Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 450.83 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации27.05.2014
Размер450.83 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4




На правах рукописи
Аравин Игорь Львович

МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 ГГ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ОБЛАСТНОЙ КНИГИ ПАМЯТИ)


Специальность 07. 00. 02. – Отечественная история

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук

Новосибирск 2008

Работа выполнена на кафедре истории России гуманитарного факультета
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет».


Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор

Шиловский Михаил Викторович







Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Соскин Варлен Львович;










кандидат исторических наук
Шумилов Владимир Николаевич







Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Томский государственный университет»



Защита состоится 16 июня 2008 г. в 10 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 003. 030. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальности 07. 00. 02. в Институте
истории СО РАН
по адресу: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории СО РАН и на сайте института: www.history.nsс.ru.
Автореферат разослан «____» __________________ 2008 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
д.и.н. Матханова Н.П.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Деятельность государства по обеспечению потребности армии и флота в личном составе заключается в выработке принципов, концепций, способов, правил, порядка, а также в определении механизма комплектования войск, в осуществлении правового регулирования воинской обязанности. Для этого при мобилизации и в военное время создается и функционирует система комплектования мобилизационными людскими ресурсами1. Современные взгляды на использование частей и соединений Сухопутных войск в боевых действиях в значительной степени продолжают основываться на опыте проведения операций в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Поэтому всестороннее рассмотрение результатов ведения боевых действий является основой качественной подготовки руководителей воинских формирований различных степеней. Планируемый объем и определение областей поставки мобилизационных ресурсов напрямую зависит от прогнозируемого и реализуемого на практике их расхода при использовании.

Целостную картину процесса мобилизации и дальнейшего пополнения армии в годы Великой Отечественной войны (с постоянным «продуктом» войны – потерями личного состава действующей армии) невозможно воссоздать без анализа региональной истории. Привлечение статистических данных и сопоставление результатов исследования динамики этого процесса, позволит установить тенденции, сделать выводы и обобщения, извлечь соответствующие уроки, которые могут стать полезными при решении ряда насущных задач современного российского общества, с учетом территориальной специфики. Следовательно, изучение и учет исторического опыта проведения мобилизационных мероприятий в свете новых условий, возникающих в ходе структурной и организационной реформы Вооруженных Сил, возможное использование этого опыта на всех уровнях управления как в мирное, так и в военное время является одним из непременных условий развития мобилизационной мощи государства и приобретает особую значимость.

Новосибирская область, входившая в военно-территориальную структуру Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) – Сибирский военный округ (СибВО), на протяжении всей войны находилась в глубоком тылу, сохраняла, в отличие от областей прифронтовых, стабильность управления на всех уровнях и, безусловно, являлась одним из значительных людских и материально-технических источников, позволивших выстоять стране и победить агрессора.

Таким образом, актуальность темы определяется ее значением в научном и общественно-политическим плане.
Степень изученности темы.

Поставленная проблема состоит из двух тесно связанных составляющих, которые условно можно обозначить как пополнение и потери.

Происходящий процесс пополнения армии по изданиям военного времени прослеживается достаточно скупо. Частичную информацию о Сибири можно найти в работах С. Буренко, В. Стрельского, В. Дулова, М. Никитина, вышедших в середине войны и рассматривающих в основном вопросы развития промышленности, сельского хозяйства, трудового героизма населения2. В целом публикации военных лет не позволяют представить даже в общих чертах ход пополнения армии личным составом.

В 1950-е г. освещение темы носило слишком общие черты и приводимые сведения касались армий всех государств, принимавших участие в войне3. Литература о Великой Отечественной имела преимущественно научно-популярный характер и не давала ответ на многие ее конкретные вопросы.

В начале 1960-х г. издана монография П.В. Соколова, посвященная теоретической разработке проблемы людских ресурсов в войне – важнейшего показателя военного потенциала государства, «Война и людские ресурсы»4. В ней на основе сравнительного анализа рассматриваются вопросы комплектования Вооруженных Сил, изменения численного состава армий в ходе войн, подготовки военно-обученного резерва, показывается возрастающая роль людских ресурсов в связи с изменением материально-технической базы войны.

Шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского Союза» только в общих границах обозначила мобилизационный процесс: образцовое проведение Москвой мобилизации, решение о мобилизации коммунистов и комсомольцев, многотысячное народное ополчение. Отмечалось, что, несмотря на потери, численность РККА постоянно увеличивалась5. Вскоре после выхода последнего тома издается сокращенная версия истории войны6, с уточнением ряда цифр и внесением исправлений по отдельным вопросам. Через 5 лет книга переиздается с дополнениями, в основном о предвоенном периоде. Освещение процесса пополнения армии осталось без изменений, с небольшим сообщением о непрерывном поступлении из тыла на фронт резервов7. В общих чертах эта направленность продолжилась и в труде «50 лет Вооруженных Сил СССР»8.

На рубеже 1960–1970-х гг. появляются исследования, освещающие различные аспекты военно-оборонной деятельности в сибирском регионе периода войны. Вышли в свет истории военных округов, расположенных на территории Сибири и Дальнего Востока, отражающие ряд вопросов по направлению пополнения в действующую армию. Самое слабое их освещение – в очерках по истории СибВО, где отмечалось, что фронт требовал резервов, в действующую армию направлялись маршевые роты и батальоны, а запасные части успешно справлялись с задачей подготовки резервов9. Более подробно они показаны в историях Забайкальского и Дальневосточного военных округов10. В целом все сводилось к созданию и отправке на фронт соединений, а военкоматы, как отмечал бывший в это время военным комиссаром Новосибирской области С.Н. Писарев, проводили большую работу по формированию воинских частей11.

Небольшая доля информации о пополнении армии отражена в V томе Истории Сибири12. В отдельных параграфах монографий Г.А. Докучаева13 несколько раз упоминается о проведении массовых мобилизаций на фронт, однако, по замечанию И.И. Кузнецова, содержание ряда положений по этим вопросам бедно фактическим материалом14. Следует упомянуть коллективный труд «Подвиг земли богатырской»15, в котором авторы, опираясь на имеющиеся публикации, воспоминания и мемуары, документальные материалы центральных и сибирских государственных архивов, наряду с другими аспектами работы сибирского тыла, обобщили ряд граней его военно-мобилизационной деятельности.

Фрагментарные сведения о ходе мобилизационной работы в регионе содержат статьи И.В. Лопушного, Б.В. Корниенко, Т.Н. Петровой, Н.С. Гаврилова, помещенные в сборниках конференций к юбилеям Победы16. Интересные данные приводит В.Г. Клюев, рассматривающий на основе материалов партийных организаций Западной Сибири проведение и организацию призывов в порядке выполнения закона «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г., но в предвоенной период17. Информация об этих призывах в военные годы вообще скудна в литературе – имеются лишь упоминания18.

В 1974 г. вышла книга «Начальный период войны», освещающая основные проблемы вступления государств в войну. В труде, при довольно подробном рассмотрении мобилизационных мероприятий стран-участниц Второй мировой войны19, мобилизационному развертыванию РККА уделено всего четыре страницы, содержащие весьма общие положения, с констатацией того же факта непрерывного пополнения ее людьми20. Сделанные в работе выводы, относящиеся к военной мобилизации европейских государств (в основном Германии), очевидно, в полной мере относились и к СССР21.

В 1970–1980-е г. издана «История второй мировой войны 1939–1945»22 – официальная советская история войны, к достоинствам которой относится рассмотрение военных, политических и экономических событий в комплексе, не содержащая в этом плане недостоверной информации. В контексте нашей темы, в ней коротко говорится: о первой очереди мобилизации, персональных и массовых партийных призывах по мобилизации и количестве прибывших в армию до конца 1941 г. партийных руководителей; отмечается резкое сокращение людских ресурсов в деревне и числа квалифицированных рабочих на производстве в связи с мобилизацией; констатируется значительная потребность в резервах; приводятся сведения о вновь формируемых и выводимых в резерв Ставки соединениях (однако только с точки зрения организационных мероприятий), а также о количестве маршевых пополнений в октябреноябре 1942 г., подаваемых фронтам; о пополнении с освобожденных территорий, называемым «призывом на военную службу»23. Очевидно, можно говорить об определенно сложившемся стереотипе в освещении вопросов пополнения Красной Армии. Так, примером этого может служить книга «Советский Союз в годы Великой Отечественной войны». В ней отмечается, что важнейшим участком военно-мобилизационной деятельности являлось пополнение рядов армии24, вместе с тем, все содержание этой деятельности сводится к созданию ополченческих, добровольческих, истребительных формирований и стрелковых дивизий 1941 г. В вышедшей одновременно истории строительства Вооруженных Сил говорится и того меньше, а основной акцент делается на проводимые организационно-штатные мероприятия25.

Задачи, связанные с мобилизацией, и их решение нашли отражение в многочисленных трудах по истории КПСС, а также в работах, посвященных строительству Вооруженных Сил под ее руководством в 1941–1945 гг. В них показывается ведущая роль Коммунистической партии Советского Союза в военно-мобилизационной работе, приводится множество сведений о призывах в армию различных категорий ее членов и количественном составе партийных организаций в армии в различные периоды войны26.

Издания и публикации 1980-х г. по содержащейся информации о пополнении армии отмечаются большей полнотой. Возросло количество сведений о численности армии в различные периоды. Однако, в основном все сводилось к тому же общему положению о беспрерывном пополнении РККА за счет боевых резервов, подготовленных в тылу27.

Таким образом, историография советского периода не позволяет представить процесс пополнения действующей армии людскими ресурсами. Наиболее исследованными в этом плане являются вопросы добровольческого движения, формирование новых частей и соединений, всеобщее военное обучение населения (всевобуч).

В работах Н.А. Кирсанова, В.И. Кузнецова, А.Д. Колесника, А.М. Синицына, В.В. Черепанова, посвященных добровольческому движению как одной из форм комплектования армии, отражалась история создания добровольческих формирований и вклад в дело разгрома врага28. В качестве основной причины массовости добровольческого движения объявляется гражданский патриотизм, охвативший весь многонациональный советский народ в военные годы.

Задача непрерывного пополнения вооруженных сил являлась одной из основных, которую решал советский тыл в годы войны. Поэтому при исследовании жизни тыловых районов, взаимосвязи фронта с тылом и других аспектов функционирования общества в годы войны неизменно рассматривалась или затрагивалась тема подготовки военно-обученных резервов для армии, начальная военная подготовка которых проводилась преимущественно в системе всевобуча29. Конечно, роль всевобуча как дающего азы военного дела, велика. Тем не менее, освещение этой роли практически полностью заслонило собой деятельность органов военного управления, запасных частей и в целом всей системы комплектования армии.

Хорошо изученной является тема региональных воинских формирований и, в частности, соединений и частей, создававшихся на территории
СибВО. В публикациях З.П. Верховцевой, И.П. Сенкевича, П.П. Зайцева, П.В. Зароастрова, И.П. Молочаева, А.П. Дикань, А.С. Ширяева, Н.С. Гаврилова, В.Б. Лобанова, Ф.М. Напалкова, С.П. Ултургашева, В.С. Яцкевича,
М.М. Таланова, Г.А. Дорофеева, имеется богатый материал об истории формирования, боевом пути сибирских дивизий, приводится много конкретных эпизодов с описанием подвигов воинов-сибиряков30.

С рубежа 1990-х гг. стали подробнее освещаться вопросы пополнения действующей армии. В 1992 г. вышло исследование авторского коллектива под руководством В.П. Неласова «1941 год – уроки и выводы», довольно подробно и критически рассматривающее вопросы оперативно-мобилизаци- онного планирования, боевой и мобилизационной готовности, мобилизации армии и флота, использования мобилизационных людских ресурсов в начальном периоде Великой Отечественной31.

В 1993 г. увидело свет первое статистическое исследование потерь личного состава и боевой техники Советских Вооруженных Сил в военных конфликтах за период 1918–1989 гг. Авторство принадлежит рабочему коллективу под руководством Г.Ф. Кривошеева, с именем которого этот труд обычно и ассоциируется. В нем впервые называется общая цифра «надевавших шинели» в годы Великой Отечественной – 34 476, 7 тыс. чел.32 Указанное число, очевидно, исходит из потенциально предельного количества человек в Вооруженных Силах от населения страны и ориентируется на определяемую расчетным путем численность населения страны к началу войны, расходящуюся по разным оценкам33. В работах С.Н. Михалева, Ю.А. Горькова34 публикуется ряд документов о пополнении РККА личным составом. Общие вопросы работы военных комиссариатов Новосибирской области, преимущественно в начальный период войны, раскрыл Р.К. Мусин35. Количество призванных с территории СибВО – 2 641 тыс. чел. – привел в своей книге Ю.А. Фабрика36 (такую же, но более общую цифру назвал бывший его командующий Н.Е. Макаров37). Проблему изучения военных мобилизаций поднимал в своих работах В.А. Исупов38.

Анализ деятельности органов управления в округе по проведению мобилизации и призывов, ход подготовки боевых резервов рассматривается в вышедшей в 2005 г. монографии В.И. Голикова. Наряду с содержащейся в ней значительной информацией, имеются и не совсем верные утверждения. Например, «… подготовке боевых резервов в СибВО была посвящена значительная часть мемуаров командующего 24-й Армией С.А. Калинина»39. На самом деле в ней эти вопросы рассматриваются крайне фрагментарно40. Структуру и деятельность запасных воинских частей округа по подготовке различных военных специалистов и маршевых подразделений раскрывает в своих работах Н.Д. Ростов41.

Необходимо отметить вышедшую в 2006 г. книгу А.И. Накоржевного42, в которой мобилизации и подготовке маршевых пополнений в округе отведены отдельные главы. Воссоздается реальная картина процесса пополнения действующей армии с территории округа в годы войны, приводятся обобщающие цифры (в основном с опорой на итоговые доклады о работе за военный период Новосибирского областного военного комиссариата и
СибВО) поставляемых округом мобилизационных ресурсов.

Не забывается тема сибирских формирований в качестве значительного показателя вклада региона в войну. В городах, областях, краях и республиках Сибири за последние годы периодически проводились научно-практические и исторические конференции, посвященные знаменательным датам, касающимся периода Великой Отечественной. По их материалам выпускались соответствующие сборники43, с непременно присутствующими в них статьями и сообщениями об ушедших на фронт сибирских соединениях. Ряд конференций отдельно посвящался только сибирским дивизиям44. Возрос интерес к определению полного перечня различных воинских формирований и учреждений СибВО военных лет45.

Вместе с тем по прошествии более 60 лет со времени окончания Великой Отечественной войны иногда проявляется завышенная оценка ряда сторон в освещении роли сибирских воинских формирований в общем деле Победы. К примеру, «... на территории Сибирского военного округа со штабом в городе Новосибирске формировались соединения и воинские части, сыгравшие исключительно важную, даже решающую роль (курсив наш. – И.А.) в достижении победы советского народа над фашистской Германией»46. Наряду с этой ролью, сибирские дивизии и бригады стали «… лучшими в армии»47. Иными словами, в этом вопросе происходит явная переоценка ценностей.

В целом же рассмотрение процесса пополнения армии ограничивается концом 1941 г. или максимум серединой 1942 г. и сводится, в общем виде, к следующему: призыв по мобилизации согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. (изредка упоминается о призыве старших возрастов в августе 1941 г.); формирование соединений и частей народного ополчения; всеобщее военное обучение; создание новых соединений и частей.

Демократизация общественной жизни страны позволила глубже изучать историю Великой Отечественной войны, полнее раскрыть в ней роль народа. Тем не менее, в основном в работах, посвященных ее изучению, продолжает преобладать, без сомнения важная, тема героизма советских людей на фронтах и в тылу. Вместе с тем война длилась не один день, а ведение боевых действий без потерь личного состава не бывает. Какой ценой достигнут успех, что стоит за выражением «успеха не имели»  остается только догадываться. О печальной стороне боевых действий – потерях и особенно их размерах не говорится ничего или только упоминается. Касаясь сибирских формирований, исключение составляют, пожалуй, книги З.П. Верховцевой, И.П. Молочаева и ряд других публикаций48, однако, выводов при этом никаких не делается. На наш взгляд, у всех работ, относящихся к сибирским дивизиям, имеется существенный недостаток – их участие в боевых действиях и боевой путь рассматриваются исключительно с позиции неизменно стабильной величины первоначального личного состава, что в свою очередь ведет к чрезмерной легендарности. А потери имелись, причем такие, что сосчитать их до сих пор не представляется возможным.

Вопрос о людских потерях (в том числе и чисто военных) в годы Великой Отечественной остается остро дискуссионным. Его историография в той или иной степени полноты рассматривается в работах В.В. Гуркина,
В.А. Исупова, С.А. Кропачева, С.Н. Михалева, Б.В. Соколова, С.А. Тюшкевич, А.В. Толмачевой49 и других. В целом изучение вопроса концентрируется вокруг называемых официально цифр потерь – 7, 20, 27 млн. человек50, а количественная их оценка производилась в основном различными демографическими методами. Особо достается исследованию «Гриф секретности снят». При этом практически игнорируется заявленное главное наполнение книги – анализ потерь личного состава действующих армии и флота и помощь в объективном понимании связанного с этим «…клубка больших сложностей»51. Понимая это и приводя цифры потерь РККА и РККФ, во многом основанные на выводах комиссий52, не подлежащие, по С. Н. Михалеву, сомнению53, авторы, по нашему мнению, оставили поле для дальнейшей проработки вопроса – «За годы войны из Вооруженных Сил убыло по различным причинам в общей сложности 21,7 млн. чел. … Более половины этой убыли составили безвозвратные потери»54.

Конечно, нельзя говорить о том, что в каком-нибудь специальном хранилище специального архива имеется специальная папка, в которой указаны действительные цифры потерь РККА в Великой Отечественной войне. Еще в 1995 г., исследуя историографию данного вопроса, В.А. Исупов заключал, что, в сущности, демографические методы себя исчерпали. «Они позволили получить общую цифру. Теперь стоит задача выявить собственно боевые потери Красной Армии; не менее важно определить людские потери отдельных регионов страны. В данном случае необходим не столько демографический, сколько исторический анализ архивных и опубликованных документов»55.

Таким образом, на сегодняшний день в общем виде рассмотрены многие стороны процесса пополнения РККА в годы войны. В то же время, в связи со спецификой мобилизационных вопросов, ряд положений остается под грифами «Секретно» или «Для служебного пользования» (по выражению
В.А. Исупова  «...тема … строго табуирована»56). Пополнение армии в годы войны представлено как естественный процесс, не нуждающийся в каком-либо регулировании.

Обширная информация о людских потерях Красной Армии в основном сосредоточена на определении их итоговой численности (вопросы, связанные с потерями среди военнослужащих Сибири, практически не рассматриваются, в лучшем случае указываются общие цифры57). Оценка числа потерь, понесенных в ходе проведения операций, несомненно, является одним из важных критериев уровня военного искусства. Но судить о нем только по итоговым, суммарным данным за всю войну – неправомерно. Потери должны рассматриваться в динамике. При этом необходимо подвергнуть анализу их структуру, чтобы вскрыть устойчивые закономерности, присущие этой стороне боевых действий.

Суммируя накопленный в литературе материал, можно констатировать, что сложный и противоречивый процесс использования мобилизационных людских ресурсов отдельных территорий Российской Федерации не получил достаточного освещения и нуждается в дальнейшем исследовании.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск