Скачать 212.18 Kb.
|
ГБОУ гимназия №1521 г. Москвы
Рабочая учебная программа курса «История Средних веков» для 6 класса Составитель: Федорова М.К., учитель истории и обществознания 2013-2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании авторской программы История Средних веков. 6 класс / В.А. Ведюшкин Программа рассчитана на 34 часа (2 часа в неделю в первое полугодие) с использованием учебника История Средних веков, авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской (под ред. А.А. Сванидзе) и прилагаемым к нему УМК. Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию. Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Рабочая программа разработана на основе:
Цели курса:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного; - анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений; - сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и раз Задачи курса:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го класса по истории Средних веков: 1. Хронологические знания и умения: 1.1. Знать и называть хронологические рамки истории средневековья; 1.2. Знать и называть этапы и даты основных событий Средневековья; 1.3. Оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений 2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция): 2.1. Излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры; 2.2. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья; 2.3. Излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов (торговые и культурные связи); 2.4. Уяснить характер этнических процессов средневековья; 2.5. Проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества; 2.6. Представлять социальную структуру европейского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; знать характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, крестьянские и городские восстания в Западной Европе и на Востоке; 2.7. Знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе; 2.8. Представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма; 2.9. Иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья 2.10. Знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов; 3. Работа с исторической картой и другими источниками: 3.1. Читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием. 3.2. Уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации 3.3. Учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника; 3.4. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Анализ, сравнение, оценки: 4.1. Выявлять общее и особенное в историческом развитии различных регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества; 4.2. Выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство); 4.3. Выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения – восстания, войны и пр.); 4.4. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды. Учебно-методические материалы по курсу. I . Учебники, учебные пособия для учащихся: 1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»; 2. Контрольно-измерительные материалы. История средних веков: 6 класс./Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2010 II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.: 1. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г. 2. Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г. 3. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г. III. Учебно-методическая литература: 1. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г. 2. Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1987 г.; 3. Арсланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории Средних веков. Универсальное пособие – 6 класс», М, «ВАКО», 2008 г.; 4. Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.; 5. Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г. Содержание курса «История средних веков», 6 класс (34 ч.) Введение 9 (1 час) Что изучает История Средних веков. Хронологичесике рамки, периодизация истории Средних веков. Тема 1 – Раннее Средневековье (10 часов) Западная Европа в раннее средневековье. Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя. Христианская церковь и королевство франков. Империя Карла Великого. Феодальная раздробленность. Франция и Германия в IX–XI вв. Священная Римская империя. Истоки средневековой культуры. Церковь и культура Византия и славянский мир Территория и население. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Значение принятия христианства славянскими народами. Создание славянской письменности. Арабский мир в VI—XI вв. Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни. Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье» Тема 2 - Классическое Средневековье – 10 часов Феодальное общество. Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Товарно-денежное хозяйство. Новое в мировосприятии горожан. Католическая церковь в XI—XIII вв. Основы могущества церкви. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и Духовно-рыцарские ордены. Значение Крестовых походов. Ереси, борьба с ересями церкви, инквизиция Разные судьбы государств Начало объединения Франции. Возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение. Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV в. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья» Тема 3 - Позднее Средневековье Западная Европа в XIV—XV вв. (8 ч) «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Причины и начало Столетней войны. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Династическая уния Кастилии и Арагона. Завершение Реконкисты. Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Гибель империи ромеев. Повторительно-обобщающий урок «Позднее Средневековье» Страны Азии, Африки и Америки (3 часа) Природные условия Индии, ее богатства. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Китай и его соседи. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Особенности развития Африки. Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития. Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре» Резерв – 2 часа Календарно-тематическое планирование Плановых контрольных уроков - 3, тестов - 5
|