Скачать 63.05 Kb.
|
Сердалиева Э.А. - Учитель истории, первая квалификационная категория Урок обществознания в 9 классе ТЕМА: Искусство общения Оборудование: Написать эпиграф: «Нам не надо предугадать, Как слово наше отзовется, - И нам сочувствие дается. Как нам дается благодать».Ф.И. Тютчев. Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие. Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они. Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами Противоположность – эгоист. Конспект. Тема: «Искусство общения. Вступит слово учителя.
Я рада сегодня видеть вас такими нарядными и волнующимися. Я очень надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли самое активное участие в этом уроке общения. Сегодня мы попробуем объяснить от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей, я очень надеюсь что мы научимся выражать свое доброе отношение к людям словами, но и с помощью жестов и мимики. Попробуем. Убедиться, что жесты и мимика позволяют точнее передать содержание высказывания. Ведь самое прекрасное, что есть на земле это любовь к людям, взаимопонимание. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, - и нам сочувствие дается, как нам дается благодать. И сегодня я назвала наш урок «Искусство общения». Ведь дар общения – это не только владение речью. Это, прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение прокинуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Все это мы определяем, одним словом эмпатия Вот об эмпатии мы и поведем речь сегодня, что такое эмпатия – лексическое значение. Мы должны узнать, от чего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научится сочувствию. Но давайте вначале прочтем, что означает слово сочувствие. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие. А способны ли вы к сочувствию – Давайте проверим. Текст – задача (про карлика). Карлик жил на 20 этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10 этажа, а оттуда шел пешком вверх.
(не мог дотянуться до кнопки). Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а мы обычно делаем наоборот – ставим кого-то на своё место. И отсюда вытекает много проблем, которые заставляют страдать людей, ведь мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветлённое разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек, - лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь – и всё это во имя жизни.
Игра – этюд « Чудная роль»1.Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; 2.Собака своему хозяину; 3.Кот на солнышке. 4.Мать младенцу. (Кукла, младенцу, солнышко) II. Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино, наездница на лошади, побитая собака. Правило №2. В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей! Один из великих, современных шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я в него должен влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, т.е и как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю. Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность – эгоист. Научиться любить людей трудно, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает Владимир Леви. Попробуйте добровольно войти в роль Альтруиста. Поживите чуть–чуть в роли Доброго Ангела. Но поживите всерьез и добровольно. Исключительно ради себя: это время посвятите не себе, а кому – то другому или какому – то делу, не имеющему отношения к вашим личным делам интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания- более того , действуете незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. Попробуем? Итак, Альтруист на минуту. Выразите свое доброе отношение к присутствующим, одну минуту побудьте в роли Доброго Ангела. (Игра детей)-? -Ребята мы говорим о самых добрых отношениях людей, о сочувствии и сострадании, об Эмпатий. Скажите мне, пожалуйста, как выразить свое доброе отношение к человеку? (Поступком, жестом, мимикой, словом). Да, ребята, ведь все наши слова, поступки сопровождается жестами и мимикой .Это происходит как бы само собой , мы даже не всегда замечаем какие жесты мы исполняем –выполняем -А что такое жесты и мимика? Откройте толковые словари и найдите значения этих слов Мимика-движение мышц лица , выражающие внутреннее душевное состояние. Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
Сообщения учащихся «Из истории языка жестов и мимики . Учитель: Рассказывать об истории жестов можно очень долго и интересно. Если кто - то заинтересуется, то может найти нужный материал в библиотеке – «Трамвай» - 10.
строительстве, морском деле, существует азбука глухонемых, а в школе, на уроках – подсказки).
Вывод: Конечно, ребята, нельзя выразить сочувствие, сострадание, уважение и любовь к людям без мимического выражения на лице, с любовью в глазах вы говорите о любви и уважении, если вы скорбите, тона лице, конечно, отражается ваше чувство. Но когда мы можем понять друг друга и без слов, только с помощью жестов и мимики. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр и там вы не услышите во время представлений ни слова. однако зрители посещают его с удовольствием.
А теперь найдите изображение, которое соответствует вашему настроению. Решение коммуникативно-ситуативных задач. А сейчас мы с вами поговорим… А о чем? Вам подскажет стихотворение. Муравей сороконожка повстречался на дорожке.
Сорок лапок подалаИ пока он лапки жал Тут и вечер набежал. ( Гольдман) Итак, речь пойдет о жестах приветствия и прощания. Ведь мы учимся быть другими, мы должны лучше понимать друг друга, проявлять друг другу чувства эмпатии, и нам в этом большую помощь?? жесты приветствия и прощания. Оказывается, существует даже этикет жеста. Русский писатель А. И. Куприн, говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере. Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие, протянуть руку «Лодочкой» - человек смущен, долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе. Но запомните: чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест. Т.е. он умеет владеть своими чувствами.
Так как мы сегодня с вами говорим об искусстве быть другим, конечно же улыбка играет важную роль в выражении чувств. Я хочу Вам напомнить прекрасные слова В. Солоухина: «А ведь в распоряжении людей есть улыбка. Посмотрите почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, - все нужно самому себе. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала вы бы ее никогда даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно если за 10 дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет. Чтобы этого не получилось, посмотрите, друг на друга и улыбнитесь. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Рефлексия. Слово учителя. Пожелание друзьям! Желаю Вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у Вас А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, Дается нам недешево! |