Демеха Иван Анатольевич,
Учитель истории МОУ: СОШ п.Горноправдинск
Урок-презентация, урок-путешествие
«Города Югры: история, символика, современность» История ХМАО-ЮГРЫ. 11 класс
ТЕМА: Города Югры: история, символика, современность ЦЕЛИ УРОКА:
формировать знания учащихся об истории края середины 60-х – середины 80-х гг. XX века, раскрыть историю возникновения и развития городов Югры, дать характеристику гербов городов, охарактеризовать современное развитие городов края, как центров экономики и культуры. Воспитывать интерес к родному краю, его героическому прошлому и настоящему.
способствовать развитию познавательных способностей, умений извлекать информацию из различных источников, сравнивать, анализировать и обобщать, приводить примеры из различных уровней познания мира и самого себя.
ЗАДАЧИ УРОКА:
освоить систему знаний, составляющих основу познавательной деятельности человека;
развивать интерес к познавательной деятельности, умения рационально и аналитически мыслить, анализировать и классифицировать любую информацию, собирать и обрабатывать материал, делать из него правильные выводы;
развивать интерес к познанию социальных аспектов жизни общества; воспитывать социальную ответственность и готовность искать эффективные пути познания общества и самого себя;
формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям.
ТИП УРОКА: урок-презентация (урок-путешествие)
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экранная доска, карта «ХМАО-Югры», выставка-экспозиция из школьного музея «Наш край – Югра», таблица «Города Югры», рефераты о городах Югры, учебники по истории ХМАО-Югры, рабочие тетради.
ЛИТЕРАТУРА:
История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней. – Екатеринбург, 1999.
Хрестоматия по Истории Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней. - Екатеринбург, 1999.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Преподавание истории и обществознания в школе. №9-10 за 2008 год.
История и обществознание для школьников. №4-5 за 2008 год.
Энциклопедия Югра. Т. 1-3. – Ханты-Мансийск, 2000.
ПЛАН УРОКА:
РАБОТА УЧИТЕЛЯ
| РАБОТА УЧАЩИХСЯ
| 1. Организационный момент – 1-2 мин.
2. Эвристическая беседа, проверка знаний по теме «Знаешь ли ты свой край?» (5 мин.)
Вопросы и задания:
1) Что такое урбанизация? Когда и в связи с чем она началась в Югре?
2) Какие главные результаты быстрого роста населения для нашего края?
3) Приведите примеры. 3. Учитель показывает на экране и гербы городов Югры, фрагменты иллюстраций и фотографий главных достопримечательностей каждого города(20 мин.)
4. Во время показа слайдов учитель даёт задание учащимся составить хронологическую таблицу «города Югры». При составлении таблицы использовать материалы из кратких выступлений учащихся.
1) Используя материалы урока, назвать пять самых больших достижений нашего края в развитии экономики, транспорта, культуры, которые прославили наш край на весь мир (10 мин.).
5. Краткие выводы, задания учащимся для работы со словарями научных терминов. (5 мин.)
6. Домашнее задание. Учитель вручает каждому ученику примерное содержание тем для написания эссе по теме «Город моего будущего».
| 1. Учащиеся приготовились к уроку, открыли рабочие тетради и учебники. 2. Учащиеся составляют заполняют схему «города Югры» (смотрите ПРИЛОЖЕНИЕ 1): 1) каждый из 14 учащихся дает краткое описание герба одного из городов Югры; 2) краткий исторический экскурс-путешествие по городу с использованием слайдов презентации; 3) рассказ о главных достопримечательностях города; 4) оценка роли и значения города в развитии экономики, образования и культуры нашего края. 3. Каждый из учащихся подготовил краткий реферат об одном из городов Югры, а также материалы об истории герба города.
1) Самые большие разведанные запасы нефти в России (1 место по добыче нефти, 60% всей добычи в России).
Самые большие рыбные запасы в России (муксун, стерлядь, осётр –лучшие породы рыб).
Самый большой в Евразии Мост через реку Обь (г. Сургут) – 3200 м.
Самая большая в Евразии Сургутская ГРЕС (тепловая электростанция, работает на мазуте и сырой нефти).
Самый большой в России Центр лыжного спорта (биатлон, триатлон, лыжные гонки) в г. Ханты-Мансийске. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
4. Учащиеся самостоятельно делают выводы, работают над понятиями, анализируют историю происхождения понятий, раскрывают значение понятий:
демографический взрыв; апарелька;
нефтяной бум; буровая; урбанизация, вахта; магистраль, балок; скважина; «буран»; зимник; геологоразведка
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3); 5. Цель домашнего задания: раскрыть главные достижения в развитии городов нашего края, а также главные проблемы, которые требуют решения (На примере одного из городов Югры).
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ- ЮГРЕ 78 лет
(10 декабря 1930 года – 10 декабря 2008 года) Таблица 1 ГОРОДА ЮГРЫ
НАЗВАНИЕ
| ГОД ОБРАЗОВАНИЯ
| НАСЕЛЕНИЕ
| ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
| 1. Ханты-Мансийск
2. Сургут
3. Нижневартовск
4. Нефтеюганск
5. Когалым
6. Покачи
7. Лангепас
8. Урай
9. Белоярский
10. Нягань
| 1637 год (в 1950 году – город окружного подчинения, центр района
1782 год (в 1965 году – город окружного подчинения, центр района
1972 год – город окружного подчинения, центр района
1967 год - город окружного подчинения, центр района
1985 год - город окружного подчинения
1992 год – город районного подчинения
1985 год – город окружного подчинения
1965 год – город окружного подчинения
1988 год - город окружного подчинения
1985 год – город окружного подчинения.
| 54 тысячи человек
285 тысяч человек
239 тысяч человек
108 тысяч человек
55 тысяч человек 15 тысяч человек 37 тысяч человек 39 тысяч человек 19 тысяч человек 53 тысячи человек
| Центр ХМАО-Югры, главный администр. и культурный центр Югры
Центр нефтедобывающей пром. («Сургутнефтегаз», энергетики (Сургутская ГРЕС)
Центр нефтедобывающей пром. («Югранефть»)
Центр нефтедобывающей пром. («Юганскнефтегаз»)
Центр нефтедобывающей пром. («ЛУКойл»)
Центр нефтедобывающей пром.(«покачинефть»)
Центр нефтедобывающей пром. («Лангепаснефтегаз»)
Центр нефтедобывающей пром. («ЛУКойл»)
Транспортировка газа
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ВОСЕМЬ САМЫХ, САМЫХ, САМЫХ…
Самые большие разведанные запасы нефти в России (1 место по добыче нефти, 60% всей добычи в России).
Самые большие рыбные запасы в России (муксун, стерлядь, осётр –лучшие породы рыб).
Самый большой в Евразии мост через реку Обь (г. Сургут) – 3200 м.
Самая большая в Евразии Сургутская ГРЕС (тепловая электростанция, работает на мазуте и сырой нефти).
Самый большой в России Центр лыжного спорта (биатлон, триатлон, лыжные гонки) в г. Ханты-Мансийске.
Самый первый в России Центр искусств для одарённых детей Севера.
Самый большой музей археологии «Человек и природа»
Самая большая в Сибири мечеть в городе Сургуте.
НОВЫЕ СЛОВА Демограф. взрыв;
апарелька;
нефтяной бум; 8. буровая;
урбанизация; 9. вахта;
магистраль; 10. балок;
скважина; 11. «буран»;
зимник; 12. геологоразведка
УРОК
«ГОРОДА ЮГРЫ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЗНАКИ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ СИМВОЛИКУ ГОРОДОВ ЮГРЫ
Цвета: синий – реки и озёра края; белый – цвет снега; зелёный – цвет тайги.
Нефть: капля, факел, нефтяная вышка, труба нефтепровода. – главное богатство Югры.
Национальный орнамент народов ханты и манси: рога оленя, обереги, желтого, оранжевого, белого и зеленого цветов.
Природные богатства края: сибирская сосна, кедр, в изобилии произрастающие на Югорской земле.
Богатая фауна нашего края: пушной зверь - белка, лиса-чернобурка, соболь; бурый медведь, сибирский олень, птицы - стерх (белый журавль), глухарь; рыбы – муксун, стерлядь, осётр.
Солнце, небо, звёзды-снежинки, три холма, семицветная радуга, синие, зелёные, жёлтые и красные полосы – символы реки, огня, леса, воды и солнца.
Отзывы педагогов
Очень познавательное внеклассное занятие о нашем родном крае - о городах Югры. Города Ханты-Мансийского края молодые, с небогатой историей, но всех их роднят открытия газа и нефти. содержательные и интересные. Викторина в конце занятия показала, что школьники многое узнали и запомнили. Спасибо Ивану Анатольевичу!
|