Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации10.05.2014
Размер1.03 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Управление образования мэрии г. Новосибирска

ГОУ ДПО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Музей истории развития образования

Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»
Музей

образовательного учреждения уникальный социокультурный феномен, связывающий память поколений
Материалы 1-й региональной научно-практической конференции

24 февраля


Новосибирск

2005


В сборник включены доклады участников 1-й региональной научно-практической конференции, в них представлен опыт работы педагогов и ученых.

Опубликованные доклады помогут преподавателям отобрать материалы для включения их в учебные занятия, а также направить обучающихся в исследовательскую деятельность для формирования патриотического сознания на примере героического прошлого нашей Родины.

Редакционная коллегия: Черкашина Л.А.

начальник отдела управления

образования мэрии Новосибирска
Шихваргер Г.А.

зам. директора

ДТДУМ «Юниор»
Орлова В.А.

директор музея истории

развития образования
Корректор: Чижкова Л.П.

руководитель отдела

ДТДУМ «Юниор»
Компьютерный набор: Романенко О.А.

методист НИПКиПРО

ПРЕДИСЛОВИЕ
Представляем Вам сборник материалов, подготовленный по материалам 1-й региональной научно-практической конференции «Музей образовательного учреждения – уникальный социокультурный феномен, связывающий память поколений». В сборник вошли материалы, как участников конференции, так и статьи отдельных авторов, которые не смогли принять участие в работе конференции.

Соорганизаторами конференции стали управление образования мэрии города Новосибирска, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Музей истории развития образования и Новосибирский городской дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Основной вопрос, который рассматривают авторы, это судьба педагогов, история учебных заведений, вклад педагогов и школ в достижение Победы в Великой Отечественной войне. Роль школьного музея в воспитании подрастающего поколения. С уверенностью мы можем сказать, что значимость школьного музея в г. Новосибирске и области возрастает, все более региональное музееведение пронизывает воспитательный и образовательный процессы в школе.

Опубликованные материалы, прежде всего, имеют научно-практическую направленность и ориентированы на использование их в процессе изучения учебных курсов по региональному компоненту. Книга представляет интерес для руководителей образовательных учреждений, методических служб, руководителей музеев.

В.А. Орлова

директор Новосибирского музея

истории развития образования

Потребностно-мотивационная модель оценки качества воспитательной работы школьных музеев
Боровиков Л.И.,

к.п.н., зав. кафедрой педагоги НИПКиПРО
Музейная педагогика представляет собой относительно самостоятельную сферу практико-ориентированных исследований, имеющих свой собственный предмет теоретического анализа. В деле организации эффективной деятельности школьных музеев естественным образом пересекаются следующие две сферы педагогической науки – педагогика школы и музейная педагогика. Наблюдения показывают, что даже самый опытный учитель-историк, переходя в культурно-информационное пространство школьного музея, действуя, так сказать, в параметрах стандартизированной роли музейного работника-профессионала, должен определенным образом откорректировать свою профессиональную позицию. Это не просто сделать. Ведь здесь, в отличие от требований педагогики школы, существенным образом меняются практически все основные структурные компоненты в целом универсальной системы профессиональной педагогической деятельности: ее содержание, принципы, условия, формы и методы работы. По концептуальной схеме должен оцениваться проектируемый воспитательно-образовательный результат. Последнее обстоятельство представляется особенно важным для обсуждения, ибо результат деятельности школьного музея в любой из ныне распространенных типовых разновидностей, чрезвычайно многогранен: он может быть представлен и в структуре сложившегося общественного мнения жителей села о школе, и в изменившемся у детей отношении к изучению тех или иных учебных предметов, и в обретении всем детским школьным сообществом определенных ценностно-смысловых ориентиров мировоззренческого уровня.

Как оценить качество работы достигнутое школьным музеем? Один из наиболее распространенных подходов – это перечень проведенных за определенный период времени мероприятий, актуальных и интересных детям. Возможен и более сложный вариант – аналитический отчет, включающий в себя пошаговый сопоставительный анализ степени соответствия проектируемых воспитательно-образовательных результатов реально достигнутым. Но, чаще всего, дело ограничивается лишь констатацией эмоциональной стороны деятельности, выражающейся в изменившемся отношении детей к истории родного края, истории школы, ее дням сегодняшним и будущим.

Довольно часто работники музея в оценке качества свой работы оперируют категорией детского интереса. Действительно, сформировавшийся у детей интерес есть существенный показатель результативности педагогической деятельности. Но интерес интересу рознь. Для педагога-профессионала, как мы полагаем, недостаточно зафиксировать присутствие феномена интереса у обучающихся. Интересу надо дать содержательную характеристику, причем обязательно дифференцировать состояние интереса в терминах развития. Уточним сказанное: в сложившейся практике мы считаем возможным использование следующей рабочей шкалы развития интересов:

  • интерес-любопытство, возникающий как реакция ребенка на новизну, быстро чередующие яркие впечатления (существенен только в плане характеристики профессионального мастерства музейного педагога, его умения активизировать внимание детей);

  • ситуативного интереса, возникающего у детей в той или иной определенной ситуации (какая это ситуация, какие это дети – вещь в диагностическом плане чрезвычайно важная);

  • надситуативного интереса, отмеченного фактическим стремлением детей возвратиться к понравившейся им исследовательской, познавательной либо коммуникативной ситуации без осознания движущего таким поведением мотива (обычная детская реплика – «мне интересно».

  • Потребностно-детерминированного интереса, т.е. такого уровня развития интереса, который, во-первых, уже имеет под собой четко осознанную самим ребенком потребность: игровую, исследовательскую, просветительскую, коммуникативную и др.) и во-вторых, представлен в личностно-значимом стремлении преодолевать возникающие трудности для того, чтобы заниматься любимым делом.

Отметим еще одну существенную особенность развития детских интересов. Это их все более возрастающая конкретизация по предмету направленности. Интерес, как известно, избирателен по своей сути. Следовательно, в процесс развития детских интересов они обретают все более выраженные сферы локализации. Поэтому не следует говорить об интересах, так сказать, вообще, а лучше указать в какой сфере они локализованы. Пусть это будет история родного края, либо определенный период ВОВ, выпускники школы определенного класса и др.

Однако сегодняшняя практика чаще всего ограничивается фиксацией интересов в самом широком плане, без уточнения достигнутого уровня их предметной дифференцированности.

Кроме того, интерес – это состояние личности. Из этого общественного утверждения следуют очень важные выводы. Дело в том, что в состоянии интереса ситуативно, на уровне конкретной жизненной ситуации, представлена вся личность, представлена целиком, в единстве всех ее потенциальных сил и способностей. За интересом стоит определенный круг потенциальных возможностей дальнейшего развития личности. В прогностической оценке таких возможностей стратегическими ориентирами должны выступать потребности растущей личности. А вопрос о мотивации личности к тому ли иному виду деятельности есть вопрос о прогнозировании перспектив развития ребенка по потребностно-мотивационному основанию.

Даже в самом простейшем психолого-педагогическом анализе воспитательного процесса работники музеев должны видеть, что предпринимаемые ими меры, реализуемая конкретная программа влечет за собой активизацию (а следовательно и развитие) не только ситуативно обозначившегося мотива, но и вполне определенного спектра потребностей, доступных для их преимущественного развития в образовательном пространстве школьного музея. Пользуясь случаем, укажем на такие потребности, которые не всегда принимаются а расчет педагогами. Это:

  • потребность во взрослении,

  • потребность в романтик,

  • акизитивная потребность (потребность в коллекционировании),

  • потребность в престиже,

  • потребность в принадлежности к какой либо референтной социальной группе (личностно значимой) и др.

Для работников школьных музеев существенно важно помнить, что механизм развития потребностей парадоксален. Так, при эмоциональном насыщении той или иной потребности – она временно угасает, но, будучи педагогически грамотно регулируемой, затем вспыхивает с новой силой. Здесь есть повод для дальнейшего серьезного научно-педагогического размышления. Ибо непрофессионализм в обращении с интересами детей и подростков не восполним никакими другими видами профессиональной компетентности.

Опыт муниципальных музеев Новосибирской области по сохранению и возрождению культурного наследия
Сальникова И.В.,

к.и.н. зам. директора ГУК НГКМ
В Новосибирской области в настоящее время успешно работают 27 музеев. Среди районных музеев преобладают историко-краеведческие (23), 2 музея являются историко-художественными (Искитимский городской историко-художественный музей, Краснозерский художественно-краеведческий музей) и два мемориальных музея (Бергульский дом-музей имени П.П. Бажова в Северном районе, Мемориальный Дом-музей В.В. Куйбышева в городе Куйбышеве).

Необходимо отметить, что сеть музеев растет, за последние три года организовано три новых районных музея. В музеях области хранятся более 131 тысячи материалов основного фонда. Музейные коллекции – это овеществленная и документированная историческая память. Неповторимость музейных собраний районных музеев заключается в том, что они иллюстрируют не отвлеченные события, а являются участниками история своего края. Особенно велика их эмоциональная и информационная ценность, потому что она состоит в конкретной узнаваемости, в причастности к историческим событиям.

Экспозиции строятся на основе музейных коллекций, потому посвящены истории районов и рассказывают под час об уникальных исторических событиях, как например, история создания Сузунского медеплавильного завода как единственного монетного центра за Уралом. Есть и специализированные экспозиции. Так в Татарском музеи есть большой раздел, который раскрывает историю военной и сельскохозяйственной техники. Музейные экспозиции постоянно пополняются, организуются выставки, раскрывающие всю палитру многовековой истории Сибирского региона. Объединяющим началом, стержнем всех экспозиций является реализация принципа показа исторического события через судьбы людей.

В каждом музее области значительную часть музейного фонда составляет этнографическое собрание: одежда, предметы быта, традиционные орудия труда. Среди этого собрания следует отметить памятники духовной русской православной культуры – это в первую очередь – собрания народной иконописи, медно-литой пластики и предметы ткачества. Уникальная коллекция народной иконы местного «богомаза» И.Крестьянникова и неизвестного иконописца собрана в Сузунском краеведческом музее. Интересна коллекция ткачества, которая сформирована в Маслянинском, Краснозерском музеях, изучение семантики орнамента дает возможность трансляции древнего мировоззрения русского населения.

Практически в каждом музее области часть экспозиции посвящена истории заселения района. Музейная экспозиция – это не только коллекционный показ, но и реконструкция микромира поселян. Примером может служить интересная экспозиция в Колыванском музее «Бабий кут», «Козьмодемьяновская ярмарка», «Крестьянская изба» - Барабинский музей, «Русская старина» - Чистоозерный музей, Казахская юрта – Венгеровский музей. В музеях проходят выставки: «История русского костюма», «Духовный мир», «Из бабушкиного сундука» и др. Особенно следует отметить, что знакомство изучение бытовых традиций не ограничиваются рамками музейной экспозиции или коллекционных выставок, во многих музеях расширяется музейное пространство через включение в экскурсию или музейное занятие. В поселениях и городах, где сохранились уникальные памятники русского зодчества (Сузун, Колывань, Куйбышев) посетителю предлагается серия экскурсий по населенному пункту, которая дополняет информацию об истории.

Изучая русую народную культуру, сотрудник Болотинского музея стали инициаторами восстановления Турнаевской церкви – православного храма – уникального памятника деревянной архитектуры. В Куйбышевском музее восстановили историю многих православных храмов старого Каинска – одного из старейших городов современной Новосибирской области: Собора во имя Спасителя нерукотворного образа – постройки 1828 года, кладбищенской церкви во имя Сошествия святого духа на Апостолов 1847 года постройки, домовой церкви при Каинской женской гимназии, церковь во имя Иоана Предтечи, постройки 1904 года.

Одной из особенностей современных исторических экспозиций их действенность – музеи постепенно отходят от правила «руками не трогать». Поэтому традиционным являются выставки и мастер классы «Живая старина», «Как одевались наши бабушки», «Тайны вышитого узора». Эти занятия дают возможность окунуться в мир старины русских традиций.

Экспозиции музеев позволяют реализовывать культурно-образовательные программы, посвященные знакомству с духовной культурой русского населения. Среди них большое место занимают занятия по теме «Откуда азбука пришла?», цель которых – приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с истоками славянской письменности. Знакомство с духовными русскими традициями происходит через участие музейных посетителей в обрядовых календарных праздниках, которые традиционно проводятся в музеях Новосибирской области. В Искитиме – рождественские посиделки, колядование, масленица, организованные музеем стали неотъемлемой частью городских общественных мероприятий.

Отличительной особенностью образовательных программ является использование интерактивных технологий, когда осуществляется диалог музейного работника и посетителя, где последний становится соучастником в исследовательском процессе.

В последнее время изменились приоритеты в направлениях работы музеев, возросла их роль в научно-образовательном воспитательном процессе. Музеи расширяют свои функции, они становятся не только хранителями исторической памяти, но активно участвуют в ее восстановлении. Кроме того, музеи включаются в школьный образовательный процесс. Это выражается в том, что практически в каждом музеи разработана программа, включающая региональный компонент. Она строится на музейном предмете и экспозиции, поэтому не только дополняет, но и расширяет рамки школьного курса. Особый интерес представляют уроки родиноведения, из которых дети узнают историю страны по истории своего поселка, своей семьи, изучают восстанавливают свою родословную, изучают русские традиции.

Растет связь с образовательными учреждениями, но меняются акценты, если раньше музейные экспозиции и лекции рассматривались педагогами как дополнительный материал, то теперь часто музеи являются инициаторами научных исследований, выявляя исторические источники и вовлекая образовательные учреждения в данный процесс.

Рассмотрим этот тезис на примере. Куйбышевский краеведческий музей с 1999 года организовывает и проводит ежегодные историко-краеведческие чтения, где основными исследователями являются учащиеся школ района. Темы чтений касаются истории Каинского района, по итогам чтений выпускатся сборник. Болотинский краеведческий музей в 2004 году подвел итоги двухлетненего конкурса, посвященного 80-летию Болотинского района «xx век глазами очевидцев». В результате конкурса был подготовлен сборник, авторами которого стали учащиеся школ. По свидетельству инициатора конкурса директора Болотинского музея в сборник воли записанные воспоминания очевидцев, в которых отражены исторические события 20 века, преломление человеческих судеб на примерах истории жизни одного человека или целой семьи.

В музеях Новосибирской области в рамках культурно-образовательных программ проводятся лектории разнообразной тематики: «Русский земледельческий календарь», «Русская игрушка», «Рождественские посиделки», «Обряды наших бабушек» и др., которые рассчитаны на разный возраст.

Во многих музеях одним из направлений научно-исследовательской работы является изучение традиционных ремесел традиционных промыслов (ткачество, льноводство, бортничество – Маслянинский, Болотинский, Колыванские музеи). Интересна инициатива музейщиков из болотного по изучению русских бытовых традиций. Они реализовали проект «Как рубашка в поле выросла». Суть этого проекта в следующем: с группой школьников они выезжали на поле, засеянное льном и наблюдали весь процесс выращивания льна и затем процесс превращения льна в ткань.

Особую роль играют музеи в процесс возрождения традиционных русских ремесел через организацию выставок декоративно-прикладного искусства, мастер классов, цель которых познакомить и обучить азам народно-прикладных промыслов. Примером может служить опыт Черепановского музея, где ежемесячно проводятся встречи и занятия с мастерами-профессионалами по изготовлению народной игрушки, плетения, бисероплетения и др. По итогам занятий проводится выставка «Женский мир». В Колыванском музее стали традиционными мастер классы по работе с берестой.

Многие музеи (Бердский, Краснозерский. Татарский) развивают новое исследовательское направление – история семьи, фамилий. В Краснозерском музее ежегодно проводят день семьи, когда с помощью музейных работников не только восстанавливается родословная, но и собирают членов семей. На базе Бердского музея работает местное отделение родословного общества. Активизируется исследовательская деятельность в выявлении новых документальных и вещественных источников, что дает возможность создавать тематические выстави и экспозиции.

Статистика последних лет свидетельствует о том, что растет количество посетителей. Ежегодно музеи Новосибирской области посещают около 170 тысяч, это большая цифра, если учесть, что многие музеи лишены туристического потока и строят свою работу, ориентируясь только на постоянного посетителя, а тот факт, что посещаемость музеев растет год от года, свидетельствует о возросшей востребованности музеев в культурно-образовательном пространстве.

Роль музеев в общественной, культурной жизни районов, городов, области становится более значимой и заметной.

Музеи в настоящее время способствуют формированию устойчивого интереса к национальному, культурному наследию, тем самым воспитывая чувство патриотизма и навыков исторического мышления.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что само музейное пространство, образовательные программы отвечают современной общественной тенденции, которая выражается в росте национального самосознания, интереса к истории малой Родины, в поиск собственных корней.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск