Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 182.6 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.05.2014
Размер182.6 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

Программа дисциплины
Методология научных исследований в менеджменте: методология управления проектами

для направления 080200.68 Менеджмент

подготовки магистра
для магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»
Автор программы:

Д.В Гергерт, к.э.н., dgergert@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры стратегического менеджмента «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой Е.И. Фаерберг_______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.
Председатель Г.Е. Володина ________________________

Пермь, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» изучающих дисциплину «Методология научных исследований в менеджменте: методология управления проектами».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2009г. №636.

Образовательной программой «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» для направления подготовки магистра 080200.68 Менеджмент.

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент для магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации», утвержденным в 2013г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» являются:

- систематизация имеющихся знаний по исторической эволюции управления проектами от древнего мира до современной действительности;

- изучение существующих профессиональных стандартов управления проектами;

- выделение основных особенностей стандартов управления монопроектом;

- обзор особенностей определения компетенций менеджера проекта.


3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные профессиональные стандарты управления проектами.

  • Уметь формировать структуру методологии управления проектами.

  • Иметь представление об особенностях и основных отличиях стандартов управления монопроектом.

  • Обладать навыками формирования раздела методологии по определению компетенций менеджера проекта.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

ОК-1

- владеет культурой управления монопроектами; понимает взаимосвязь проектного управления с социально-значимыми процессами, происходящими в современном обществе и государстве;

лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, включающая выполнение задач и упражнений

способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения


ОК-3

- знает основные положения стандартов управления проектами, понятия, определения и подходы; обоснованно применяет инструменты управления проектами для решения поставленных задач

семинарские занятия с использованием технологии кейс-метода; обсуждение и анализ современных публикаций по методологии проектного управления

cпособен принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

ОК-4

-уверенно использует инструменты проектного управления в ходе практической деятельности;

Владеет основными компетенциями менеджера проекта;

лекции, семинарские занятия с использованием технологии кейс-метода; самостоятельная работа, результатом которой является написание домашней работы; обсуждение и анализ решений, предлагаемых студентами

способен управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

ПК-1

- разрабатывает проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;

лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, включающая выполнение задач и упражнений

способен разрабатывать программы организационного развития, изменений и обеспечивать их реализацию

ПК-4

- показывает умение формулировать и решать профессиональные задачи, а также выбрать подходы к их решению;

лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

способен готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности

ПК-8

- понимает взаимосвязь проектного управления с экономическими процессами, происходящими на макро и микро уровнях; понимает значение проектного управления для наиболее эффективного решения профессиональных задач

лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общих дисциплин направления и базовой части.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Менеджмент»

«Разработка управленческих решений»

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знать современные подходы в менеджменте и разработке стратегии;

уметь обобщать и систематизировать результаты анализа деятельности компании;

обладать элементарными навыками разработки управленческих решений.

Вместе с тем, на данную магистерскую программу поступают бакалавры различных направлений высшего профессионального образования, часть которых не имеет необходимых для обучения менеджериальных знаний. Данный курс должен восполнить пробелы в менеджериальном образовании студентов.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

«Корпоративные системы управления проектами»;

«Управление портфелем проектов».

5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Историческая эволюция управления проектами

44

8

10




26

2

Методологическое обеспечение управления проектами

54

12

10




32

3

Методология управления монопроектом

58

10

10




38

4

Методология определения компетенций менеджера проекта

60

10

10




40

6

Итого

216

40

40

0

136



6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

Модуль/неделя модуля

Параметры **

1

2

3

4




Текущий


Контрольная работа




4







Письменная работа 60 минут

Эссе




2







В соответствии с темами

Коллоквиум

6










В соответствии с темами

Итоговый

Экзамен




8







Письменный - по контрольным вопросам курса



6.1Критерии оценки знаний, навыков



Контрольная работа

Контрольная работа проводится в аудитории в виде теста и решения ситуационных задач.

Разбалловка по тестам и задачам заранее доводится до сведения студентов.

Студентам необходимо набрать максимальное количество баллов.

Коллоквиум

В качестве темы для коллоквиума студентам предлагается ситуационная задача по теме «Современные методы (инструменты, подходы) управления монопроектами в нестабильной внешней среде ». Критерии оценки: для получения максимального количества баллов студенту необходимо найти в медиатеке, периодических изданиях, сети Интернет публикации по теме, выстроить презентацию и защиту своего подхода.

При проведении контрольной работы и коллоквиума проверяются следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-4, ПК-8.

Эссе

Эссе пишется на тематику, представленную в данной программе. Обязательна сдача эссе в электронной форме и проверка его в системе Антиплагиат. Эссе должно содержать не менее 80% авторского текста.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Дистанционная поддержка осуществляется в системе LMS.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в деловых играх, дискуссиях, обсуждении кейсов. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Окол,

при этом n1 = 0,25, n2 = 0,25, n3 = 0,50.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется равной результирующей оценке (О результирующая).

7Содержание дисциплины


Раздел 1. Историческая эволюция управления проектами

  1. Великие проекты прошлого. Проекты древнего мира, средневековья, возрождения, индустриальной эпохи, постиндустриальной эпохи. Исторический опыт России в реализации проектов.

Количество часов аудиторной работы 4

  1. Становление управления проектами как научно-практической дисциплины и профессии. История управления проектами с середины 20-го века до наших дней. Современное состояние управления проектами.

Количество часов аудиторной работы 6

  1. Международные ассоциации управления проектами, стандарты, сертификация. Эволюция научных исследований в управлении проектами. Тенденции развития управления проектами.

Количество часов аудиторной работы 8

Литература по разделу:

  1. Haugan G. Project Management Fundamentals: Key Concepts and Methodology: Management Concepts, 2011 (доступ через медиатеку НИУ ВШЭ). Part 2. The Project Management Methodology

  2. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003.

  3. Хелдман К. Профессиональное управление проектами / К. Хелдман; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  4. Пинто Дж.К. Управление проектами – СПб, Питер, 2004.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии.

Работа на семинарах предполагает решение ситуационных задач, обсуждение проектной практики.

Раздел 2. Методологическое обеспечение управления проектами

  1. Обзор существующих профессиональных стандартов управления проектами. Классификация стандартов.

Количество часов аудиторной работы 6

  1. Стандарты управления монопроектом. Стандарты управления программой. Стандарты управления портфелем проектов. Стандарты определения компетенций менеджера проекта. Стандарты определения зрелости проектного управления в организации. Стандарты по управлению рисками, разработке структурной декомпозиции работ проекта, освоенному объему.

Количество часов аудиторной работы 6

  1. Сравнительный анализ стандартов. Авторские методологии в управлении проектами.

Количество часов аудиторной работы 6

  1. Формирование структуры методологии управления проектами.

Количество часов аудиторной работы 4

Литература по разделу:

  1. Haugan G. Project Management Fundamentals: Key Concepts and Methodology: Management Concepts, 2011 (доступ через медиатеку НИУ ВШЭ). Part 2. The Project Management Methodology. Part 3. Applying the Methodology

  2. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003.

  3. Основы Профессиональных Знаний и Национальные Требования к Компетентности (НТК) Специалистов по Управлению Проектами. – М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010

  4. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) Четвертое издание, 2008 Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA / США

  5. ICB - IPMA Competence Baseline, Version 3.0, 2006

  6. P2MGuidebook, 2012

  7. PRINCE2 and Governance White Paper, 2011

  8. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. Пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ.ред. И.И. Мазура. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. – 574 с.

  9. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М.: ДМК Пресс, 2002.

  10. Дитхелм Г. Управление проектами в 2 т.: пер. с нем. – СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2004.

  11. Дитхелм Г. Управление проектами. – СПб.: Издательский дом Бизнес-пресса, 2004.

  12. Йордан Э. Управление сложными Интернет-проектами. – М.: ЛОРИ, 2003.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии.

Работа на семинарах предполагает решение ситуационных задач, обсуждение проектной практики.
Раздел 3. Методология управления монопроектом

  1. Сравнительный анализ стандартов управления монопроектом: PMBoK, ISO 10006, PRINCE2, P2M.

Количество часов аудиторной работы 4

  1. Анализ авторских методологий.

Количество часов аудиторной работы 6

  1. Методология экстремального управления проектами Дуга Де Карло. Радикальное управление проектами. Industrial Project Management.

Количество часов аудиторной работы 4

  1. (практический раздел) Формирование раздела методологии по управлению монопроектом.

Количество часов аудиторной работы 6

Литература по разделу:

  1. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003.

  2. Основы Профессиональных Знаний и Национальные Требования к Компетентности (НТК) Специалистов по Управлению Проектами. – М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010

  3. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) Четвертое издание, 2008 Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA / США

  4. ICB - IPMA Competence Baseline, Version 3.0, 2006

  5. P2MGuidebook, 2012

  6. PRINCE2 and Governance White Paper, 2011

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии.

Работа на семинарах предполагает решение ситуационных задач, обсуждение проектной практики.
Раздел 4. Методология определения компетенций менеджера проекта

  1. Сравнительный анализ стандартов НТК, PMICB, PMCDF.

Количество часов аудиторной работы 6

  1. Структура и содержание требований к компетенциям менеджера проекта. Примеры.

Количество часов аудиторной работы 6

  1. Формирование раздела методологии по определению компетенций менеджера проекта.

Количество часов аудиторной работы 8

Литература по разделу:

  1. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003.

  2. Бэгьюли Ф. Управление проектом. – М.: ФАИР-Пресс, 2002.

  3. Воропаев В.И., Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.

  4. Основы Профессиональных Знаний и Национальные Требования к Компетентности (НТК) Специалистов по Управлению Проектами. – М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010

  5. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) Четвертое издание, 2008 Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA / США

  6. ICB - IPMA Competence Baseline, Version 3.0, 2006

  7. P2MGuidebook, 2012

  8. PRINCE2 and Governance White Paper, 2011

  9. Project Management Competence Development Framework, 1998.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

Работа на семинарах предполагает решение ситуационных задач, рассмотрение кейсов, проведение деловых игр, обсуждение проектной практики.

8Образовательные технологии


В процессе преподавания дисциплины применяются следующие учебные технологии: ролевые игры, работа в малых группах, решение ситуационных задач.

8.1Методические рекомендации преподавателю


При проведении лекций рекомендуется, чтобы студенты предварительно изучали материал лекции. Лекционные занятия предпочтительнее строить как обсуждение ключевых вопросов темы лекции, а не как изложение полностью нового материала для студентов.

Целесообразно рассмотреть теоретические проблемы курса в лекциях, а затем вернуться к этому материалу, но уже в аспекте практического применения, уделяя внимание анализу конкретных ситуаций и кейсов на семинарских занятиях.

Семинарские занятия распределены по разделам, что позволяет выносить на них те или иные темы определенного раздела, а при сокращении количества часов семинарских занятий часть тем может быть вынесена на самостоятельное изучение с последующим текущим микро-контролем. Вместе с вопросами семинара приводится список основных понятий темы, что дает возможность дополнительно проводить текущие микро-контроли на каждом занятии.

Вопросы контрольной работы и домашнее задание составлены с учетом постепенного освоения студентами материала. Домашнее задание позволяет реализовать практическую направленность курса. Оно является самым сложным и позволяет студентам рассмотреть проектные проблемы ведения бизнеса.

8.2Для подготовки к зачету студенты получают список вопросов для самоконтроля. Методические указания студентам


При подготовке к семинарам студентам, прежде всего, следует изучить периодические публикации по теме. Вместе с тем успешное изучение дисциплины возможно только в том случае, если оно опирается на результаты научных исследований.

При подготовке к семинарам студентам не следует ограничиваться одним информационным или библиографическим источником, необходимо знакомиться со всеми позициями, сформулированными по данной проблематике. Один из вопросов семинара следует прорабатывать более тщательно, с использованием дополнительной литературы.

Рекомендуется также при подготовке к семинару использовать Интернет-ресурсы.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Контрольная работа предназначена для оценки уровня знаний по разделу курса, связанному с историей управления проектами.

  • Великие проекты в России и в мире

  • Исторические уроки управления проектами

  • Мир управления проектами: международные ассоциации, сертификационная система, стандарты.

  • Тенденции развития управления проектами.

  • Эволюция методов управления проектами.

  • Эволюция научных исследований в управлении проектами.

Темы эссе

Эссе представляет собой изложение автором своей концепции методологии управления проектами, сформированной на основе детального анализа существующих в мире стандартов профессионального управления проектами. Эссе может быть посвящено как разработке общей универсальной методологии управления проектами, так и отдельным ее составляющим:

  • Методология управления проектами: уровень монопроекта

  • Методология управления проектами: структуры управления проектом

  • Методология управления проектами: компетенции менеджера проекта

  • Методология управления проектами: проекты и программы в организации

  • Методология управления проектами: области знаний управления проектами

Темы коллоквиума:

  • Методы управления проектами в условиях нестабильной внешней среды

  • Ценностный подход к управлению проектами

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Раздел 1

    1. Определите основные исторические эпохи становления управления проектами.

    2. Определите основные международные ассоциации управления проектами

    3. Определите эволюцию методов управления проектами

    4. Дайте обзор развития научных исследований в управлении проектами.

    5. Определите роль менеджера проекта в различные исторические эпохи.

Раздел 2

    1. В чем различия между стандартами PMBoK, ISO 10006, PRINCE2.

    1. Дайте классификацию стандартов управления проектами по разработчикам, времени разработки, структуре.

    2. Какие стандарты, определяющие компетенцию менеджера проекта, Вы знаете? В чем разница между ними?

Раздел 3

    1. Структура стандарта PMBoK.

    2. Структура стандарта PRINCE2

    3. Структура стандарта ISO 10006.

    4. Структура стандарта P2M.

    5. Суть концепции Дуга Де Карло.

Раздел 4

    1. Структура стандарта PMICB

    2. Структура стандарта PMCDF



10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


  1. Haugan G. Project Management Fundamentals: Key Concepts and Methodology: Management Concepts, 2011 (доступ через медиатеку НИУ ВШЭ)

10.2Основная литература


  1. Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе МВА.: Пер. с англ. – М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2007 – 480 с.

  2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. Пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под общ.ред. И.И. Мазура. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. – 574 с.

  3. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М.: ДМК Пресс, 2002.

  4. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997.

  5. Бэгьюли Ф. Управление проектом. – М.: ФАИР-Пресс, 2002.

  6. Воропаев В.И., Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.

  7. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003.

  8. Дитхелм Г. Управление проектами в 2 т.: пер. снем. – СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2004.

  9. Дитхелм Г. Управление проектами. – СПб.: Издательский дом Бизнес-пресса, 2004.

  10. Йордан Э. Управление сложными Интернет-проектами. – М.: ЛОРИ, 2003.

  11. Локк Д. Основы управления проектами. – М., HIPPO, 2004.

  12. Основы Профессиональных Знаний и Национальные Требования к Компетентности (НТК) Специалистов по Управлению Проектами. – М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010

  13. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) Четвертое издание, 2008 ProjectManagementInstitute, FourCampusBoulevard, NewtownSquare, PA 19073-3299 USA / США

  14. ICB - IPMA Competence Baseline, Version 3.0, 2006

  15. P2MGuidebook, 2012

  16. PRINCE2 and Governance White Paper, 2011

  17. Project Management Competence Development Framework, 1998



10.3Дополнительная литература


  1. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2004.

  2. ПинтоДж.К. Управление проектами – СПб, Питер, 2004.

  3. Руководство к Своду знаний по управлению проектами. Американский национальный стандарт. ANSI/PMI 99-001-2004.

  4. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003.

  5. Хелдман К. Профессиональное управление проектами / К. Хелдман; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  6. Шафер Д., ФатреллР и др. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат. – М., Вильямс, 2003.

  7. Шмальтц Д. Слепые и слон. Работа по управлению проектами. – М., HIPPO, 2005.

  8. Manion Michael T., Cherion Joseph Impact of Strategic Type on Success Measures for Product Development Projects // The Journal Of Product Innovation Management 2009; 26, p. 71-85

  9. Shenhar Aaron J., DvirDov, Levy Ofer and Maltz Alan C. Project Success: A Multidimensional Strategic Concept // Long Range Planning 34 (2001), p. 699-725

  10. Lavagnon A. Ika Project Success as a Topic in Project Management Journals // Project Management Journal, December 2009, Vol. 40, No. 4, 6–19

  11. Bryde David J. Methods for Managing Different Perspectives of Project Success // British Journal of Management, Vol. 16, p. 119–131 (2005)

10.4Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка дисциплины осуществляется через систему LMS.

По всем разделам дисциплины в материалах выкладываются презентации лекций, дополнительные материалы и материалы для самостоятельной работы.

Для подготовки к семинарским занятиям в материалах выкладываются планы семинарских занятий, домашние задания.

Для проверки знаний студентов в системе LMS проводится тренировочное тестирование.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


На лекциях используется проектор. Для подготовки к семинарам, написанию эссе, студенты пользуются медиатекой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск