Скачать 36.71 Kb.
|
Школа « Солнечного зайчика» Становление читателя: формирование читательского интереса, читательской самостоятельности. Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать "головой", что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать ребенка так, чтобы он хотел и умел им быть. Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? Как правильно выбрать путь для достижения этой цели? На этот вопрос есть общий и, безусловно, правильный ответ. Путь этот лежит через художественную литературу. Книга для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Книга раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, в ней ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и т.д. Поэтому те уроки, которые дает книга,- это уроки на всю жизнь. Читая книгу, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется желание к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции могут быстро угаснуть, так как нет условий к их реализации. Книга заряжает душу нравственной энергией, но далеко не всегда дети вырастают одинаковыми по своим чувствам и отношению к окружающему (хотя добрые и хорошие книги читают все). Для того, чтобы помочь ребенку вырасти хорошим человеком, для учащихся 4-го класса была создана "Школа Солнечного Зайчика". Цель занятий в этой школе:
Занятия проводились один раз в месяц в течение года. Для организации и проведения была использована книга: Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М.: Педагогика, 1989. I урок – Знакомство. II урок – "Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу" (чтение и обсуждение рассказа В.Драгунского "Друг детства") III урок – "Печальная история о том, как пропала собака" (чтение и обсуждение рассказа К. Сергиенко "До свидания, овраг. Или повесть о бездомных собаках") IV урок – "История о том, что такое хорошо и что такое плохо" (чтение и обсуждение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик") V урок – "А знаешь ли ты, что всего дороже?" (чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой "Сыновья") VI урок – "История о том, какие бывают на свете капризные принцессы" (чтение и обсуждение сказки Х.К.Андерсена "Свинопас") VII урок – "История о разбитом корыте" (чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина "Сказка о золотой рыбке") VIII урок – "История о том, как иногда попадает осколок – в глаз, осколок – в сердце" (чтение и обсуждение отрывка из сказки Х.К.Андерсена "Снежная королева") IX урок – заключительный (Вручение Почетного Диплома и Ордена Солнечного Зайчика). В "Школе Солнечного Зайчика" занятия ведет библиотекарь от лица мальчика Данилки и сказочного персонажа Солнечного Зайчика. Образ Данилки передает наиболее яркие и типичные поступки детей этого возраста. Другой персонаж, Солнечный Зайчик, является авторитетом для Данилки и для ребят, которые присутствуют на занятиях. От урока к уроку ребята оказываются перед моральным выбором. А что это значит? Каждый включается в такую ситуацию, что вынужден принять решение, совершить поступок, отказавшись от каких-то собственных интересов, пожертвовав в пользу другого. При проведении заключительного занятия для ребят на школьной доске рисуется дерево с листочками (листиков столько, сколько ребят в классе). Каждый подходит и вписывает свой ответ на вопрос: "Чему научился Данилка у Солнечного Зайчика?" А это значит, что каждый отвечал, чему именно он научился у Солнечного Зайчика. Всему классу вручается Диплом об окончании школы и Орден Солнечного Зайчика. Последний урок заканчивается словами Солнечного Зайчика, обращенными к Данилке: – Теперь и мне пора… Помни все, что ты видел и слышал. И учись видеть самое главное – то, что не увидишь глазами! Опыт работы библиотеки по данной теме заслушивался на педсовете. Была заслушана работа на совещании директоров школ города, проводимом на базе нашей школы. Для библиотекарей школ города был показан один из уроков. |