Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 246.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.05.2014
Размер246.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Муниципального Образования город Краснодар

Детский сад комбинированного вида № 160


Воспитание дружбы у детей старшего дошкольного возраста

Материал подготовила педагог-психолог

Краснопольская Елена Сергеевна

МБДОУ МО г. Краснодар

детский сад

комбинированного вида№160
г.Краснодар

2013г.

В современном обществе достаточно актуальна проблема нравственного воспитания дошкольников. Нравственное формирование личности ребёнка является одной из важнейших задач всестороннего развития личности. Нравственное формирование ребенка происходит как целостный процесс образования нравственной направленности личности. В процессе повседневной жизни и общения с людьми у ребенка складывается определенный опыт поступков и их оценок, образуются привычные формы поведения. Поступки всегда так или иначе мотивированы, направлены на какую-то цель, а потому связаны с определенными чувствами-радости или неудовольствия: бесстрастных поступков нет. При этом очень важно, что поведение детей постоянно вызывает ту или иную оценку окружающих, особенно взрослых, их одобрение или осуждение. Ребенок чувствует себя хорошо только в условиях положительного общения с окружающими взрослыми. В своей работе я рассмотрела такую проблему, как формирование дружеских и коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Российское общество заинтересовано в том, чтобы развить в каждом человеке те высокие качества, о которых говорит моральный кодекс, сохранив при этом индивидуальную неповторимость его личности. Эти черты формируются уже с самого раннего детства. Общественное воспитание детей в детском саду даёт большие возможности для развития разносторонних качеств личности. Из всего многообразия отношений, возникающих в коллективе, особого внимания заслуживают отношения дружбы и коллективных взаимоотношений. Дети шести-семи лет, особенно если они привыкли к общению со сверстниками, посещая детский сад, с большим желанием объединяются в играх, в труде, в процессе самой различной деятельности в быту. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: дети предпочитают именно с ними играть, трудиться или разговаривать, спорить. Очень важно внимательно изучать эти самостоятельно возникающие группировки, ценить стремление ребенка к самостоятельности. Вместе с тем необходимо направлять деятельность детей и их взаимоотношения, искать верные пути создания новых детских объединений, наиболее интересных и полезных для каждого ребенка и всех детей группы. При рассмотрении разных типов отношений детей 6-7 лет важно в первую очередь выяснить характер отношений, которые складываются как бы сами по себе, и то, как они развиваются, формируются под влиянием воспитания. Первый тип отношений существует объективно. Он возникает не обязательно как результат уже имеющихся дружеских отношений между двумя-тремя детьми или большей группы: это есть в первую очередь результат ярко выраженного у детей 6-7 лет стремления к общению, к совместной игре, работе, наличия общих интересов, каких- либо переживаний. Здесь выступают и могут формироваться самые различные чувства, привычки поведения, качества личности: какие-то необходимые для общежития формы контактов или моральные поступки, качества, в основе которых лежат дружеские чувства и отношения детей, или, напротив, аморальные (отнимают друг у друга игрушки, выменивают вещи с пользой для себя, захватывают лучшее место, обижают слабого).

Второй тип отношений складывается в результате целенаправленного воспитательного влияния. Есть реальные детские отношения, уровень которых, конечно, во многом зависит от воспитательных влияний на предшествующих ступенях возраста. Путём организации этих отношений можно сформировать необходимые нравственные привычки, личностные качества.

Важно подчеркнуть, что в формировании дружбы между детьми группы первостепенное значение имеют положительные отношения взрослых, а также положительные отношения, которые возникают при общении дошкольников в деятельности благодаря имеющемуся уже у них опыту нравственного поведения, известному умению самостоятельно строить деятельность и отношения.

В детском складывающемся коллективе возможны, конечно, и недоразумения, конфликты. Часть из них преодолевается с помощью воспитателя, часть разрешают сами дети. Самостоятельное решение детьми конфликтных вопросов представляет особую ценность (восстановление справедливости, равенства), но не это является определяющим в развитии дружеских отношений и в складывании коллектива. Развитие детской дружбы-процесс довольно противоречивый. С одной стороны, в дружбе проявляются личные качества ребят. Она развивается под их непосредственным влиянием и воздействием. С другой стороны, дружеские взаимоотношения сами оказывают влияние на развитие индивидуальности каждого ребёнка. Дети друг у друга заимствуют навыки и привычки. Дружба развивается путём преодоления некоторых противоречий. Естественная потребность ребёнка в общении со сверстниками сталкивается с конкретными возможностями каждого ребёнка (развитием у него общительности, активности, умения играть, уступчивости, умения согласовывать свои действия с действиями товарища и т.д.). В душе ребёнка происходит борьба между желанием удовлетворить свои потребности и желанием сделать приятное своему другу. В процессе длительного общения дружба развивается и на первый план начинают выступать сами отношения детей, главным образом в игре. Требование не обижать друг друга, не отнимать игрушки, давать товарищу игрушки, помогать в игре выступают как обязательные условия дружбы. Дети начинают испытывать внутреннюю потребность быть вместе, ощущают отсутствие друга.

Постепенно содержание дружбы меняется. Дети уже не только в совместных играх проявляют заботу о товарище, помогают, если надо, защищают друг друга и т.д. Таким образом, дружба начинает проявляться в действиях и поступках детей, свидетельствующих об их умении ограничивать свои желания в пользу друга, проявлять по отношению к нему гуманные чувства: заботливость, доброжелательность, предупредительность, готовность отказаться от удовольствия в его пользу, принять участие в труде ради него. Дружба начинает рассматриваться детьми как отношение, требующее взаимной поддержки, помощи уже не только в игре, но и в повседневной жизни.

Дружеские отношения становятся стимулом различных действий и поступков, которые совершаются детьми с большим желанием и без всякого постороннего влияния. Дружба начинает выступать в новом качестве: это уже не только форма взаимоотношений, но и мотив поведения. Дружба способствует формированию нравственных привычек; развивает положительные потребности и тем самым способствует развитию у детей коллективистских чувств и подлинно коллективистских отношений со всеми детьми. Дружба как форма близкого общения со сверстниками оказывает большое влияние на развитие характера ребёнка, на формирование его личности, индивидуальных особенностей.

Личные отношения являются частью взаимоотношений коллектива в целом, и, естественно, их развитие должно быть предметом внимания воспитателя. Руководство личными отношениями детей требует большого мастерства воспитателя. Работа по развитию дружеских отношений – это не простое педагогическое мероприятие, которое можно ограничить определёнными рамками, для которого можно выделить определённое время в режиме детского сада. Это даже не система таких мероприятий, а организация всей детской жизни, создание таких условий, которые способствовали бы возникновению и развитию дружеских отношений Это организация жизненного опыта детей, их общественной практики. Эта работа не под силу только коллективу детского сада, её необходимо проводить в тесном содружестве с семьёй. Основное внимание воспитателя должно быть направлено на организацию всего детского коллектива. Дружба успешнее развивается в сплоченном, слаженном, деятельном коллективе, где воспитатели работают над развитием индивидуальности каждого ребенка, над формированием его личных качеств, где дети хорошо знают друг друга. Возникающее в дружном коллективе чувство защищенности делает ребенка активным, смелым, уверенным в себе.

Общение в процессе игр и занятий само по себе, без помощи и участия взрослых, не всегда вызывает у детей необходимые в коллективе личные отношения. Детям-дошкольникам в силу ограниченного опыта общения, слабо развитого самосознания, узости внимания трудно без помощи воспитателя увидеть, выделить и соответствующим образом оценить поведение и поступки сверстника, его положительные стороны. Трудно в случае необходимости прийти на помощь товарищу, трудно устранить и те недостатки собственного поведения, которые вызывают отрицательное отношение сверстников.

Возникновение дружбы требует от воспитателя дополнительных усилий в работе с детьми: тут нужен индивидуальный подход с целью развития положительных черт каждой личности, что позволило бы легче вступать в дружеские отношения со сверстниками. Воспитатель должен давать оценку положительным качествам, действиям и поступкам, проявляющимся у детей в играх и в повседневной жизни детского сада, чтобы привлечь внимание товарищей, вызвать к ним интерес.

Отсутствие постоянной целенаправленной работы по изучению, развитию и направлению личных взаимоотношений детей в детском саду может привести к тому, что в коллективе дошкольников сложатся взаимоотношения, которые поставят детей в неравное положение. Одни будут пользоваться симпатиями сверстников, другие же будут чувствовать безразличное или отрицательное отношение к себе товарищей по группе.

Умению дружить детей также нужно учить. Воспитатель не может спланировать, кого с кем нужно сдружить, но подготовить для этого условия он может.

Таким образом, развитию дружеских взаимоотношений между детьми способствуют общие условия жизни учреждения, направленные на укрепление всего детского коллектива: а) деловые товарищеские отношения между работниками всего детского сада как пример для подражания детей; б) вежливое, заботливое, любовное обращение взрослых с детьми, внимательное отношение к их просьбам, жалобам; в) теплые и заботливые отношения детей между собой; г) поощрение воспитателями всех случаев положительных поступков детей с указанием на их значение для отдельных детей и для всего коллектива; и т.д.

Очень важна для развития дружеских взаимоотношений работа воспитателя, направленная на развитие существующих дружеских отношений и стимулирования новых: А) создание ситуаций, способствующих проявлению детьми положительных отношений к сверстникам, и последующая оценка их; Б) оценка воспитателями положительных сторон личности ребенка, его навыков, умений, интересов и способностей, поступков детей, к которым необходимо вызвать положительное отношение товарищей; В) индивидуальный подход к детям; Г) чтение литературных произведений, знакомящих детей с дружбой; Д) этические беседы, воспитывающие умение понимать поступки своих сверстников, правильно оценивать их с точки зрения общепринятых правил поведения.

Большую помощь в развитии дружеских отношений детей окажет работа с родителями: родительские собрания, консультации, беседы и т.д.

Вся работа с семьёй должна быть направлена на воспитание у родителей убеждения, что, воспитывая своего ребенка, необходимо заботиться обо всех тех детях, с которыми он находится в детском саду.





Тема занятия

Программные задачи

Методическое обеспечение

Дидактический материал

Предварительная работа

СЕНТЯБРЬ

Урок дружбы.

Закрепить в детском сознании, что с друзьями надо делиться.

В.И.Петрова

Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.33.

Конспект занятия, рассказ М.Пляцковского ««Урок дружбы».

Беседы с детьми по теме.

ОКТЯБРЬ

Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам.

Продолжать формировать у детей привычку делиться с друзьями.

В.И.Петрова

Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.34.

Стихотворение Я.Акима «Яблоко», рассказа В.Сутеева» Яблоко».

Обыгрывание различных ситуаций.

НОЯБРЬ

Кто кого обидел?

Знакомство дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам; продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

В.И.Петрова

Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.36.

Рассказ И.Бутмана «Снежки».

Обсуждение с детьми проявлений несправедливости.

ДЕКАБРЬ

Обиженные друзья.

Объяснить детям, что нельзя обижать своих гостей, обижаться и злиться на друга.

В.И.Петрова

Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.38.

Стихотворение А. Борто « Несли мы облако с собой».

Рассматривание картинок по теме.

ЯНВАРЬ

С чего начинается дружба.

Объяснить детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться.

В.И.Петрова

Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.39.

Рассказы, отрывок из книги Э.Успенского ««Гена и его друзья».

Игры на сближение детей друг с другом.

ФЕВРАЛЬ

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Объяснить детям, что такое отзывчивость; что нельзя отговариваться другими делами, нужно сразу прийти на помощь.

Т.А.Шорыгина

« Беседы о хорошем и плохом поведении». Стр.64.

Чтение стихотворений и историй.

Тесты.

МАРТ

Хорошие товарищи.

Обратить внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу; объяснить поговорку « Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали с тобой».

В.И.Петрова

Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.47.

Стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи».

В повседневной жизни обращать внимание на доброжелательные отношения в группе.

АПРЕЛЬ

Почему нельзя дразниться.

Воспитание у детей отрицательное отношение к грубости

В.И.Петрова

Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.47.

Басня С.Михалкова «Зеркало».

Следить за разговорами между детьми с напоминанием правил поведения.

МАЙ

Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен.

Объяснить детям понятие «щедрость».

Т.А.Шорыгина

« Беседы о хорошем и плохом поведении». Стр.28.

Чтение стихотворений и рассказов.

Обыгрывание ситуаций, ответы на тесты и т.д.


ЗАНЯТИЕ №1.
ТЕМА: «Урок дружбы».

В ходе беседы педагог напоминает детям о том, что с друзьями нужно делиться. Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

Жили-были два воробья----- Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

« Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

---- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

-----Не надо…Зачем?..---стал отмахиваться крылышками Чик.---Ты нашел, ты и клюй!

----Но мы же с тобой друзья, ---сказал Чирик.---А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

----Ты, наверное, прав, -- ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зёрнышек. И ему стало при этом так стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка.

---Почему Чику стало стыдно?

---Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки?( ответы

детей).

---А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? ( Он хороший, добрый друг).
---Ребята, а как вы думаете, почему, рассказ называется « Урок дружбы»?

---Ребята нарисуйте пожалуйста Чика и Чирика.

ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам».
В ходе беседы воспитатель продолжает формировать у детей привычку делиться с друзьями.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Я.Акима «Яблоко».

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.
---О каком правиле дружбы говорится в этом стихотворении?

---В стихотворении яблоко описано так, что его тут же хочется съесть. Почему тот, у кого в руках оно оказалось, не сделал это?

---Какое ещё название можно подобрать к этому стихотворению?

---Нарисуйте рисунок к стихотворению.

----- А теперь послушайте еще одну историю о том, как делили яблоко ( В.Сутеев «Яблоко».

Сначала воспитатель читает первые три части рассказа.

1.
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!

--- Карр—карр!

Смотрит заяц – на ёлке сидит ворона и смеётся. – Эй, ворона! – крикнул заяц.—Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала—оно упало вниз.
2.
---Спасибо тебе, ворона! Сказал заяц и хотел, было яблоко поднять, а оно как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

---Стой, стой! – кричит заяц.— Куда моё яблоко потащил?
3.

Остановился ёжик и говорит:

--Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к ежу:
---Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашел!

К ним ворона подлетела.

---Напрасно спорит, говорит,--это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может. Каждый кричит:

---Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: ворона ежа в нос клюнула, ёж зайца иголками уколол, а заяц ворону ногой лягнул…
---Как вы думаете, у кого из зверей больше прав, чтобы сказать: «Это моё яблоко»?

---Почему каждый из зверей считает яблоко своим?

---Во что обернулся спор зверей, которые не могли поделить яблоко?

---Как бы вы рассудили зверей?

---Послушайте, что же было дальше.
4.
Вот тут-то медведь и появился. Да как рявкнет:

---Что такое? Что за шум?

Все к нему:

---Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали медведю все, как было.
5.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

---Кто яблоко нашел?

---Я! --- сказал заяц.

---Кто яблоко сорвал?

---Как р-раз я! – каркнула ворона.

---Хорошо. А кто его поймал?

---Я поймал! – пискнул ёж.

---Вот что рассудил медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить.

---Но тут только одно яблоко! – сказали ёж, заяц и ворона.

---Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

---Как же мы раньше не догадались!
6.
Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал зайцу:

---Это тебе, заяц, - ты первый яблоко заметил.

Второй кусочек вороне отдал:
---Это тебе, ворона, ты яблоко сорвала.

Третий кусочек ёжик себе в рот положил:

---Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек ёжик медведю в лапу положил:

---А это тебе, Михаил Иванович…

---Мне – то за что? – удивился медведь.

---А за то, что ты нас всех помирил и уму разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

---Согласны ли вы с тем, как медведь рассудил зверей?

---Почему ёжик четвёртый кусочек яблока отдал Михаилу Ивановичу?

---Почему медведь удивился?

---Почему все звери остались довольны?

Воспитатель ещё раз читает отрывок со слов « Мне – то за что?..» и спрашивает:

---О каком правиле дружбы здесь идёт речь?

Нарисуйте пожалуйста, кому бы могло достаться яблоко, если бы не вмешался медведь.

ЗАНЯТИЕ №3
ТЕМА: «Кто кого обидел?».
В беседе педагог знакомит дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам; продолжает воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Воспитатель читает рассказ И.Бутмана « Снежки».

Рома с Таней, соседи по квартире, играли во дворе в снежки. Роме почему – то не везло, и Таня всё время в нег попадала. Рома даже обиделся. Когда мамы позвали ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их в Таню прямо в квартире.

После обеда Рома полез в пальто, но снежков там не было. « До чего же вредная девчонка, - возмутился Рома, - мало того, что крала мои снежки, так ещё и налила в карман воды».

---Почему Рома обиделся? (он не смог попасть снежком в Таню).

---Как Рома решил отомстить Тане?

---Прав ли был Рома?

---Можно ли сказать, что Рома хороший друг?

Почему нам хочется посмеяться над Ромой?

ЗАНЯТИЕ № 4.
ТЕМА: « Обиженные друзья».

Используя стихотворение А. Борто « Несли мы облако с собой», педагог объясняет детям, что нельзя обижать своих гостей, что любой подарок надо принимать с благодарностью.

Несли мы облако с собой,

Букет сирени голубой.

Мы срезали для Наденьки

Сирень в пришкольном садике.
Взглянула Надя на сирень:

--Какой красивый сорт!

Но он завянет через день,

Купили б лучше торт!
От торта польза есть --

Его же можно съесть!

Я торт люблю, с орехами…

За тортом бы поехали!
Ну Наденька, ну скромница!

Мы не могли опомниться.
---Почему Наде не понравился подарок друзей?

---С каким чувством друзья несли сирень в подарок Наденьке?

---Как вы думаете друзья отреагировали на заявление Нади?( оскорбились, обиделись).

--Почему Надю назвали скромницей? Была ли она на самом деле скромной девочкой? Как её можно назвать? (невежливой, невоспитанной). Любой подарок надо принимать с благодарностью. Нельзя критиковать подарок, выражать своё неудовольствие.

---Вы все любите день рождения и всегда с удовольствием бываете у своих друзей на этом празднике. Почему вы любите этот праздник? Только ли потому, что вам дарят подарки? Разве менее важно то, что соберутся друзья, что вы вместе весело проведёте время: поиграете, потанцуете? Самый большой праздник, когда хорошо и весело всем.

В свободное время воспитатель организует игру « День рождения».
ЗАНЯТИЕ №5.
ТЕМА: « С чего начинается дружба».
Воспитатель объясняет детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться. Воспитатель рассказывает детям:

Наступило лето. Все разъехались.

Однажды я пошел погулять. Во дворе никого. Стало скучно. Но вот из соседнего подъезда выбежал мальчик с мячом. Он стал гонять мяч по площадке. Я подошел посмотреть. Мальчик не обращал на меня никакого внимания. Я уже думал пойти домой. Но тут я увидел девочку с прыгалками в руках. Посмотрев в нашу сторону, она подошла к нам, улыбнулась и сказала: «Здравствуйте». Мы удивились, но ответили: « Здравствуй». Девочка продолжала улыбаться. « Давайте вместе играть», - предложила она. Мы познакомились: девочку звали Олей, а мальчика – Ромой, и стали все вместе играть в мяч. Было весело. Почти каждый день мы придумывали новые игры. Я научил новых знакомых играть в шахматы, а Рома учил нас игре в бадминтон.

Когда у Оли заболела нога, мы навещали ее и по поручению ее мамы ходили в магазин и аптеку.

Это было хорошее лето. Я нашел хороших друзей. И как оказалось на всю жизнь.
---Что помогло детям подружиться?

---Вспомните, как вы познакомились со своими друзьями.

Обобщая высказывания детей, воспитатель подчеркивает, что дружба начинается с доброго слова, улыбки, проявления сочувствия, совместной игры и т.д.

---А как вы себя чувствуете, когда рядом нет друзей?

Воспитатель читает детям отрывок из книги Э. Успенского « Гена и его друзья», знакомя их с переживаниями крокодила Гены.

Далее задаёт вопросы:
---Почему крокодил Гена загрустил и захотел подружиться с кем- нибудь?

---Как Гена нашел друзей?

---Какое важное правило дружбы вы узнали из этого рассказа?(Нужно помогать другу).

---А теперь давайте продолжим рассказ и придумаем, как друзья проводили время в Доме дружбы.

По предложению воспитателя дети могут создать свой Дом дружбы.

ЗАНЯТИЕ №6.
ТЕМА: « Кто скоро помог, тот дважды помог».

Сегодня ребята, мне хотелось бы поговорить с вами об отзывчивости, тактичности и равнодушии. Какого человека мы называем отзывчивым? Того, кто отзывается на наши просьбы, старается помочь, поддержать нас и словом и делом.

«Кто скоро помог, тот дважды помог» - есть такая русская поговорка. Почему так говорится? Да потому, что отзывчивый человек старается помогать друзьям быстро, не откладывая на завтра, не перекладывая на других.

Откликаться на просьбу надо сразу, не отговариваясь другими делами. Например, если кто-то из родных заболел и просит вас принести лекарство или воду, усталая после работы мама просит помочь убрать посуду или подмести пол, нужно немедленно помочь.

Отзывчивый человек понимает душевное состояние другого человека и сочувствует ему.
* приведите пример отзывчивости, сочувствия.

* Расскажите о себе. Проявляете ли вы отзывчивость

по отношению к родным, друзьям?

Какого человека мы называем тактичным?

Слово «тактичный» происходит от слова «такт». Оно означает умение вести себя достойно, уважая других людей, проявляя в поведении и поступках чувство меры.

Тактичный человек не обидит друга ни грубым словом, ни неуместным любопытством, ни ненужным вопросом.

Давайте обсудим такую ситуацию.
Однажды Настя пришла в детский сад заплаканная, с покрасневшими глазами. Подруга Марина сразу заметила, что Настя грустная.
* как бы вы поступили на месте Марины? Спросили подругу, что случилось или сделали бы вид, что ничего не заметили?
Конечно, нужно мягко и тактично расспросить подругу о том, что произошло. Ведь если вы сделаете вид, что не заметили слез и грустного настроения девочки, то проявите равнодушие.

Слово «равнодушный» означает безразличный, безучастный. Но вам, я думаю, вовсе не безразлична ваша подруга, вы искренне хотите ей помочь, проявить участие.

Очень важно, в какой форме вы зададите вопрос. Как бы вы спросили Настю о том, что с ней случилось? Можно спросить так:

---Настя, а почему ты ревела?

А можно и по другому:

---Настенька, почему у тебя плохое настроение? Может быть, я могу тебе чем-то помочь?

Или так:

---Настя у тебя неприятности? Я постараюсь помочь тебе.

* Какой из трёх вопросов кажется вам наиболее неудачным?
Конечно, первый. Ведь он поставлен в грубой форме. На него можно ждать и грубого ответа. Недаром говорится: «Каков вопрос, таков и ответ». Едва ли вам самим понравилось бы услышать такой вопрос. И отвечать на него вам бы не захотелось, потому что в нем звучат не доброта и участие, а любопытство и бестактность.

Второй и третий вопросы поставлены правильно. Если вы обратитесь к подруге ласково, участливо, она и сама вам все расскажет. Недаром говорится: «Ласковое слово лучше мягкого пирога», «Ласковое слово, что весенний день».

А теперь прослушайте стихотворение:
«Ласковое слово».

Ласковое слово

Говорите чаще!

Ласковое слово

Даже мёда слаще.
Ласковое слово

Согревает душу,

Ласковое слово

Слушал бы да слушал.
Ласковое слово

Будто солнце светит.

Ласковое слово

Нужно всем на свете!
Если хотите, чтобы друзья тянулись к вам, будьте отзывчивы, внимательны, проявляйте к ним заботу и сострадание. Никто не любит равнодушных людей, занятых только собой и своими делами.

ЗАНЯТИЕ № 7.
ТЕМА: « Хорошие товарищи».
В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил.

Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова « Хорошие товарищи».
Мальчик Миша мается -

Миша заикается.

Как другие – чисто, ясно -

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет повторить…

Но ребята не смеются -

Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!..

Молча с духом собирайся

И смелее говори!
---Можно ли детей назвать доброжелательными?

---В чем это проявляется? (дети поддерживают, подбадривают Мишу, они не дразнят мальчика, не смеются над ним).

Воспитатель утверждает, что все дети хотят делать добро, особенно если с кем-то случилась беда.

ЗАНЯТИЕ № 8.
ТЕМА: «Почему нельзя дразниться».
В ходе занятия воспитатель продолжает воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости, стремится объяснить дошкольникам, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред ( с таким человеком никто не хочет дружить).

Воспитатель предлагает детям послушать басню С. Михалкова «Зеркало»:

Жил-был один носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.

---Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда.

---Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня три горба, я был бы ещё красивей.

---Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!..

Однажды достали друзья зеркало, и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:

---Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!

От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.

---Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя поближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь?

---Конечно! – ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается?

---Ну тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.

Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:

---Ха, ха, ха! Что еще за уродина на меня смотрит?

Что у него на носу? Хо –хо – хо! Ха – ха – ха!
---Как Носорог относился к окружающим?

---Как звери вели себя, когда носорог их обзывал, обижал, дразнил?

---Как вы поступаете, когда вас кто-нибудь дразнит? (Тоже обзываетесь? Дерётесь?)

---Как звери проучили носорога?

---Давайте придумаем продолжение басни, в которой носорог поймёт, что нельзя издеваться над другими; что надо жить дружно со всеми.

ЗАНЯТИЕ № 9.

ТЕМА: « Кто щедрый, тот в дружбе первый,

А кто жаден, тот в дружбе неладен».
Дорогие ребята! Давайте побеседуем о щедрости и жадности.

Как вы думаете, кто живет интереснее, у кого больше друзей – у щедрого человека или у жадного?

Конечно, у щедрого! Ведь щедрый готов поделиться тем, что у него есть, с друзьями. Уверена, что вы с радостью делитесь игрушками, сладостями, книгами, кассетами и т.д.

Отдавая, человек испытывает ни с чем несравнимую радость! Он делается душевно богаче. Ребята послушайте пожалуйста историю о жадности и щедрости.

На детской площадке для ребят построили замечательный корабль. Все мальчики хотели стать капитанами этого корабля, но воспитательница Анна Анатольевна назначила капитаном Славу.

---Завтра, когда игра продолжится, капитаном будет Витя, а послезавтра Андрюша.

Но и завтра, и послезавтра капитаном оставался Слава. Зато у Вити появился новый электрический фонарик, а у Андрея – кассета с детскими песнями и сказками.

Славе так хотелось командовать кораблем, что он принес друзьям свои игрушки и подарил их, но взамен попросил, чтобы мальчики оставили его капитаном.
*Как вы думаете, правильно поступил Слава?

*Проявил ли он щедрость? Ведь он не пожалел для друзей новых игрушек?

*Могли бы вы так поступить? Почему?
Поступок Славы нельзя назвать щедростью. Ведь щедрый человек дарит друзьям подарки совершенно бескорыстно, не рассчитывая что-то от них получить взамен!.

Конечно, люди не любят жадных. Русский народ сложил о них пословицы. Например, такие: «Жаден, как волк, и труслив, как заяц», «Жадный сам себе покоя не даёт», «Жадный богач беднее нищего».

Давайте вместе попробуем объяснить их.

Первая пословица особых объяснений не требует. Мы ведь знаем, что волки порой заглатывают сразу огромные куски добычи, ну а зайку всегда считают трусливым.

Смысл второй пословицы в том, что жадный человек беспокоится, что ему придется что-то отдать, и это его лишает покоя и радости.

Третья пословица говорит о том, что у богатого, но жадного человека нет друзей. А ведь именно друзьями мы с вами и богаты!.

*Какие сказки о жадности и щедрости вы знаете? (вспомните и расскажите их).

Список литературы:

В.И.Петрова

Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет».
В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова,

Р.И.Жуковская, Л.А.Пеньковская

«Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Издательство «Просвещение» Москва 1968г.
Л.В.Чернецкая

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников»

Ростов-на-Дону «Феникс» 2005г.
Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина

«Учим детей общению»

Ярославль «Академия развития» 1996г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск