ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Календарно – тематическое планирование уроков истории в 7 классе составлено на основе программы, рекомендованной Департаментом общего и среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (М., «Дрофа», 2007г.) и «Оценки качества подготовки выпускников основной школы по истории» (М., «Дрофа» 2000г.)
Авторы программы: Новая история 7-8 классы. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшина.
Программа истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Е.В.Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVIII века.
В соответствии с приказом «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации №1312 от 09.03.2004г. на изучении истории в 7 классе отводится 2 часа в неделю.
Планирование составлено на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
В основном планирование реализуется в форме комбинированных уроков, уроков изучения нового материала, лабораторно-практических занятий по учебнику, уроков обобщения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников.
уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важных исторических понятий, уметь дискуссировать.
анализировать: исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
группировать: (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
сопоставлять: однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
сравнивать: оценки исторических событий деятелям Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
Владеть компетентностями:
Коммуникативной компетенцией;
Смыслопоисковой компетенцией;
Компетенцией личностного саморазвития;
Информационно-поисковой;
Рефлексивной компетенцией;
Учебно-познавательной компетенцией.
Цели обучения истории в основной школе:
Получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного общества и изменениях, произошедших в мире с конца XV до конца XVIII вв.
Научиться общим принципам постановки и решения проблем: методам исторического анализа, выявлению предпосылок, анализу целей и результатов, выявлению общего и различного, объяснению фактов, сопоставлению различных суждений, использовать внешкольные источники информации.
Приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре.
Помочь учащимся анализировать конкретные ситуации, уметь видеть проблемы и решать их. Стимулировать процесс гуманизации личности подростка.
Учебные пособия:
Е.В.Пчелов. История России XVII – XVIII М.:Русское слово, 2008
А.Я.Юдовская, П.А.Баранов «Новая история. 1500-1800. 7 класс», М., Просвещение, 2011 год.
Методические пособия:
А. А. Данилов, Л.Г.Косулина « История России. Конец XVI- XVIII век. 7 класс Поурочные разработки. Пособие для учителя», М., Просвещение, 2007г.
А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Поурочные разработки по новой истории 7 класс». М., Просвещение 2001 год.
3. К.А.Соловьёв «Универсальные поурочные разработки по новой истории. 7 класс», М., «ВАКО», 2006г.
В.Г.Петрович, Н.М.Петрович «Поурочное планирование 7 класс», М., Т.Ц. «Сфера» 2003 год.
А.И.Майков. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца ХVIII в.», М., Просвещение, 2001 год.
В.Н.Серов, Л.М.Гаркуша «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVIII в. 6-7 классы», М. «Вако», 2003 год.
Л.П.Борзова «Игры на уроке истории» М., «ВЛАДОС», 2004г.
КИМ:
1.С.В.Грибов «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по новой истории ХVI – начало ХХв. 7-8 классы.» М., Т.Ц. «Сфера» 1999 год.
2. Л.И.Зверева «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России с древнейших времен до конца ХVIII в. 6-7 классы.» М., Т.Ц. «Сфера» 1999.
3. А.Э.Безносов, Ю.В.Кушнерева. Тесты «История. Россия и мир. 7-8 классы». М., «Дрофа», 2001 год.
4. М.Ю.Брандт «Тесты. Новая история. 7-8 классы» М., «Дрофа», 2002 год.
№
уроков
| Название тем и уроков.
| Цели изучения темы
| Содержание темы
| Планируемый результат
| Педагогические средства
| Д/з
§
| Информационно-методическое обеспечение
| Кол-во часов
| Дата проведения
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| 1
| Вводный урок.
От Средневековья к Новому времени
|
| Основные понятия: традиционное общество, индустриальное общество, предпринимательский дух
Основные вопросы: хронологические рамки периода Нового времени, основные черты индустриального общества
| Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком
| Вводная лекция с элементами беседы
|
| БСЭ. Энциклопедия «Новая и Новейшая история»
| 1
|
|
|
|
| Часть1. Европа и мир в начале нового времени.
| 11
|
|
| 2.
| Технические открытия и выход к мировому океану. Великие географические открытия и их последствия.
| Показать учащимся влияние технических открытий на развитие общества.
Показать учащимся значение великих географических открытий на судьбы Старого и Нового Света
| Основные понятия: Великие географические открытия, каравелла, конкистадоры, колонизация, колония, метрополия, конкиста, мировой рынок
Основные вопросы: технические достижения и открытия, этапы ВГО открытие Америки, кругосветное путешествиеМагеллана, западноевропейская колонизация новых земель, последствия ВГО
| Технические достижения европейцев, их влияние на жизнь европейцев.
Этапы Великих географических открытий, их последствия (новые представления о мире, складывание мирового рынка, создание первых колониальных империй). Показывать на карте направления экспедиций великих мореплавателей, открытые земли.
| Устный опрос
Разгадай кроссворд «Великие географические открытия», компьютерное тестирование.
| 1-2
| Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» К уроку в школе. Тема 1.Великие географические открытия. Технические изобретения.
Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV- XVII вв.»
| 1
|
|
| 3.
| Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе.
| Рассмотреть с учащимися причины усиления королевской власти в XVI- XVII вв.
| Основные понятия: абсолютизм, капитализм, сословное представительство
Основные вопросы: основные черты абсолютизма, разнообразные формы абсолютизма
| Особенности абсолютизма как формы правления, разнообразные формы европейского абсолютизма.
Понятия: абсолютизм, парламент, монарх- помазанник Божий, этикет, регулярная армия, меркантилизм, централизованное национальное государство, национальное самосознание.
| Устный опрос
| 3
| Карта «Западная Европа в 1648г.»
Репродукции с видами Версаля, Г.Риго «Людовик XIV», Ван Дейк «Карл I, король Англии», Луи Мишель Ван-Лоо «Людовик XV»
| 1
|
|
| 4.
| Дух предпринимательства преобразует экономику.
| Рассмотреть с учащимися влияние духа предпринимательства на развитие экономики страны.
| Основные понятия: капитал, капиталист, наёмные рабочие, торговая компания, монополия, биржа, мануфактура
Основные вопросы: развитие торговли, рынков, возникновение бирж и банков, отличительные признаки мануфактуры
| Тенденции развития экономики Европы в Раннее новое время, новые явления в экономической жизни в XVI-XVII вв.
| Игра «Чистая доска».
| 4
| Карта «Западная Европа в 1648г.»
| 1
|
|
| 5.
| Социальные слои европейского общества, их отличительные черты.
| Показать учащимся влияние новых ценностей на преобразование общества.
| Основные понятия: дворяне, буржуазия, расслоение крестьянства
Основные вопросы: изменение социальной структуры европейского общества, привычки и быт европейского общества
| Изменения социальной структуры европейского общества в Раннее Новое время, формы социального взаимодействия.
| Устный опрос
| 5-6
| Презентация «Быт европейцев в XVI-XVIII вв.».
| 1
|
|
| 6.
| От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и её характерные черты.
| Показать учащимся достижения в области культуры в XVI- XVII вв.
| Основные понятия: Возрождение, культура, обмирщение сознания, искусство
Основные вопросы: философия гуманизма, основные идеи литературы, музыки, архитектуры эпохи Возрождения
| Особенности интеллектуальной жизни Европы в XVI-XVII вв., мировоззренческие установки Раннего Нового времени.
| Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разгадай кроссворд «Возрождение и гуманизм в Европе» Компьютерное тестирование «Философия гуманизма».
| 7-8
|
| 1
|
|
| 7.
| Рождение европейской науки
| Сформировать у учащихся представление о гуманистических традициях в изобразительном искусстве Западной Европы в конце XV- первой половине XVII века.
Рассмотреть с учащимися процессы рождения новой европейской науки.
| Основные понятия: Каноник, солнечная система, закон всемирного тяготения, закон механического движения, бакалавр, кровообращение, наблюдение и опыт, научное исследование, права человека.
Основные вопросы: бесконечность Вселенной, новая картина мира, естественные права человека
| Основные черты Высокого Возрождения, тенденции развития европейского искусства в XVI-XVII вв.
Понятия: Леонардо да Винчи, сонет.
| Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Записки ученика Великого мастера».
Таблица.
| 9-10
| Презентации «Леонардо да Винчи», «Рафаэль».
| 1
|
|
| 8
| Повторение
|
|
|
| Тест «Зарождение европейской науки».
|
|
|
|
| 9.
| Реформация – борьба за переустройство церкви.
| Показать учащимся причины религиозной революции в Западной Европе.
| Основные понятия: Реформация, революция, протестантизм, лютеранство
Основные вопросы: причины и распространение Реформации в Европе, учение Мартина Лютера
| Причины реформации, особенности лютеранского учения; динамика распространения лютеранства.
.
| Компьютерное тестирование «Начало реформации в Европе».
Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Из немецкой хроники начала XVI в.».
| 11
| Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» К уроку в школе. Тема 1. «Реформация в Европе. Предпосылки реформации»
Карта «Реформация в Европе».
| 1
|
|
| 10.
| Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.
| Рассмотреть с учащимися процессы распространения Реформации в Европе и борьбу католической церкви против Реформации.
| Основные понятия: кальвинистская церковь, орден иезуитов, контрреформация, ересь, аутодафе.
Основные вопросы: учение Ж.Кальвина, кальвинистская церковь, орден Изуитов
| Общие установки кальвинизма, основные направления контрреформации.
| Устный опрос
Тест «Распространение реформации. Контрреформация».
| 12
| Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Новая история. Урок №2. «Реформация и контрреформация», слайды25, 31.
Карта «Реформация в Европе».
| 1
|
|
| 11.
| Королевская власть и Реформация в Англии
| Рассмотреть с учащимися влияние реформации в Англии и использование её в своих целях.
| Основные понятия: англиканская церковь, «непобедимая армада», «владычица морей».
Основные вопросы: содержание и методы королевской Реформации, Мария Кровавая и контреформация, укрепление англиканской церкви, борьба с Испанией за морское господство
| Тенденции политико-правового развития Англии, основные вехи религиозной истории королевства в XVI в.
| Устный опрос («Найди ошибки», «Продолжи рассказ»).
| 13
| К.М. Урок №4 «Англия в XVI в.», слайды 3, 9-15.
| 1
|
|
| 12.
| Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
| Показать учащимся влияние религиозных войн на укрепление абсолютной монархии во Франции.
| Основные понятия: Нантский эдикт, гугенот, Варфоломеевская ночь, месса, компромисс, гарант.
Основные вопросы: причины религиозных войн, деятельность Ришелье и Генриха 1У, складывание абсолютной монархии
| Особенности религиозной жизни во Франции в XVI в., французский вариант королевского абсолютизма.
|
| 14
| К.М. Урок №3 «Франция в XVI в.», слайды 5, 21-28.
Карта «Франция в XVI-первой половине XVII в.»
| 1
|
|
|
|
| Часть 2. Ранние буржуазные революции в Европе. Международные отношения
| 3
|
|
| 13.
| Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия.
| Рассмотреть с учащимися причины Нидерландской революции и процесс рождения свободной республики Голландия.
| Основные понятия: революция, уния, гезы, иконоборцы, террор
Основные вопросы: причины, ход, итоги революции, рождение республики, значение Нидерландской революции
| Называть даты революции. Причины, основные события, характер революции. Показывать на карте территории Нидерландов, Голландии.
| Устный опрос («Что? Где? Когда?», «О ком идёт речь»),
тест
| 15
| Карта «Нидерландская революция в XVI в.»
| 1
|
|
| 14.
| Революция в Англии.
Путь к парламентарной монархии.
| Рассмотреть с учащимися причины обострения отношений между английским парламентом и королём и начало революции.
Показать учащимся нарастающее движение протеста беднейших слоёв общества, борьба с ним и формирование парламентской монархии
| Основные понятия: джентри, пуритане, Долгий парламент, «кавалеры», «круглоголовые». диггеры, протекторат, протектор, парламентская монархия, Великобритания, тори, виги, спикер.
Основные вопросы: причины, ход, результаты революции, гражданская война, установление республики, протекторат Кромвеля, реставрация монархии
| Называть даты революции. Причины, характер, этапы революции.
| Устный опрос («Рассказ с ошибками» «Переводчик).
| 16-17
| Карта «Англия во время буржуазной революции».
| 1
|
|
| 15.
| Международные отношения в XVI-XVIII вв.
| Рассмотреть с учащимися международные отношения в Западной Европе XVI- XVIII вв.
| Основные понятия: Тридцатилетняя война, коалиция, Семилетняя война.
Основные вопросы: причины, ход Тридцатилетней войны, Вестфальский мир, новая система отношений
| Характеризовать систему международных отношений в Европе в XVIII в. Причины, ход Тридцатилетней войны.
Называть даты Тридцатилетней войны. Показывать на карте страны участниц Тридцатилетней и Семилетней войн, места сражений.
| Устный опрос
| 18
| К.М. Урок №7 «Тридцатилетняя война», слайды 2-10
Карты «Европа в XVIIв.», «Европа в XVIIIв.»
| 1
|
|
|
|
| Часть 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований
|
|
|
| 9
|
|
| 16.
| Век Просвещения. Стремление к царству разума.
| Сформировать у учащихся представление об особенностях развития человеческих взглядах на человечество и его быте.
| Основные понятия: «Век просвещения», разделение властей, «Энциклопедия».
Основные вопросы: взгляды деятелей эпохи Просвещения, идеи Просвещения и их значение, взгляды Вольтера, Монтескье, Смита и др. просветителей
| Основные идеи просветителей, политические и социальные модели, предлагаемые французскими просветителями. Объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества.
| Таблица
кроссворд «Эпоха Просвещения. Литература, искусство»
| 19-20
| Презентация «Век Просвещения».
| 1
|
|
| 17.
| Промышленный переворот в Англии.
| Рассмотреть с учащимися причины промышленного переворота в Англии и его последствия.
| Основные понятия: фабрично- заводское производство, машинное производство, аграрная революция, промышленный переворот, луддизм.
Основные вопросы: аграрный переворот, промышленная революция, положение рабочих
| Причины промышленного переворота, взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота, значение промышленного переворота для экономической и социальной сферы.
| Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разгадай кроссворд «Буржуазные революции конца XVIII в. Промышленный переворот в Англии», компьютерное тестирование.
| 21
| Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» К уроку в школе. Тема 3. «Промышленный переворот в Англии»
Карта «Промышленный переворот в Англии».
| 1
|
|
| 18.
| Английские колонии в Северной Америке.
| Показать учащимся жизнь первых переселенцев английских колоний в Северной Америке.
| Основные понятия: пилигрим, ирокезы, колониальные ассамблеи, метрополия, «бостонское чаепитие».
Основные вопросы: первые американские поселения, формирование новой нации, причины войны за независимость
| Показывать на карте владения Англии
(колонии) в Северной Америки. Характер первых английских поселений в Новой Англии, характерные черты новой американской нации.
| Устный и письменный опрос по карточкам
| 22
| Карта «Северная Америка в 1775-1783гг.»
| 1
|
|
| 19.
| Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.
| Рассмотреть с учащимися причины войны за независимость английских колоний в Северной Америке и создание Соединённых Штатов Америки.
| Основные понятия: : патриот, лоялист, принцип народного суверенитета, Декларация независимости, национально- освободительная война, конституция, Федерация, Конгресс.
Основные вопросы: ход, значение, итоги войны за независимость, Декларация независимость, Конституция 1787 г.
| Причины, основные события, последствия войны за независимость. Показывать на карте места военных действий. Называть даты войны за независимость.
| Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Война за независимость в Северной Америке в 1775-1783гг.», компьютерное тестирование.
| 23
| Карта «Северная Америка в 1775-1783гг.»
| 1
|
|
| 20.
| Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.
| Показать учащимся Францию в XVIII в., причины и начало Великой французской революции.
| Основные понятия: «Хлебный бунт», сословия, Учредительное собрание, Национальное собрание, санкюлоты, террор, кокарда, декрет.
Основные вопросы: особенности политического и экономического развития Франции в конце 18 в., причины революции, падение Бастилии, от Генеральных штатов к Учредительному собранию
| Причины Великой французской революции. Характеристика начального этапа революции.
| Устный опрос («Отгадай термин», «Рассказ с ошибками», «Продолжи рассказ»)
| 24
| К.М. Урок №12 «Французская революция в XVIII в.», слайды 2-14.
| 1
|
|
| 21.
| Великая Французская революция. От монархии к республике.
| Рассмотреть с учащимися ход Великой французской революции и процессы перехода от монархии к республике.
| Основные понятия: Декларация прав человека и гражданина, якобинцы, гильотина, Капет, якобинская диктатура, революционный террор, Конвент, фригийский колпак.
Основные вопросы: ход французской революции, Декларация прав человека, Конституция 1791 г., якобинская диктатура, террор
| Динамика революционных событий, особенности якобинского режима.
| Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Установление республики во Франции».
| 25
|
| 1
|
|
| 22.
| Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
| Показать учащимся дальнейшее развитие революции во Франции от якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
| Основные понятия: «умеренные», «бешенные», «болото», «новые богачи», термидорианцы, Директория.
Основные вопросы: переворот 9 термидора, войны Директории, государственный переворот 18 брюмера
| Причины падения якобинского режима, характеристика режима Директории.
| Устный опрос
Тест «Директория. Установление диктатуры»
| 26
|
| 1
|
|
| 23.
| . Начало европейской колонизации.
| Рассмотреть с учащимися изменения в странах Востока, связанные с проникновением европейцев и начало европейской колонизации.
| Основные понятия: колонизация, «закрытые страны», традиционное общество, западная цивилизация
Основные вопросы: особенности экономического и политического развития стран Востока, последствия вмешательства европейцев в жизнь стран Востока
| Изменения в странах Востока, связанные с проникновением европейцев.
| Устный опрос
| 27- 30
|
| 1
|
|
| 24
| Повторение
|
|
|
| Тестирование
|
|
| 1
|
|
| |