Скачать 98.07 Kb.
|
Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) Тема: «Овощи + фрукты + ягоды. Поговорим о витаминах». Цели: Развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование: 1.Учебник по русскому языку, пазлы с картинками овощей и фруктов, ,конверты с «биографией овощей», листочки с загадками. Ход урока: Организационный момент. Девочка в русском костюме с корзиной в руках (яблоки, апельсины, бананы) встречает гостей со словами: Ой, вы гости, господа! Долго ль ехали сюда? Вы! Пришли к нам на урок А встречаем вас не хлебом (пауза) А корзиной сладких яблок (ягод). Вы, присядьте, посмотрите И урок наш оцените. Не судите вы нас строго Коль понравится он Вам Благодарны будем Вам. Угощает гостей. Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа. Чистописание На доске написано: з в д и о т р а о м в и ь н е ы здесь спрятаны два важных слова, отгадайте их (здоровье и витамины). Учитель: Беседа Как вы думаете, что такое здоровье (ответы детей) Правильно. Здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему вся работа по плечу. Но это еще не все… Работа по теме: Сегодня мы с вами узнаем, что следует делать, чтобы действительно быть здоровыми.
Может вы знаете откуда к нам «приехали» овощи? (ответы детей). Я буду загадывать загадки, вы же, отгадав ее, находите вокруг себя картинку. В конверте биография этого овоща. 1 загадка И зелен и густ На грядке вырос куст Покопай немножко Под кустом (картошка) Молодцы. А теперь давайте прочитаем историю картофеля. Ученики: С историей картофеля связано много забавных рассказов. Когда в 16 веке картофель был привезен из Америки в Англию, то люди еще не знали, как его готовить, и употребляли в пищу его листья и стебли, которые имели отвратительный вкус. Цветами картофеля украшали свои наряды и прически знатные вельможи. В Россию картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а разводить картофель отказывались. Родиной картофеля считается Южная Америка. Учитель: Запишите в тетрадочку первое словарное слово «картофель». 2 загадка Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст Как же быть без хруста, Если я (капуста). Ученик: Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «Голова». Отварную капусту древние египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо. . Сок ее улучшает пищеварение. В капусте содержится много витамина С. Учитель: Образуйте от слова «Капуста» однокоренные слова.(Ответы детей) 3 загадка Сидит девица в темнице, А коса на улице. (морковь). Ученик: В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу. В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину 1,5м. Врачи Древнего Рима и Греции использовали морковь при лечении легочных заболеваний, болезней почек, глаз. Морковь очень богата каротином (провитамином А), содержание которого в моркови превосходит почти все фрукты и овощи, за исключением облепихи. Чем интенсивнее красный цвет, тем больше в моркови каротина. Учитель: 4 загадка На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый. (огурец) Ученик: Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России. Огурцы богаты калием, фосфором, серой, кальцием, клетчаткой, необходимы для работоспособности головного мозга. Учитель: 5 загадка Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика Только шея тонка. (тыква) Ученик: О тыкве можно рассказать немало интересного. В средней Азии из тыквы делают различную посуду: бутылки, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу. В Индии используют тыкву для ловли обезьян. Просверлив в тыкве небольшое отверстие, индусы насыпают туда рис и другие семена. Просунув туда лапку за лакомством, жадная обезьянка не может вытащить свой кулачок обратно в узкое отверстие, и ковыляет обезьянка на трех лапах, волоча большую тыкву. Даже когда прибегают люди. Она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко выпускать зерна, и охотники легко забирают жадного зверька. Тыква очень богата каротином, магнием, клетчаткой и другими полезными веществами. Учитель: По вашему мнению, что можно сделать из тыквы? (ответы детей) Молодцы! Мы с вами не только написали словарь, но узнали биографию этих овощей. Физкультминутка. Учитель: А какие овощи вы знаете? А какие самые полезные? (ответы детей)
Сценка «СПОР ОВОЩЕЙ» Осень: Урожай у нас хорош, уродился густо: И морковка, и картошка, белая капуста, Кабачки зеленые, красный помидор Затевают длинный и серьезный спор. Овощи: Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней? Кто от всех болезней будет всем полезней? Осень: Выскочил горошек – ну и хвастунишка! Горошек (весело): Я такой хорошенький зелененький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу! Осень: От обиды покраснев, свекла проворчала… Свекла (важно): Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для борща и для винегрета Кушай сам и угощай – лучше свеклы – нету! Капуста (перебивая): Ты, уж свекла помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные! Огурец: Очень будете довольны, съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик – всем понравится, конечно! Редиска (скромно): Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем! Морковь (кокетливо): Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку – Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным ловким. Осень: Тут надулся помидор, и промолвил строго… Помидор: Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного. Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный. Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем. Осень: У окна поставьте ящик. Поливайте только чаще. И тогда, как верный друг. К вам придет зеленый … лук! Лук: Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям. Угадали? Я – ваш друг. Я – простой зеленый лук! Картошка (скромно): Я, картошка, так скромна – слова не сказала… Но картошка так нужна и большим и малым! Баклажан (робко): Баклажанная икра так вкусна, полезна… Осень: Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно! (Слышится стук в дверь. Все овощи замолкают.) Кто-то, кажется, стучит… (входит ученик в костюме Айболита) Овощи (хором): Это доктор Айболит! Айболит: Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья? Овощи: Кто из нас, из овощей, всех вкусней и всех важней? Кто от всех болезней будет всем полезней? Айболит (расхаживая): Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить. Все, без исключения. В этом нет сомнения! В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь: Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее! Физкультминутка Учитель: Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития. Только ли овощи дают нам витамины? (Нет!) А что еще? (Фрукты) Какие фрукты вы знаете? (ответы детей) Молодцы.
На доске написаны пословицы.
Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните, почему вставили. Раскройте смысл этих пословиц. (ответы детей) Спишите вторую пословицу. Дерево держится своими корнями, а человек пищей. Выпишите словосочетания: Держится (чем?)корнями, пищей. Корнями (какими?) своими.
У нас есть слово (витамины), вам нужно сейчас подобрать такие слова (овощи или фрукты), чтобы одна буква была в слове витамины.
Лесные ___________ очень полезны, в них много ___________ и __________ веществ. А какие _________ блюда из ягод можно приготовить! Компоты, морсы, пироги, мармелад. И на зиму ягоды запасают - ___________, ____________, варенье варят. Перед вами текст, но в нем нет слов, попробуйте добавить опорные слова.
Итог урока: Ну вот, наш урок заканчивается, а чему мы посвятили сегодняшний урок? (ответы детей) Чем отличаются овощи, фрукты и ягоды? (овощи растут на грядках, фрукты в огороде (саду), ягоды в лесу). Что в них общего? (все они дают нам силу расти, жить, правильно развиваться). Вывод: Подведем итог. Чтобы быть здоровым, что нам нужно.
Молодцы! Будем надеяться, что после такого вывода, который вы сделали сами, вы будете следить за своим здоровьем и питанием. Спасибо за урок. |