Скачать 43.32 Kb.
|
Анализ экспериментальной работы МОБУ гимназия с.Кармаскалы за 2009-2010 учебный год В конце 2007-2008 учебного года был подписан договор о сотрудничестве коллективов Института исторического и правового образования и гимназии по теме «Развитие критического мышления в процессе изучения гуманитарных дисциплин». Целью эксперимента является разработка системы приемов и средств формирования критического мышления при изучении истории, литературы, мировой художественной культуры, проверка ее эффективности в гимназии с. Кармаскалы. Эксперимент рассчитан на 3 года и делится на три этапа: 1 этап – 1-й год: методический семинар учителей, изучение учителями литературы, диагностика уровня обученности школьников, разработка учителями дидактических материалов; 2 этап – 2-й год: разработка учителями моделей проведения уроков с элементами критического мышления, проведение уроков, промежуточная диагностика; 3 этап – 3-й год: проведение уроков по технологии развития критического мышления, заключительная диагностика. Результатом 2 этапа эксперимента стало проведение открытых уроков по модели технологии развития критического мышления, методических обучающих семинаров для учителей района, педагогических советов с участием сотрудников ИИПО БГПУ им. Акмуллы. В течение 2009-2010 учебного года в гимназии проводилась целенаправленная работа по теме экспериментальной площадки. Учителями изучалась литература И.О. Загашева, С.М. Заир-Бека «Критическое мышление: технология развития», С.М. Заир-Бека, И.В.Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке», Н.В.Богатенкова, И.В. Муштавинской «Технология развития критического мышления на уроке истории»; разрабатывались дидактические материалы по предметам гуманитарного цикла и модели проведения уроков по ТРКМ. На методических объединениях рассматривались вопросы по теме эксперимента, заслушивались выступления учителей на педагогических советах; проводились открытые уроки с применением некоторых приемов вышеназванной технологии на районных совещаниях директоров школ, заместителей директоров района по учебно-воспитательной работе, на семинаре для учителей русского языка и литературы района. В ноябре 2009 года был проведен педсовет «Новые педагогические технологии как одно из средств инновационной деятельности гимназии», на котором были представлены такие современные образовательные технологии, как развивающая программа «Школа-2100», информационные и коммуникационные технологии и технология развития критического мышления. Именно эти стратегии нашли широкое применение в практике преподавания педагогов нашей гимназии в рамках экспериментальной работы. В декабре 2009 года педагоги гимназии Иванова Л.А., заместитель директора по НМР, Мусина Т.Н., учитель начальных классов, Батталова Ф.Б., учитель технологии и изобразительного искусства, приняли участие в Республиканском научно-практическом семинаре по теме «Методика организации работы с талантливой молодежью в общеобразовательных учреждениях», организованном Башкирским институтом развития образования. Педагоги выступили с обобщением опыта по темам: «Методика разработки портфолио учащихся», « Методика подготовки одаренных учащихся на олимпиады и конкурсы», «Опыт работы экспериментальной площадки ЦВИРОД БИРО» и были награждены грамотами за активное участие в работе семинара. В январе 2010 года состоялся педсовет по теме «Эффективность использования современных образовательных технологий в процессе обучения», где руководители кафедры естественных и точных наук, начального обучения и кафедры гуманитарных и общественных наук представили отчет об использовании педагогами гимназии некоторых приемов ТРКМ на уроках. Так, учителя начальных классов активно используют такие приемы ТРКМ, как кластеры, «Дерево предсказаний», «толстые» и «тонкие» вопросы; учителями биологии, физики, химии, математики применяется метод Инсерт, мозговая атака, стратегия «ЗХУ» («знаю», «хочу узнать», «узнал»), а также составление сравнительных таблиц, кластеров; на уроках русского языка и литературы, истории, обществознания – «чтение с остановками», написание эссе, составление синквейнов, прием «Верные - неверные утверждения», «Прогнозирование». В марте 2010 года на базе гимназии состоялся семинар учителей русского языка и литературы района по теме «Современные педагогические технологии и их использование на уроках русского языка и литературы», на котором руководитель РМО Саттарова Л.Г. представила вниманию учителей презентацию приемов технологии развития критического мышления и обосновала значимость каждого приема в практике преподавания. Учителем русского языка и литературы Ивановой Л.А. был проведен открытый урок литературы в 7 классе с применением ТРКМ по теме «Жить по законам человечности…»(по рассказу А.Платонова «Юшка»). В течение 2009-2010 учебного года педагоги гимназии принимали активное участие в профессиональном конкурсе «Учитель года», в районных совещаниях директоров и заместителей директоров школ района, а также в районных семинарах учителей-предметников, на которых также успешно проводили открытые уроки с применением элементов технологии развития критического мышления. В мае 2010 года состоялся педагогический совет с участием сотрудников ИИПО БГПУ им.Акмуллы Баишева И.Н., доцента кафедры отечественной истории, и Бубнова Е.В., аспиранта кафедры. Учителями гимназии Егоровой А.А., Давлетшиной Ф.Ф. и Насыровой А.Т. были показаны открытые уроки, на которых присутствовали вышеназванные представители БГПУ, а затем на педагогическом совете состоялось обсуждение уроков и подведение итогов работы коллектива по теме экспериментальной площадки за прошедший учебный год. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа коллектива гимназии по теме экспериментальной площадки приобрела целенаправленный, системный характер и дает положительные результаты. Обучающиеся овладевают и проявляют свои умения критического анализа различных источников информации как на уроках, так и во внеурочной деятельности (на олимпиадах, интеллектуальных конкурсах), развиваются личностно, проявляют активность в различных сферах деятельности. ТРКМ позволяет и учителю самореализоваться как личности, проявить его профессиональные качества на более высоком уровне. Задачи на 2010-2011 учебный год: - апробация и внедрение новых приемов технологии развития критического мышления в образовательный процесс; - разработка моделей уроков по ТРКМ всеми учителями-предметниками; - проведение заключительной диагностики уровня обученности 8-10 классов. |