Скачать 187.81 Kb.
|
Анкета-представление музея для участия в районном смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, посвященном 65-й годовщине Курской битвы и Прохоровского танкового сражения МОУ «Щетиновская СОШ» Белгородского района 1. Историко-краеведческий музей МОУ «Щетиновская СОШ». 2. Музей основан 30 июня 2003 года. 3. 4. Музей действует в МОУ «Щетиновская СОШ». 5. Расположен по адресу: Белгородская область, Белгородский район, село Щетиновка, улица Молодежная 1, индекс 380562, телефон (4722) 38-01-33. 6. Музей занимается поисково-исследовательской деятельностью. Работа осуществляется в соответствии с Положением и учебной программой. 7. Руководит музеем Чижик Андрей Владимирович учитель истории и обществознания. 8. Педагогический стаж: с сентября 2008 года. 9. Адрес руководителя: Белгородская область, Белгородский район, село Бессоновка, улица Интернациональная, дом 8, квартира 35, телефон (4722) 38-97-14. Директор школы Сыроватченко Татьяна Викторовна Руководитель музея Чижик Андрей Владимирович ХАРАКТЕРИСТИКА Историко-краеведческого музея МОУ «Щетиновская СОШ» 1. Справка об истории создания музея «Щетиновский историко-краеведческий музей» был создан в 2003 году в канун 75-летия образования Белгородского района. Дата открытия музея 30 июня 2003 год. До этого в школе существовал этнографический музей. В нем представлена ткацкая продукция 19-20 в.в., орудия крестьянского труда, домашняя утварь, старинная мебель. Но село Щетиновка имеет богатую историю, традиции, в селе еще много интересного, что могло бы пополнить экспозиции музея. Поэтому в рамках этнографического музея стало тесно. Было принято решение к юбилею района открыть новый зал и изменить его статус на историко-краеведческий. В этом зале представлен материал по истории образования села, дореволюционной жизни крестьян, коллективизации, истории создания колхоза, много материалов о Великой Отечественной войне и послевоенной жизни. Музей развивается и постоянно пополняется новыми экспонатами. 2. Разделы экспозиций. I раздел – История МОУ «Щетиновская СОШ». Основные экспозиции:
II раздел – Они защищали Родину. Основные экспозиции:
III. раздел – История колхоза имени Фрунзе Основные экспозиции: 1. История колхоза имени Фрунзе. 2. Жизнь и трудовая деятельность председателя колхоза имени Фрунзе В. Я. Горина. 3. Труженики села Щетиновка. 3. Характеристика фондов музея. Музей имеет в наличии макет русской печи, ступу, утюги, детали ткацкого станка, гребень, иконы, фотоматериалы о ветеранах Великой Отечественной войны, фотохроники по истории создания Щетиновской средней школы и колхоза имени Фрунзе. Есть материалы о воинах-интернационалистах. Музей периодически пополняется периодическими изданиями (газеты, вырезки из журналов) по истории родного края. Наиболее ценными считаются 4 иконы, удостоверения на медали участников Великой Отечественной войны, паспорт Щетиновской средней школы. ей школы, истории таются 4 иконы, удостоверения на медали участников Великой Отечественной войны, паспорт Щетиновскаой средней. Материалы об истории создания колхоза имени Фрунзе и о председателе колхоза Василии Яковлевиче Горине. В музее имеются выставочные материалы: «75-летие образования Белгородского района»;
4. Характеристика технического состояния музея и условия сохранности экспонатов. Музей находится в отдельном помещении, оборудован противопожарной сигнализацией. Экспонаты музея хранятся в соответствии с требованиями по охране. Такие экспонаты, как старые фотографии хранятся в условиях, препятствующих прямому попаданию солнечных лучей. 5. Программа деятельности музея Цель работы музея: Краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни людей села Щетиновка, Белгородского района, России. Задачи: 1. Интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития. 2. Создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев. 3. Создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие личности ребёнка в них. 4. Активизация работы школьного самоуправления. Методы и формы при реализации программы: 1. Словесные – беседы, рассказ, объяснение. 2. Наглядные – фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д. 3. Игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д. 4. Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала. 5. Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д. 6. Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание. 7. Информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации. 8. Практический метод – оформление краеведческого материала. Формы, используемые при реализации программы: лекции, семинары, дискуссии, игры, интегрированные занятия, конкурсы, турниры, викторины, интервью, презентации, и т.д. 6. Годовой план работы на 2008 – 2009 учебный год.
7. Статистический отчет по итогам работы музея образовательного учреждения за 2007 – 2008 учебный год. Отчет по итогам работы музея за 2007 – 2008 учебный год представлен в виде таблицы
За 2007 – 2008 учебный год музей пополнился новыми экспонатами.
8. Перспективный план работы музея на 2008 – 2011 учебный год 1) Накопить материал на видео и CD – носителях о жизни: ветеранов ВОВ, детей войны и истории школы; 2) Ежегодно проводить «День музея» (каждый класс в этот день делает музею «подарок»); 3) Создать музей «История школы» в отдельном помещении; 4) Постоянно пополнять музей новыми экспонатами. 9. Сценарии проведенных мероприятий. Сценарий мероприятия, посвященного 65-й годовщине Курской битвы. Цели: развить у учащихся патриотические чувства; ознакомить их с событиями, которые оказали огромное влияние на ход всей Великой Отечественной войны; на основе экспонытов и дополнительного материала воссоздать полную и реальную картину происходивших событий. Оборудование: материалы краеведческого музея Ход урока. 65 лет назад на полях Белгородчины произошло величайшее сражение наших войск с полчищами фашистской Германии. Советская армия окончательно развеяло планы гитлеровского командования, поработить Советский Союз и уничтожить самый непокорный народ. В 1943 году события Второй мировой войны продолжали развиваться под знаком решающего значения советско-германского фронта. Поражения в Московской и Сталинградской битвах окончательно подорвали военную мощь Германии и ее политический престиж. К лету 1943 года фронт стабилизировался, стороны готовились к летней компании. Немецкое командование готовило разработку операции «Цитадель», по которой планировалось разгромить войска Воронежского и Центрального фронтов и развить наступление на Москву. Но на этот раз советское командование разгадало планы врага и решила обескровить его в боях, а затем перейти в контрнаступление. Командовали фронтами: К. К. Рокоссовский (Центральный) и Н. Ф. Ватутин (Воронежский). В 530 утра началось сражение, которое оказало решающее значение на судьбу всей войны и нашей страны. На северном прорыве курского выступа немцы к 7 июля продвинулись к крупному населенному пункту Поныри, где произошло мощное сражение между ударными частями трех немецких танковых дивизий и советскими: 2-й танковой (командующий генерал-лейтенант А. Г. Родин) и 13-й армиями (командующий генерал-лейтенант Н. П. Пухов). Потеряв до 50 тысяч убитых и около 400 танков, противник вынужден был отступить. На южном направлении курского выступа, на рассвете 12 июля в расположении войск Воронежского фронта у деревни Прохоровка, на поле 7x5 км началось сражение, в котором во встречном бою сошлись около тысячи советских и немецких танков. Битва продолжалась 18 часов. Однако битва не закончилась в один день. Немецкая армия совершила еще несколько атак на Прохоровку, но безрезультатно. Всевластие вермахта на полях сражений закончилось (посмотрите на экспонаты, посвященные ВОВ: снаряды, патроны, каски). 15 июля немцы возвратились на исходные позиции. Операция «Цитадель» была официально прекращена. Полагая, что сил у Советской Армии не осталось, генерал-фельдьмаршал Э. Манштейн и его штаб совершили ошибку. Г. К. Жуков и А. М. Василевский уже приступили к реализации второй части задуманного в районе Орловско-Курской дуги плана. Таким образом, проведя ряд операций были освобождены: Орел (5 августа), Белгород (5 августа), Харьков (23 августа)… 5 августа впервые за годы войны Москва салютовала 122 пушками в честь освобождения Орла и Белгорода. Этот залп звучал в память о 70 тысяч человек, которые полегли в боях на Курской дуге. Победа под Курском была достигнута меньшей, чем прежде кровью. В августе 1943 года гитлеровские оккупанты были изгнаны с территории нашей Белгородчины. Жители городов и сел с радостью и гордостью встречали советских воинов–освободителей. Бойцы, продолжая наступление, уходили на Запад, храня в сердцах наказ матерей и сестер – приблизить день Великой Победы (посмотрите на письма, которые писались с фронтов, они имеют особую треугольную форму). 10. Материалы краеведческой и поисково-исследовательской работы Представлены в виде рефератов на такие темы, как: «История села Щетиново», «Щетиновка в годы оккупации», «Наш край в годы войны», «Вклад нашего края в великое дело победы» и т. д. |