процессе. Какая из них более всего подходит к нашим условиям? На чем остановить свое внимание? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить традиционные устои. Мое внимание привлек метод, который был разработан сотрудниками кафедры педагогических инноваций Костромского КОИРО для преподавателей истории, под руководством Л. Лошаковой. Хочу поделиться своим опытом работы, думаю, это будет интересно. Одна из трудных задач, с которой сталкиваются учителя истории при подготовке к уроку, это отбор необходимой информации. Тексты параграфов не всегда несут в себе достаточный объем знаний, либо малопонятны для учащихся. Решить данную проблему мне позволило использование технологии гипертекст. Гипертекст («сверх» текст) – это текст, несущий большой объем новой информации и сложный для самостоятельного изучения. Для его усвоения необходима специально организованная учебная деятельность и дополнительная работа педагога. Данную технологию я апробировала на параллелях 6-х и 8-х классов. В 6А,Г,8А я работала по традиционной системе, а в 8Б,6Б,В применила технологию гипертекст. После изучения нового материала я провела контрольный срез знаний (сравнила уровень усвоения нового материала). Анализ работ показывал, что в классах, обучающихся по традиционным методам, качество выполнения контрольных срезов составляет от 36% до 44%, а использование гипертекстов позволяет повысить качество до 60–70%. Это не случайно, так как при использовании данной технологии работают различные виды памяти: слуховая, зрительная, механическая. Информация многократно повторяется, активизируется внимание, развиваются волевые качества, каждый ребенок получает возможность реализовать свои способности. Алгоритм работы с гипертекстом. 1. Организация деятельности. 2. Озвучивание гипертекста. 3. Структурирование гипертекста. 4. Групповая работа над вопросами текста (простые вопросы): а) подготовка вопросов; б) обмен вопросами; в) коррекция. 5. Групповая работа над вопросами текста (сложные вопросы) Первое с чего следует начать, это выбрать темы, которые недостаточно проработаны в учебнике или имеют большое значение для понимания исторических процессов. Затем педагог составляет лекцию, в которой раскрывает наиболее важные вопросы, можно использовать и наиболее удачные тексты параграфа. На уроке текст раздается каждому ученику, но сначала его озвучивает учитель, а дети при этом следят по тексту (работает два вида памяти одновременно – зрительная и слуховая). Дополнительную информацию в виде таблиц и схем можно разместить на доске. Следующим этапом является структурирование гипертекста. Преподаватель даёт задание разделить текст на части, найти границу между ними, выделить главные мысли и дать названия разделам, что способствует включению логической памяти. В результате многократного просмотра текста и проговора учащиеся продолжают механически запоминать текст и начинают понимать логику изложения, составляют план. Использование групповой формы на следующем этапе, позволяет создать на уроке атмосферу соревнования и взаимопомощи, а также чувства ответственности за свою работу. При групповой работе группы могут быть организованы формально и быстро: три ряда – три группы. Первое задание для групп: за 3–5 минут подготовить пять – семь вопросов к тексту, причём, таких, на которые в тексте есть прямой конкретный ответ. Группы обмениваются вопросами, продолжая искать и называть вслух дословный или близкий к тексту ответ. Многократность повторения позволяет запоминать слова и фразы текста. При необходимости дополнительные вопросы формулирует преподаватель, он же корректирует и консультирует учащихся. После этого группы получают новое задание: подготовить несколько вопросов по тексту, на которые в тексте прямого ответа нет. Однако, внимательно проработав материал, на них можно дать ответ. Группы обмениваются вопросами, но ответ на них находят уже не в тексте, а в процессе собственного размышления. Преподаватель участвует в обсуждении и помогает в осмыслении материала. Эта работа помогает запоминанию и создаёт условия для понимания смысла информации. Завершается урок индивидуальным проверочным заданием. Оно может быть разным по форме, например, можно провести мини – тест, который позволит определить степень усвоения материала каждым ребенком. Если данный метод обучения ввести в систему, то можно помочь учащимся добиться высокого качества знаний. Усвоенный таким образом большой объем знаний не требует дополнительных затрат времени при подготовке домашнего задания. Гипертекст позволяет мне решить еще ряд задач, такие как: формирование умения систематизировать и анализировать учебный материал, кроме этого, у учащихся 5–6 классов отрабатывается навык чтения. Занимательный материал и проблемные вопросы позволяют развивать познавательный интерес к предмету. Данная технология: - позволяет экономить учебное время, новый материал изучается и закрепляется прямо на уроке; - обеспечивает долгосрочное запоминание материала, так как опирается на различные типы памяти, многообразные приёмы повторения, активную позицию учащихся на уроке и учитывает логику процесса познания. - способствует развитию учащихся, так как включает приёмы, в том числе групповую деятельность и элементы взаимообучения, которые позволяют учащимся сознательно понимать информацию; - создаёт условия для внутренней дифференциации: каждый учащийся достигает в усвоении темы собственной точки, которая фиксируется преподавателем во время индивидуального проверочного задания. Эффективность метода возрастает, если учесть следующие моменты. - в учебниках истории очень мало тем, которые можно использовать в качестве готового гипертекста, поэтому составленный преподавателем текст обязательно должен оставаться у учащихся; - работать по данной технологии следует в системе; - при озвучивании гипертекста преподавателем необходимо придавать ему эмоциональную окраску, смягчать рациональность звучания, что позволит вписать данный способ проведения урока в традиционную систему работы преподавателя. В этом случае история для учащихся будет интересным предметом. Я считаю, что данный метод универсален, и каждый педагог может проявить творчество при создании своих гипертекстов. Урок по истории средних веков в 6 классе Тема урока «Османская империя в XIV-XVI вв.» Цели урока: 1.Помочь учащимся понять причины военных успехов турок- османов и причины упадка Османской империи. 2.Развитие умения работать с текстом, выделять в нем главное и особенное. 3.Развития мышления и умения формулировать вопросы к тексту и по тексту. 4.Воспитание уважения к чужому мнению и взаимопониманию. Тип урока: урок объяснения нового материала. Форма урока: работа с гипертекстом. Технология проблемно- развивающего обучения. Оборудование урока:
Гипертекст «Османская империя в XIV-XVI вв.» Легенда гласит«В XII в. в Малую Азию перекочевало из Средней Азии 400 кибиток с племенами турок- османов. Прошли века и потомки Османа штурмом взяли Константинополь, покорили десятки стран на трех материках и стали реальной угрозой христианской Европе.» 1) В XII веке на территории Балканского полуострова располагалось три больших государства.
В XIV в. государства Балканского полуострова были ослаблены междусобными войнами и взаимной борьбой. 2) В конце XIII в. на северо-западе Малой Азии образовалось воинственное гос-во во главе с князем Османом. Объединенные под его властью племена стали называть турками- османами. Убедившись в слабости Балканских стран османы от на набегов перешли к завоеваниям. В 1389 г большое войско османов обрушилось на Сербию. Решающая битва произошла на Косовом поле. Сербское войско было разгромлено. Многие сербские феодалы, чтобы сохранить свои владения, поступили на службу к султану Осману. Под власть османов попала Болгария, а в 1453 г после 53 дневной осады пала столица Византии Константинополь, а сама империя прекратила свое существование. Султан отдал город на 3 дня на разграбление своим войскам, 60 тыс. жителей города были проданы в рабство. Константинополь переименовали Стамбул. В сер.XV в. турки-османы утвердили свое господство на Балканском полуострове 3) Турки завоевали Месопотамию, Армению, Сирию, Палестину, Аравию, Египет. При самом могущественном султане Сулеймене 1 они проникли вглубь Центральной Европы. Турки взяли под свой контроль торговые пути, соединившие Европу с Азией. Это нанесло сильный удар по торговле итальянских городов. В результате завоеваний турок образовалась обширная Османская империя. 4) турецкое войско
В условиях почти непрерывных войн у турок складывалось профессиональное войско. 5) Положение покоренных народов было тяжелым: все не мусульмане платили подушный налог с каждого мужчины, бесплатно работали на строительстве крепостей, дорог. За малейшую провинность их наказывали, убивали, угоняли в рабство. Существовали унизительные запреты: им запрещалось ездить верхом, носить холодное оружие. 6) Османская империя лишь силой оружия держала в подчинении население завоеванных стран. Порабощенные народы боролись за свою независимость. Болгарские и сербские партизаны (гайдуки) жгли и грабили мусульманские селения, убивали турецких чиновников. Своей борьбой они ослабили Османскую империю и ее натиск на Европу. С конца 16 века завоевания османов прекратились, доходы казны уменьшились. Войны стали превращать владения, полученные за службу, в свою собственность. Многие уклонялись от участия в походах. Начался упадок Османской империи. Вопросы к тексту 1.Дайте характеристику стран Балканского полуострова перед турецким завоеванием. 2. Перечислите и покажите на карте страны, которые вошли в Османскую империю. 3.Как было организовано войско турок- османов? В чем, по-вашему, была сила турецкого войска? Вопросы по тексту 1. Почему турки смогли завоевать славянские государства Балканского полуострова? 2.Какие отношения сложились между турками и покоренными народами? 3. Раскройте причины начавшегося упадка Османской империи. Контроль знаний
Третье задание Магомет 2 сказал: «Не положу оружие, доколе в Европе останется хоть один христианин». Достаточно ли этих сведений, чтобы считать Магомета 2 , темным человеком и варваром. Почему? Воспользуйтесь им, и вас ждут открытия. |