Скачать 98.31 Kb.
|
Цель проекта и основные задачи: Повысить эффективность обучения истории путем использования цифрового документально-методического обеспечения практических занятий. Результаты проекта Внедрение модели «1 ученик: 1 компьютер» позволит организовать изучение предмета «история» с опорой на практическую деятельность школьника, обеспечить каждому учащемуся доступ к историческому источнику (его изображению), возможность познавать историю в ходе собственного исследования, формулировать свою точку зрения на исторические события. Практические занятия строятся на работе с цифровыми документально-методическими комплексами (ДМК), которые содержат изображения исторических источников и комплекс вопросов для их интерпретации. На основании самостоятельного исследования предложенных источников учащийся формулирует вывод об историческом событии, явлении, деятеле. Использование данных ДМК дает возможность по-новому организовать процесс освоения знаний учеником. Изображение исторического источника (рисунок, фото, карта, схема, таблица) не просто иллюстрирует рассказ учителя или материал учебника (как это происходит в традиционных учебниках), а служит основанием для получения учащимся информации об историческом явлении. При этом вывод о сущности и особенностях этого явления делается учеником самостоятельно и может содержать авторскую оценку. Результатом обучения в таком случае становится не просто определенная сумма знаний, усвоенная учащимся, но и умение работать с различными видами информации, анализировать, находить ответ на поставленный вопрос, - качества, составляющие информационную компетентность. Использование информационных технологий в создании ДМК позволяет предоставить учащимся возможность работать с широким кругом исторических источников. Поскольку учитель не может регулярно приводить всех учащихся в музей или в архив и обеспечивать условия для проведения исследования, компьютерные технологии в организации такой работы незаменимы. Важной частью ДМК являются вопросы и задания, которые нацеливают учащегося на поиск нужной информации, направляют его исследовательскую деятельность. Организационная форма использования цифровых документально-методических комплексов (ДМК) может быть следующей:
Использование цифровых образовательных ресурсов в виде ДМК имеет ряд серьезных преимуществ:
Основные критерии успешности проекта:
В результате реализации проекта в полной мере будет достигаться требование государственного образовательного стандарта к уровню подготовки учащихся основной школы: «уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников». Изучение истории путем решения практических задач, знакомство с подлинными историческими источниками полностью соответствует целям современного образования, определенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «воспитание важнейших качеств личности: инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения». Целевая группа Модель «1 ученик: 1 компьютер» начнет применяться в 8 классе при изучении курсов «Новая история 1800-1913гг» и «История России XIX век». Поскольку в 5 классе предмет «История» изучается впервые, а в 6-7 классах только начинается изучение «Истории Отечества» вводить в этих параллелях работу с документально-методическими комплексами не целесообразно. А к 8-му классу учащиеся уже обладают достаточной теоретической подготовкой и опытом в изучении курса истории, чтобы справиться с интерпретацией исторических источников, сравнить изучаемые события с уже известными им процессами всеобщей и отечественной истории и делать самостоятельные выводы. В проекте будут участвовать учащиеся одного класса (25 чел.) Поскольку проект предполагает организацию практических занятий по предмету «История» для его реализации достаточно одного педагога, ведущего данный предмет в этом классе. Однако все учителя истории школы (4 чел.) на данный момент обладают необходимой квалификацией и готовы включиться в проект. Все педагоги проходили курсы повышения ИКТ-компетентности на базе межшкольного методического центра в рамках реализации проекта «Информатизация системы образования» в 2005-2008 г. Кроме того, имеется опыт осуществления проекта по созданию комплекта презентаций к историческим практикумам (проект-победитель конкурса педагогических инициатив Приказ МОиН Чел.обл. №01-5631 от 24.11. 2006г.), в котором принимали участие все учителя истории школы. Руководитель проекта Борисова Оксана Алексеевна активно работает над проблемой использования информационных технологий в образовательном процессе. В апреле 2005г. успешно защитила кандидатскую диссертацию: «Информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы: аспект оптимизации». Постоянный участник конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» (Москва, 1999-2009гг). На XIV, XVII конференциях Оксана Алексеевна представляла свой опыт в очных докладах, была награждена Дипломом за лучший доклад (2004г.). Имеет публикации по данной теме в различных научных сборниках и журналах (общим числом 26). Организация обучения Правила использования персональных мобильных компьютеров школьника, организация рабочего пространства: Персональные мобильные компьютеры школьника будут находиться в кабинете-медиалектории. Имеющийся в школе медиалекторий представляет собой аудиторию, оснащенную автоматизированным рабочим местом учителя (компьютером, принтером, мультимедийным проектором), рабочими компьютерами учащихся (6 штук). В медиалектории установлена интерактивная доска, аудитория подключена к школьной локальной сети, организован доступ к Интернет-сети (скорость 512 Кбит/сек, при условии одновременной работы в Интернете 25 персональных мобильных компьютеров школьника). В медиалектории до конца сентября запланирована установка оборудования (хот-спот) для организации локальной компьютерной сети по беспроводному протоколу Wi-Fi. Взаимодействие учителя и учеников: Оснащенность медиалектория дает возможность строить учебный процесс, используя различные формы обучения: фронтальную и индивидуальную, а так же работу в группах. Ученики будут слушать объяснение учителя, наблюдать пример работы с документально-методическим комплексом, демонстрируемый при помощи интерактивной доски, и, затем, переходить к выполнению практической работы на своем персональном мобильном компьютере. Результат самостоятельно выполненной практической работы школьника может быть представлен в виде устного ответа с демонстрацией примера на интерактивной доске, письменного ответа на вопросы или текстового документа в редакторе Word, выполненного на персональном мобильном компьютере и переданного по локальной сети на компьютер учителя (в зависимости от изучаемой темы и типа урока). Обеспечение безопасности работы со школьными ноутбуками (их сохранность, техника безопасности): школьные ноутбуки предполагается хранить в медиалектории, который, оснащен системой охранной сигнализации; имеется специализированное помещении (лаборантская) которое может быть использовано для хранения персональных мобильных компьютеров школьника, в кабинете есть возможность зарядки их аккумуляторов. Оборудование медиалектория соответствует действующим санитарным правилам и нормам (Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"). Медиалекторий относится к кабинетам повышенной опасности и имеет всю необходимую документацию. Ответственным за кабинет является учитель информатики. Техническая поддержка: осуществляется инженером, работником школы по совместительству, обладающим необходимой квалификацией. Работы с родителями учеников выбранных классов: Информация о реализации проекта будет доведена до родителей выбранного класса на родительском собрании. В традициях школы проведение Клуба выходного дня, с посещением родителями уроков. В случае реализации проекта открытые уроки истории с использованием мобильных компьютеров школьника будут обязательно продемонстрированы в ходе данного мероприятия. Кроме того, информация будет представлена на сайте школы (http://shkola112.ru), обновления сайта происходят еженедельно. Методическая поддержка и обобщение опыта: Главное для методической поддержки проекта в образовательном учреждении уже сделано: имеется разработанные цифровые документально-методические комплексы к практическим занятиям по истории. Данная работа проводилась в рамках реализации проекта-победителя конкурса педагогических инициатив в 2006-2008 гг. Результаты проектной деятельности представлены на сайте http://www.rkc-74.ru /Педагогические инициативы 2006-2007 гг/ Цифровое документально-методическое обеспечение практических занятий по истории. Предполагается продолжить совершенствование документально-методических комплексов, разработку и оформление методических рекомендаций по их использованию. Данному вопросу будут посвящены ежемесячные совещания методического объединения учителей истории. Опыт по использованию цифровых документально-методических комплексов к практическим занятиям по истории в режиме «1 ученик – 1 компьютер» учителя школы готовы распространять на открытых уроках, методических совещаниях районного, городского и областного уровней, конференциях и семинарах. У педагогов школы богатый опыт по организации и участию в подобных мероприятиях, в том числе и по проблеме использования цифровых образовательных ресурсов на практических занятиях по истории. Информация о реализации проекта, цифровые документально-методические комплексы и методические рекомендации по их использованию будут размещаться на сайте школы, учебного методического центра. Возможно обобщение опыта в виде доклада и публикации в материалах на ежегодной международной конференции-выставке «Информационные технологи в образовании» («ИТО»). Какое программное обеспечение предполагается использовать в учебном классе? 1. ПО из комплекта «Первая помощь» (лицензия продлена на 2011 год в соответствии с соглашением между муниципалитетом и правообладателем программных продуктов (“Соглашение о намерениях 3483/CHK11” от 19 ноября 2010 г.). 2. Электронные энциклопедии:
3. Цифровые образовательные ресурсы по истории из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещенные на http://www.school-collection.edu.ru. 4. Интерактивные исторические карты (авторы сценария: В.А. Клоков, М.В.Пономарев, ООО «Дрофа», 2006-2008гг). Мониторинг успешности проекта, ожидаемые результаты внедрения проекта В ходе реализации проекта будет готов полный усовершенствованный комплект цифровых документально-методических комплексов к практическим занятиям по истории (не менее 70 шт. в форме презентации Power Point) и методические рекомендации к его использованию (подробный конспект урока с определением целей урока, его места в структуре изучаемого курса, средств обучения, описанием форм деятельности учащихся на каждом уроке и примерными вариантами их ответов при интерпретации предложенных исторических источников). Применение цифровых документально-методических комплексов позволит педагогу выстроить преподавание учебного материала в соответствии с компетентностным подходом, добиться решения новых образовательных задач. На этих уроках учащиеся приобретают навыки организации самостоятельного исследования, умение работать с различными видами информации, анализировать, формулировать собственные выводы, давать свою оценку. Данные материалы могут быть использованы учителем истории любого образовательного учреждения. Цифровые ДМК можно использовать как в системе преподавания истории, так и частично, при поведении отдельных уроков. При желании учитель может легко изменить предлагаемый продукт, в зависимости от особенностей ученического коллектива или конкретного ученика. Применение созданного методического продукта основывается на использовании стандартного программного обеспечения. Следовательно, от образовательных учреждений не требуются дополнительные финансовые вложения, исчезают проблемы, связанные с установкой программных продуктов и их адаптированием, от учителя требуется минимальный уровень пользовательских навыков работы на компьютере. |