Скачать 86.3 Kb.
|
Урок по теме: «Гуситские войны в Чехии». Пухов Б.П. – учитель муниципальной гимназии город Нерехта. Урок истории (6 класс). Проблемно – диалогический урок (технология проблемного обучения). Образовательные цели урока: осветить борьбу чешского народа с «крестоносцами», вскрыть причины этих побед и показать историческое значение гуситского движения. Развивающие: - формировать навыки работы с источниками; - развивать навыки групповой работы (КСО коллективный способ обучения); Воспитательные: - способствовать воспитанию нравственной позиции; - воспитывать уважение к социальным нормам и ценностям. Класс разбит на 3 группы. Учитель: На столе лежат апельсины. Возьмите по одному. Обменяйтесь апельсинами. Изменилось в количестве. Нет. Но если мы обменяемся идеями, у каждого их окажется уже две. Я вас приглашаю в путь за идеями. Учитель: Ассоциация с какой страной и именем кого возникает у вас с птицей гусь. Ученики: Чехия. Ян Гус. Учитель: На странице 197 (Е.В. Агибалова Г.М. Донской «История средних веков» М. «Просвещение» 2005г.) помещено письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса. Проанализируйте слова пана из Хлума и архиепископа Лондонского и поясните аргументы сторон. Диалог учителя с учениками: - на ваш взгляд высказывания и предложения участников собора совпадают/нет. - почему столь различны их высказывания (один видит в Яне Гусе защитника – патриота Чехии, другой противника католической церкви.) - как вы думаете, позиция союзников Гуса или его противников победит на соборе (противников больше). - К каким последствиям приведёт в Чехии решение собора о казни Яна Гуса. (К борьбе, к войне, к сопротивлению). Учитель: Тема урока определена вами «Гуситские войны». Обратитесь к важнейшим событиям истории средних веков (в конце учебника). Сколько лет длились войны? На доске появляется дата 1419-1434гг. Учитель: Что мы должны узнать на уроке? В ходе диалога определяется и фиксируется на доске опорными сигналами. УЧАСТНИКИ Ответы на поставленные вами вопросы вы будете находить сами. Первая группа: Ваша задача определить участников гуситского движения, их цели. Вторая группа: определяет причины побед таборитов. Третья группа: Итоги и последствия гуситского движения. Инструктаж: У вас на столах находятся конверты. В них информация вашей проблемы. Печатный материал рассчитан на каждого. Прочитайте материал. Составьте схему ответа. Выберите руководителя группы. Вам 7 минут на работу. Текст для работы первой группы: Восставшие чехи стекались к горе Табор на юге Чехии. Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором. Более решительную часть гуситов составляли табориты. Среди них преобладали крестьяне, ремесленники и городские бедняки. Табориты выступали против феодального гнета, католической церкви и засилий немцев. К таборитам присоединились некоторые разорившиеся рыцари. С помощью восставших они хотели отнять у церкви и панов земли, захватить военную добычу. Им удалось взять в свои руки руководство таборитами. Народных проповедников сожгли на кострах. Другую группу гуситов составляли умеренные. К ним принадлежали зажиточные мастера торговцы, а также большинство чешских феодалов. Умеренные стремились ослабить могущество католической церкви, отобрать у неё земельные владения и выступали против засилия немцев. Но они боялись своего народа, поднявшегося против угнетателей, и действовали менее решительно, чем табориты. Учитель: Слово 1 группе, которая работала над вопросом – Участники гуситского движения и их цели Представитель от группы называет участников гуситского движения и их цели. По ходу учитель ведет диалог. Учитель: Почему одних участников гуситского движения называли таборитами, других умеренными? Почему к таборитам среди которых преобладали крестьяне, ремесленники и городская беднота примкнули рыцари? По ходу диалога на доске заполняется схема (учитель заранее приготовил текст опорных сигналов и прикрепляет их к доске). Участники умеренные табориты Участники Цели против
общие цели против
Учитель: Откройте учебник стр. 200 (карта). Изучите легенду.
Какой вопрос возникает? Почему бедняки победили рыцарей? Текст для работы второй группы: Какую трёпку мы задали крестоносцам! Пусть только сунутся! Мы не пожалеем своей жизни за Родину. Мы хотим, чтобы в стране хозяевами были чехи. Мы патриоты своей Родины и любим её . -Ой, какой у нас талантливый полководец! Молодец Ян Жижка! Наш он, хоть и из бывших рыцарей. Смело сражается, жаль, в одном из боёв был ранен и ослеп. Теперь ему помогают его помощники. Они сообщают ему о расположении и движении войска, а он принимает решения. Не даром о нем сложены стихи и его боятся крестоносцы, называя «страшным слепцом»: На возу бесстрашно стоя. Голосом, подобным грому. Направляет ярость боя. С ним один дружинник слева И один дружинник справа. Вместо глаз они герою. Служат верно и лукаво. -Молодец Ян Жижка и его помощники. Мудро они придумали применять в бою пушки. Какой ужас они наводят на крестоносцев. Ведь они не ждали встретить их в поле, они привыкли к пушкам, когда штурмовали города . -Да, ты прав. Ян Жижка проявляет изобретательность, неожиданные приемы ведения боя. Это все наводит ужас на крестоносцев. Ведь недаром, заслышав боевые песни гуситов и грохот их повозок, рыцари в панике бегут. Еще ни разу им не удалось взять укрепление таборитов из повозок. Хорошо придумано! Ставить возы на возвышенности плотным кольцом и, скрепляя один воз к другому цепями и досками. От врага удобно укрыться в таком лагере и хорошо вести обстрел крестоносцев . -Да, а как мудро придумано было спустить с горы на крестоносцев, когда они шли на наш лагерь, повозки, груженые камнями . Они смяли крестоносцев, разделили их . Ох, и досталось им тогда! Надолго запомнят! Да, и какая молодец Лада! Хорошую западню она придумала для крестоносцев, а Ян Жижка поддержал её идею. -Я предложила собрать головные покрывала и бросить на дно высохшего пруда, чтобы рыцари в них запутались и завязли в трясине. Ведь так и вышло, по-моему. Легко тогда табориты добили рыцарей . -А я считаю, что одной из причин побед является строгая дисциплина. Представьте себе, что было бы с войском, если бы не запретили и жестоко не наказывали за азартные игры, пьянство, грабежи среди воинов. Я полагаю, тогда бы не было боевого духа, стойкости, благодаря чему мы побеждаем крестоносцев. Учитель: Слово второй группе, задача которой была определить причины побед таборитов. От группы выступает представитель. На доске заполняется схема . Причины побед таборитов:
Учитель: Ребята, мы выяснили причины побед таборитов. Рассмотрите на стр. 199 оружие таборитов . Докажите, что особенности военной тактики и организации войска гуситов были связаны с народным характером движения в целом . Ученики: Войско таборитов состояло из крестьян, ремесленников, городской бедноты; они использовали приемы боя из своей повседневной жизни, свое оружие они делали из орудий труда. Учитель: Направляет детей на анализ документа. В 1431 году на Базельском соборе было решено сделать Чехии уступку. Чехи получили право: вести богослужение на своём языке, не допускать в страну иноземных монахов, держать при дворе папы гуситского священника. Папа обещал чешским феодалам оставить в их руках захваченные церковью земли. Учитель: С какой целью и почему папский престол согласился с подобными привилегиями чехов? Как эти уступки повлияют на расстановку сил в гуситском движении? Ученики: Папский престол пошел на привилегии чехов, чтобы расколоть движение гуситов и тем самым ослабить его. Умеренные отойдут от движения гуситов, так как добились своих целей (возвращаемся к опорной схеме на доске). Учитель: 1434 год – у города Липаны умеренные разбили таборитов. Кто победил в гуситских воинах? Умеренные (фиксируем на доске). Текст для третьей группы: Чешский народ в течение пятнадцати лет ( с 1419 по1434 гг.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В гуситских войнах победили умеренные. На два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне прекратили платить десятину . В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм – собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем . Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия. Крестьяне и городские бедняки потерпели поражение , но все же они сумели на время приостановить попытки феодалов усилить феодальный гнет. В результате гуситских войн население большинства городов стало чешским . Передовые идеи гуситов способствовали подъему борьбы народных масс против феодального гнета в Европе. Учитель: Слово третьей группе. Итоги гуситского движения. Выступает представитель группы. Заполняется схема на доске. Последствия гуситского движения:
Учитель: Мы выполнили план урока (повторяет какой он был, выводы по каждому пункту плана). Заполняют «барометр настроения» и выставляют себе оценку за урок. Опорный конспект (схема) по теме урока «Гуситские войны». Гуситские войны. Последствия Участники. Причины побед Табориты Умеренные - Патриотизм; - Ян Жижка; - Пушки; - Приёмы боя; - Строгая дисциплина. - Гуситская церковь; - Церковная Десятина (убрана); - Сейма; - Сословная монархия; - Антифеодальная борьба в Европе. - Крестьяне; - Ремесленники; - Городская беднота; - рыцари. - Зажиточные мастера; - Торговцы; - Феодалы; Цели -против кат. церкви; - ослабление феод.гнет.; - против засилия немцев; -против кат. церкви; - против засилия немцев; -против кат. церкви; - против засилия немцев; Общие цели |