Скачать 59.18 Kb.
|
Дата: 19 октября 2012г.Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний.Учитель: Шуман Татьяна Александровна - ГБОУ СОШ №2013 ЮЗАОТема: « Культура Древнего Египта - зарождение научных знаний, письменность и достижения египтян»Цели урока: формирование представлений о культуре, о зарождении научных знаний, особенностях письменности и достижениях египтян, привитие интереса к уроку истории. Задачи: Образовательная – познакомить учащихся с зарождении научных знаний - математики, архитектуры, астрономии, медицины в Древнем Египте и достижениями египтян», обеспечить усвоение учащимися особенностей письменности, добиться понимания важности и значимости научных знаний в жизни египтян, вызвать интерес к изучению культуры Древнего Египта, совершенствовать и закреплять ранее усвоенные знания.Развивающая – формировать умение извлекать историческую информацию, обобщать отдельные факты, самостоятельно составлять рассказ, делать выводы. Развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные умения и способности. Воспитательная – воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры, прививать интерес к уроку истории».Тип урока и его места в системе других уроков по данной теме.Данный урок комбинированного типа занимает промежуточное место в изучении раздела Древний Восток (18 часов), темы Древний Египет (7 часов), при изучении которой программой определено изучение культуры - искусства древних египтян, строительство пирамид, особенностей письменности, научных знаний, достижений. Учебное оборудование: Карта «Древний Восток «Египет» Мультимедиопроектор Видеофильм «Древний Египет» Рабочая тетрадь № 1 Компьютер Учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер. Дидактический материал. Ход урока. I.Организационный момент. 1.Актуализация знаний по теме «Древний Египет». - Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В течение урока буду наблюдать, кто самый активный, организованный, любознательный. - Сегодня на уроке мы продолжим изучение культуры Древнего Египта, а значит перед нами несколько проблем: 1.Узнать, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? 2.Каковы достижения египтян? 3. Каковы особенности письменности? (открывается слайд с планом урока) План урока. 1.Возникновение научных знаний. 2.Достижения египтян. 3.Особенности письменности. - Откройте тетрадь, запишите число, тему урока. (Научные знания, достижения и письменность египтян.) - Давайте вспомним, что такое культура?( Культура- достижения людей в разных областях). А чтобы говорить о культуре, давайте проверим, знаете ли вы, где находится Египет? т. е. его географическое положение, а поможет нам карта. - Откройте страницу 33 учебника - Выполните самостоятельно задание в тетради, запишите только те слова, которые надо вставить, т.е. пропущенные (возможен устный вариант). - Поставьте цифру 1и запишите слова, пропущенные в первом предложении. - Слайд № 2 (текст на слайде, читаю предложения с пропущенными словами), - Проверим выполнение задания. 2. Зная, где находится Египет, вспомните, какое население жило в Египте, и распределите представителей египетского общества в определённом порядке в виде пирамиды. - Слайд № 3 (пользуются материалами карточки) ФАРАОН – (кто такой?) повелитель египтян ЖРЕЦ – слуга бога (каковы его обязанности?) ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЧИНОВНИКИ – (а это кто такие?,- вельможи -Каковы их обязанности? -КРЕСТЬЯНЕ – земледельцы, ремесленники -РАБЫ – а они откуда появились, при каких обстоятельствах попадали в рабство? - С какой целью совершали военные походы? - Как были вооружены египетские воины? - Из каких стран привозили рабов? - Молодцы, вы показали хорошие знания при ответах, но давайте узнаем о научных знаниях египтян.
В Египте получили развитие многие науки. Какие же это науки, ответ поможет дать решение задач (страница 24 – Тувельман). - Какие знания, в какой области науки необходимы для решения задач (по математике)? - Слайд № 5 МАТЕМАТИКА АЛГЕБРА ГЕОМЕТРИЯ (прочитать - для чего была необходима математика: помогала в архитектуре, торговле, астрономии.) Учитель: Именно в Египте зародилась наука геометрия измеряет изучает S – площадь V – объём геометрические геометрические углы тела фигуры (квадрат, треугольник, (шар, цилиндр) ( прямые, круг) острые, тупые) помогает при строительстве пирамид. - Докажите, что знания по математике нужны строителям (строительство каналов, храмов, пирамид). -Сейчас узнаем, какие ещё науки возникли? Астрономия – наука о звёздах и планетах (запишите). - Рассказ о науке и календарях (слайд № 6)
- слайд № 7 Календари Солнечные Лунные (на изучении звёзд) (на фазах луны) Главная звезда Сириус делили год на 365 дней состояли из 29,5 дней (юлианский, григорианский календари) - Слайд № 8 Ещё в глубокой древности у египтян появилась наука – медицина, а помог обычай. Вспомните, что делали с телом умершего? (бальзамировали.) Вот тогда начали наблюдать за органами, их изменениями ( см. стр. 70 О. В.Арасланова « Поурочное планирование» из медицинских трактатов.) Медицина и её специализация
Следующая наука архитектура - это искусство возводить здания. (пока пишут включить телевизор) - Какие архитектурные здания (сооружения) Египта знаете? (Пирамиды, храмы). - А теперь внимание на экран – смотрите и слушайте внимательно фрагмент о научных знаниях, будут вопросы. - Кто был хранителем знаний? (жрец) - (Смотрю до бальзамирования и выключаю.) - В Египте было много грамотных людей. Именно у египтян появились первые образцы письменности – их два вида. _ Сначала это знаки для письма в виде рисунков, а вообще эта письменность известна под названием иероглиф. - Слайд № 9 - Древнеегипетское письмо очень трудное, 750 значков, 24 согласных, были двугласные знаки, передавали сочетание двух, трёх согласных. (Чтение дополнительного материала из дидактического материала, почему назвали знаки иероглифами). - Писали на папирусе (рассказ о материале). Трудно писать, но все стремились к грамоте, хотели учиться. - Как учили в школе? (читают страницы 63-64 учебника) - Смотрим фрагмент о письменности. - Как думаете, кому легче учиться грамоте – российскому школьнику или древнеегипетскому мальчикам? - Почему умеющий читать и писать был настоящим мудрецом? -Какими достижениями египтян мы пользуемся? IV. Закрепление. - Какие науки появились в Египте? Как называлось письмо в Египте? Чему учились в школе? В чём загадочность письма? V. Итог. Что изучали, что узнали. Выставление оценок с комментированием учителя. VI. Домашнее задание. - Всем - параграф 12 прочитать и подготовить подробный пересказ, построить и составить план прочитанного. - любознательным прочитать стр.64 и узнать, кто и как разгадал тайну иероглифов, - кто любит математику - попробуйте решить древнеегипетскую задачу на странице 33 № 4 1в рабочей тетради. |