Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 66.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.05.2014
Размер66.61 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > История > Разработка урока
Муниципальная гимназия №9

Разработка урока по теме «Роль тюрков в формировании тувинского этноса».

Разработала учитель истории: Донгак Виктория Викторовна.


Кызыл- 2010г

Разработка урока по истории родного края в 9 классе.

Тема: Роль тюрков в формировании тувинского этноса.

Педагогическая технология: модульно-редуктивное обучение.

Техника активно-продуктивного чтения.
Цели урока: раскрыть историческое значение роли тюрков в формировании тувинского этноса;

продолжить формирование умений работать с источниками, с картой, дополнительной литературой.

использовать исторические факты с целью нравственного и патриотического воспитания.

Основные понятия и термины: тюрки, каганат, каган, этноним, этнос, военная диктатура.

Основное содержание: происхождение тюрков, основание государства тюрков, политический и военный строй государства, искусство, религия древних тюрков, их роль в развитии и формировании местного этноса.

Оборудование урока: карта Тувы, иллюстрации, источники, выставка книг, карточки с тестами.

План урока:1. Происхождение тюрков.

2. Тюркский каганат: политический и военный строй.

3. Искусство и религия древних тюрков.

4. Роль тюрков в создании тувинского этноса.

Ход урока:


  1. Организационный этап.

  2. Актуализация раннее полученных знаний, контроль знаний.

(Можно провести в виде тестирования).

  1. Изучение новой темы.

Постановка учебной задачи.

Учитель: Тувинский народ в своем формировании в единый этнос прошел очень долгий и сложный путь. И, конечно же, в этом процессе особая роль отводится древним тюркам. Сегодня на этом уроке мы познакомимся с историей древних тюрков для того, чтобы понять историческое значение роли тюрков в формировании тувинского этноса

Этнос- народ, нация.

1. Происхождение тюрков.

С середины 6 века на территории Центральной Азии и Южной Сибири сформировались 2 группы племен тюрков – тюкю, , которые создали первый тюркский каганат, подчинивший многочисленные племена, в том числе теле. Первые сведения о них содержатся в историях Чжоу шу, Бей Ци шу , Суй шу, Бей ши - китайских источниках.

Китайское написание этнонима тюрк выражено в форме тюцзуе (тюкю)- можно реконструировать как тюркют, в арабских источниках- турк .

Летописи говорят, что тюрками - тюкю - назывался союз тюркоязычных племен, который возглавлял Ашина. С середины 6 века до 8 века тюкю распространили свое влияние на Алтай, Туву, Монголию. Происхождение тюрков - тюкю от племен теле, хунну подтверждается археологическими данными, исследованными на территории Тувы. По летописи, племена тюрков объединил сын Ильтерес кагана, Кюль-Тегин, он образовал каганат.

1.Каганат- государство.

2. Тюркский каганат- политический и военный строй.

Практическая работа с текстом учебника: составить схему, используя активно-продуктивное чтение.

«Государственное и военное управление в тюркском каганате».

Верховный главнокомандующий- __________

Помощник верховного главнокомандующего-____________

Командующий армиями-______________

Титул родственников кагана- __________

Государственный аппарат-______________
Учитель: Государство тюрков - это раннефеодальное государство, в котором царила военная диктатура. Военная диктатура - от латинского слова «неограниченная власть».


  1. Искусство и религия древних тюрков.

Литература и искусство – это источник знаний о древних тюрках. Они свидетельствуют об общем уровне культуры, а уровень культуры был довольно высоким для того времени. Об этом свидетельствует наличие рунической письменности, памятники орхоно-енисейской письменности, начертанные на каменных стелах и скалах.

Руническая письменность - древнетюркское письмо на основе согдийского письма, восходящего к арамейскому.

- Среди автохтонных письменных источников по истории и культуре тюркоязычных народов бассейна Верхнего Енисея ученые выделяют камнеписные рунические тексты, найденные в бассейне реки Уюк Пии-Хемского района. К уюкской группе памятников рунического письма относятся эпиграфические тексты, известные с конца 19 века под названиями Уюк-Тарлаг, Уюк – Аржаан. Уюк –Туран, а также открытый в 1947 году памятник у заимки Малиновка, в специальной литературе за ними закрепились порядковые индексы Е 1,Е2,Е3. Три крупные стелы, одна расколота на две части, открыты в августе 1974 года археологической экспедицией ТНИИЯЛИ под руководством М.П. Грязнова и М.Х. Маннай-оола. Камни были повалены и лежали на посевных площадях в урочище Оорзак, в бассейне реки Уюк. Надписи на памятниках уюкской группы перекрывают более древние изображения оленных камней или петроглифов. Оленные камни с характерными для них изображениями животных, опоясками в центральной и верхней частях и другими деталями были использованы резчиками рунических эпитафий как готовые формы с обработанной поверхностью. В композиции надписей резчиками учитывались имеющиеся изображения, и текст размещался на наиболее свободной поверхности. (Показ надписи)




На территории Тыва много тюркских памятников.

Задание учащимся: прочитать текст рунической письменности «Уюк- Оорзак3».
Е 108. (Уюк - Оорзак).

Подстрочный перевод.

1.Я сделал несуществующими (погубил) мою воинскую доблесть, мои сокровища… Пятьдесят моих воинов!... Призыв без времени…

2. Мои приобретения для моего народа (заключаются) в моей воинской доблести: я убил пятнадцать мужей.

3. При моей жизни бегом был, правителем Ойук-ен (низины Ойук)… Егук-Ойук-ен. Из-за (?)… мой народ..

4. Мое имя Бекю, сын Алтая, и я…о, небо!... вечный памятник…

Литературный перевод.

О, небо! Мое имя Беку, сын Алтая, и я (приказал соорудить) вечный памятник. При жизни я был бегом, правителем низины Ойук, низины Егук-Ойук… Мои приобретения для моего народа (заключаются) в моей воинской доблести: я убил пятнадцать воинов. Призыв был безвременным, и я погубил свою воинскую доблесть, мои сокровища, пятьдесят моих воинов.

- К чему сводится основная суть этой надписи?

- Почему оставлялись эти надгробные обращения?

- Напишите от своего имени обращение к своим предкам, о чем бы вы упомянули?

Учитель:

-Особо следует отметить каменную скульптуру тюрков и наскальные рисунки. Каменные скульптуры часто именуются каменными бабами, хотя изображают обычно мужчин. По количеству обнаруженных каменных фигур Тыва занимает первое место в Саяно-Алтайском нагорье. Большая часть изваяний относится к древнетюркскому времени. Установлены возле каменных оградок. От изваяний и оградок тянутся ряды вертикально вкопанных простых камней - балбалов. Изваяния изображают либо почти полную человеческую фигуру, либо только лицо. В большинстве случаев они изображают воина с сосудом в правой руке. На изваяниях показаны детали одежды. Некоторые изваяния, обнаруженные в Туве, являются высокохудожественными образцами камнерезного искусства.




Задание: ответить на вопросы, используя текст учебника.

Религия тюрков – шаманизм - система первобытных верований, основанная на признании злых и добрых духов, окружающих человека…

Шаманист - человек, верующий в шаманизм.

- Почему по своей вере тюрки были шаманистами?

- Какие обстоятельства играют главную роль при выборе веры?

- Какие факты, на ваш взгляд, указывают на то, что они были шаманистами?

Учитель: - А теперь рассмотрим очень интересный и важный вопрос нашего урока, роль тюрков в формировании тувинского этноса.

В настоящее время исследование этой проблемы не только не потеряло свою актуальность, но и приобретает принципиальное значение для изучения этногенеза тувинцев. Этногенез - (от греческого «этнос» - «племя, народ»,… генез - происхождение народов).

В результате смешения местных племен с пришлыми тюркоязычными еще более интенсивно протекал процесс тюркизации населения Тувы. Параллельно с тюркизацией идет процесс изменения облика материальной культуры, а также монголизация антропологического типа населения. Материалы археологических раскопок показывают, что именно в это время начали формироваться те основные черты хозяйственно-культурного типа тувинцев в ряде традиционных черт, сохранившихся до начала 20 века. Племена, жившие в Туве в данное время, сыграли важную роль в дальнейшем процессе этнической консолидации тувинцев. Поэтому это время считается начальным этапом этногенеза тувинского народа.

Закрепление:

-О каких далеких предках мы говорили на данном уроке?

- В какое историческое время они появились на территории Центральной Азии?

- Из уроков литературы вспомните кто такой Куль-тегин?

- Как называется должность главы государства у тюрков?

- Что такое балбалы?

- Что является основой хозяйства племен, живших в эпоху древних тюрков?

- Какая форма правления и государственного строя была развита у древних тюрков?

-Охарактеризуйте уровень культуры социальных отношений племен древних тюрков, аргументируйте свой ответ.
Домашнее задание:

  1. Составить тестовые задания.

  2. Подготовить сообщение об археологических памятниках Тувы древнетюркского периода.

Подведение итогов, выставление оценок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск